Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: правовой и при...

Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: правовой и прикладной анализ

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

антикоррупционная экспертиза
коррупционные риски
нормативный правовой акт
правотворчество
экспертиза законопроектов
независимая экспертиза
принципы правовой политики
гражданское общество
государственный контроль
противодействие коррупции

Аннотация статьи

В статье рассматриваются принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, закреплённые в статье 2 Федерального закона № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Анализируются такие принципы, как обязательность проведения экспертизы, системность оценки нормативных актов, обоснованность и проверяемость экспертных заключений, компетентность экспертов, а также сотрудничество государственных органов с институтами гражданского общества. Автор обращает внимание на факторы, обеспечивающие реализацию каждого принципа, и подчёркивает их значение для повышения эффективности антикоррупционного контроля в сфере правотворчества. Делается вывод о необходимости комплексного и практико-ориентированного подхода к развитию института антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации.

Текст статьи

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов представляет собой один из ключевых правовых механизмов предупреждения коррупции на ранней стадии – этапе правотворчества. В статье 2 Федерального закона № 172-ФЗ чётко определены принципы, на которых должна строиться данная деятельность [2]. Анализ этих принципов позволяет оценить не только методологическую основу экспертизы, но и выявить существующие проблемы реализации и пути их преодоления.

Прежде всего, важнейшим является принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Он закрепляет не право, а обязанность государственных органов включать экспертизу в регламент нормотворческого процесса. Это означает, что каждый проект нормативного акта, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, должен пройти проверку на наличие коррупциогенных факторов до его официального принятия. Как подчеркивает Е. Р. Россинская, игнорирование этой стадии приводит к воспроизводству коррупционных рисков на уровне закона, что подрывает доверие общества к правовой системе [9, c. 64].

Следующий принцип – оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими актами – обеспечивает системный характер экспертизы. Речь идёт не только о выявлении внутренних рисков в конкретном проекте, но и о сопоставлении его положений с действующим законодательством, чтобы исключить коллизии, дублирование или неоднозначность правового регулирования. Такой подход препятствует манипулятивному использованию «правовых лазеек» и юридических нестыковок. Как отмечает Н. Н. Песцова, коррупция часто возникает именно в зонах нормативной неопределённости и правовой неопределённости, порождённых несогласованностью правовых актов [7, c. 225].

Третьим принципом является обоснованность, объективность и проверяемость результатов экспертизы. Этот критерий призван защитить экспертизу от субъективизма и формального подхода. Экспертные заключения должны быть аргументированы, логически выстроены и содержать ссылки на конкретные положения проекта, выявленные коррупциогенные факторы и обоснование их правовой опасности. Кроме того, заключения должны быть проверяемыми другими специалистами – это позволяет избежать произвольных или политически мотивированных трактовок. А. Е. Вандровская подчёркивает, что только научно обоснованная и логически структурированная экспертиза может служить эффективным инструментом правотворческого контроля [4, c. 668].

Принцип компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу, также имеет фундаментальное значение. Он предполагает наличие у экспертов профильного образования, опыта в правовой сфере и понимания специфики антикоррупционного анализа. Федеральный закон предусматривает ведение реестра независимых экспертов Минюстом РФ, в который могут включаться лица, обладающие необходимыми квалификационными данными. Наличие формального допуска, однако, не всегда гарантирует качество – как указывает О. Л. Казанцева, экспертиза требует междисциплинарного подхода, включающего знания не только в юриспруденции, но и в области управления, экономики и публичной политики [5, c. 118].

Наконец, принцип сотрудничества государственных органов с институтами гражданского общества при проведении экспертизы закрепляет демократическую направленность антикоррупционной политики. Он выражается, в том числе, в институционализации независимой антикоррупционной экспертизы, которая может быть инициирована и проведена общественными объединениями, научными организациями, юридическими фирмами и даже отдельными гражданами. Суть такого подхода – в создании механизма внешнего контроля за законопроектной деятельностью власти, что способствует снижению коррупционных рисков и повышает доверие общества к правовому регулированию. Как отмечают А. Р. Корнилов и А. Р. Яковлева, именно общественная экспертиза позволяет выявить те коррупционные лазейки, которые по тем или иным причинам могут быть «не замечены» внутри государственного аппарата [6, c. 550].

Таким образом, принципы антикоррупционной экспертизы, закреплённые в статье 2 Федерального закона № 172-ФЗ, формируют методологическую и правовую основу для предотвращения коррупции на стадии правотворчества. Их реализация требует не только соблюдения формальных процедур, но и высокого уровня правовой культуры, межведомственного взаимодействия, а также реального участия гражданского общества. Укрепление этих принципов представляет собой стратегическое направление в развитии современной антикоррупционной политики России.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (последняя редакция). – КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/.
  2. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ (последняя редакция). – КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/.
  3. Абдуганиев Э.С. Основные понятия и принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Научный альманах. – 2024. – № 5-2 (115). – С. 49-51.
  4. Вандровская А.Е. К вопросу о методологических принципах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: понятие и содержание // В сборнике: Трансформация права. Материалы VI Всероссийского научно-практического форума студентов и молодых ученых. Екатеринбург, 2024. С. 667-676.
  5. Казанцева О.Л. Принцип компетентности в деятельности независимых экспертов, аккредитованных Министерством юстиции РФ на проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов // История, теория, практика российского права. – 2024. – № 17. – С. 114-120.
  6. Корнилов А.Р., Яковлева А.Р. Антикоррупционная экспертиза как форма общественного контроля // В сборнике: Цивилизация знаний: российские реалии. Материалы XXIV Международной научной конференции. Москва, 2023. С. 548-553.
  7. Песцова Н.Н. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: общетеоретический аспект // В сборнике: Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. Сборник статей по результатам международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Под редакцией Е.В. Евсиковой, И.В. Хмиль. Симферополь, 2022. С. 224-233.
  8. Поддубная О.С., Хлонова Н.В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. – М.: Юрайт, 2025. – 100 с.
  9. Россинская Е.Р. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики. – М.: Норма, 2025. – 160 с.

Поделиться

61

Рубцова В. В. Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: правовой и прикладной анализ // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). Ч.II. С. 83-85. URL: https://apni.ru/article/12453-principy-antikorrupcionnoj-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov-pravovoj-i-prikladnoj-analiz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа