Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Принципы дидактики в преподавании математики

Принципы дидактики в преподавании математики

Рубрика

Математика

Ключевые слова

математика
образование
наука
системность и последовательность
доступность
сознание
активность
самостоятельность и способность к усвоению
наглядность
индивидуальный подход
принцип

Аннотация статьи

В статье представлены важнейшие принципы, характеризующие подход к преподаванию математики в школе, и пути усвоения этих принципов, а также предложения и рекомендации будущему учителю по правильной организации своей работы и грамотному и умелому анализу различных средств обучения, которые ему необходимо будет использовать в своей работе.

Текст статьи

Введение

Обучение математике представляет собой не просто передачу знаний и умений, но и сложный дидактический процесс формирования личности. Эффективность этого процесса определяется тем, насколько обучение опирается на дидактические принципы, подтверждённые педагогической практикой и научно обоснованные. Современная дидактика рассматривает обучение как систему, включающую в себя образовательные цели, содержание, методы, формы и средства, взаимодействующие в определённой педагогической среде. В этом контексте принципы дидактики математического образования выступают как ориентиры для построения учебного процесса, который обеспечивает осознанное, прочное и целенаправленное овладение математическим знанием.

Особенность математики как учебного предмета требует применения как общедидактических, так и специально-методических принципов, способствующих развитию логического мышления, абстрактного анализа, творческого подхода к решению задач. В последние десятилетия исследователи акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода к обучению, учитывающего когнитивные, аффективные, медийные, интеракционные и экологические аспекты образовательной деятельности. Одним из актуальных направлений стала онто-семиотическая модель (Onto-Semiotic Approach, OSA), предложенная Годино и его коллегами, в которой систематизировано понятие дидактической целесообразности и предложена система эмпирических индикаторов для оценки качества преподавания.

Цель данной работы – провести анализ дидактических принципов преподавания математики в школе и соотнести их с понятием дидактической целесообразности в рамках онто-семиотического подхода, с выделением ключевых аспектов, обеспечивающих успешное обучение математике.

Основная часть

Классические дидактические принципы в обучении математике. Обучение математике должно опираться на систему принципов, которые ориентированы на специфику предмета. Эти принципы обеспечивают целенаправленное, осознанное и эффективное овладение математическим знанием, способствуют развитию мышления, аналитических способностей и навыков применения знаний на практике.

Принцип научности требует соответствия содержания обучения современному уровню науки. Ученики должны понимать научную природу знаний, изучать математические понятия и закономерности через точные определения, доказательства и формулы. Этот принцип обеспечивает прочную связь между школьным курсом и академической математикой.

Принцип системности и последовательности предусматривает логическую структуру изложения материала. Новые знания должны опираться на уже усвоенные, обеспечивая таким образом постепенное усложнение и углубление содержания. Это создает когерентную учебную траекторию, позволяющую избегать пробелов в обучении.

Принцип осознанности и активности предполагает, что учащиеся не просто механически усваивают материал, но и осмысленно перерабатывают его, активно вовлекаются в учебный процесс, применяют знания для решения задач. Такой подход формирует умение учиться и развивает критическое мышление.

Принцип наглядности акцентирует внимание на необходимости использования графиков, схем, таблиц, моделей и других визуальных средств. Это облегчает восприятие абстрактного материала, способствует лучшему пониманию и закреплению изучаемых понятий, особенно на начальном этапе обучения.

Принцип индивидуального подхода требует учета уровня подготовки, интересов и психофизиологических особенностей каждого ученика. Учитель должен адаптировать методы и темп обучения, опираясь на индивидуальные образовательные потребности учащихся, что способствует раскрытию их потенциала.

Принцип обратной связи выражается в необходимости постоянного контроля и коррекции обучения на основе анализа знаний, умений и ошибок учащихся. Своевременная обратная связь позволяет оперативно выявлять трудности и корректировать учебную стратегию.

Принцип свободы выбора предполагает предоставление ученикам возможности выбора заданий, форм работы или подходов к решению задач. Это усиливает внутреннюю мотивацию, формирует ответственность и способствует развитию самостоятельности в обучении.

Современное дидактическое осмысление: теория дидактической целесообразности (DST). Теория дидактической целесообразности (Didactical Suitability Theory, DST), разработанная в рамках онто-семиотического подхода, предлагает рассматривать обучение как комплекс взаимосвязанных компонентов. Основная идея заключается в том, что обучение эффективно, если достигается соответствие между индивидуальным смыслом, приобретенным учеником, и институциональным смыслом, заложенным в программе и реализуемом учителем.

Эпистемическая целесообразность отражает степень соответствия преподавания нормативному математическому знанию. Это означает, что содержание курса должно быть репрезентативным, структурированным и логически обоснованным с точки зрения науки.

Когнитивная целесообразность показывает, насколько учебный материал находится в зоне ближайшего развития учащихся. Она требует соотнесения сложности и новизны материала с реальными возможностями учеников.

Аффективная целесообразность учитывает мотивацию, эмоциональное вовлечение и интерес учащихся к изучению математики. Это может проявляться через выбор интересных задач, использование игровых элементов или интеграцию межпредметных связей.

Медийная целесообразность определяется наличием и эффективностью используемых учебных и технологических ресурсов. Это могут быть цифровые платформы, интерактивные пособия, презентации и иные инструменты визуализации и взаимодействия.

Интеракционная целесообразность измеряет качество взаимодействия между учениками и учителем, способствующего разрешению смысловых и семиотических конфликтов. Она отражает организованность учебного дискурса, уровень сотрудничества и обмена знаниями.

Экологическая целесообразность показывает степень интеграции учебного материала в образовательную и социокультурную среду. Это включает связь с жизненными ситуациями, профориентацией, реальными задачами и социальным контекстом.

Экспериментальная часть. Для анализа соответствия классических принципов обучения математике и критериев дидактической целесообразности было проведено наблюдение за учебной деятельностью в средней школе. Основу исследования составил сравнительный анализ учебных модулей, реализованных с различным уровнем учёта компонентов DST.

В исследовании приняли участие две группы учеников 8 класса. В первой группе (контрольной) обучение проводилось традиционным методом с упором на объяснение и решение задач. Во второй группе (экспериментальной) структура уроков была построена с учетом всех шести компонентов DST.

Результаты мониторинга показали:

  • Учащиеся экспериментальной группы демонстрировали более высокий уровень понимания понятий, вовлеченности, лучше справлялись с самостоятельными заданиями.
  • Количество ошибок, связанных с неправильным пониманием условий задач, сократилось на 30%.
  • Повысился интерес к предмету, учащиеся чаще проявляли инициативу, задавали вопросы, проявляли стремление к сотрудничеству.

Заключение

Современное преподавание математики требует сочетания традиционных дидактических принципов с новыми теоретико-методологическими подходами, которые отражают сложность и многогранность образовательного процесса. Онто-семиотический подход и теория дидактической целесообразности позволяют выстроить более гибкую, адаптивную и осмысленную модель обучения, учитывающую не только когнитивные, но и аффективные, интеракционные и экологические компоненты.

Результаты экспериментального анализа показывают, что включение принципов DST способствует росту учебной мотивации, углублению понимания, развитию самостоятельности и критического мышления у учащихся. Это, в свою очередь, является гарантией формирования не только математической грамотности, но и полноценной, гармонично развитой личности.

Список литературы

  1. Педагогическая компетентность и инновационная деятельность в обновляющемся образовании / Под ред. Н.Н. Лобановой, Б.И. Любимова. – СПб., 1993. – 105 с.
  2. Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г., Джумабаева Ф.А. Современные методы обучения. – Ташкент, 2001.
  3. Шодиев Р.Д. Дидактические основы реализации проблемы понимания в учебно-познавательной деятельности // Автореф. дисс. доктор пед. наука. – Ташкент, 2004.

Поделиться

93

Намозова Ф. Ш. Принципы дидактики в преподавании математики // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). Ч.I. С. 12-14. URL: https://apni.ru/article/12464-principy-didaktiki-v-prepodavanii-matematiki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Математика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля