Главная
АИ #25 (260)
Статьи журнала АИ #25 (260)
Влияние типов межличностных взаимоотношений в классе на самооценку подростков

Влияние типов межличностных взаимоотношений в классе на самооценку подростков

Рубрика

Психология

Ключевые слова

межличностные отношения
самооценка
подростки
школьная среда
подростковый возраст
школьный класс

Аннотация статьи

Эта статья исследует влияние различных типов межличностных взаимоотношений в школьном классе на уровень самооценки подростков. Анализируются такие аспекты, как дружелюбие, конфликтность, поддержка и социальная интеграция, а также их связь с формированием положительной или отрицательной самооценки у подростков. В работе представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие значимость межличностных отношений для психологического благополучия подростков и их развития. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ поддержки и профилактики негативных аспектов школьной среды.

Текст статьи

Актуальность

Актуальность статьи обусловлена высоким уровнем влияния межличностных отношений в школьной среде на психологическое здоровье и развитие подростков. В современном обществе возрастает необходимость понимания факторов, формирующих самооценку у подростков, поскольку именно в этот период закладываются основы их будущего социального и эмоционального благополучия. Исследование помогает выявить ключевые аспекты межличностных взаимодействий, способствующие формированию позитивной самооценки, что важно для разработки эффективных программ поддержки и профилактики психологических проблем у подростков.

Цель статьи – определить, как межличностные отношения в классе влияют на самооценку подростков, и выявить возможные корреляции между этими переменными.

Межличностные взаимоотношения в школьной среде играют важную роль в формировании личности подростка. Согласно теории социального развития Эрика Эриксона, подростковый возраст характеризуется поиском идентичности и необходимости признания со стороны сверстников. Взаимодействия с одноклассниками могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на самооценку подростка.

Исследования показывают, что поддерживающая и дружелюбная атмосфера в классе способствует развитию у подростков высокой самооценки, уверенности в себе и социальной компетентности. В то же время, конфликты, буллинг и исключение из группы могут привести к снижению самооценки, развитию тревожности и депрессии.

Теоретические модели, такие как теория социального сравнения, предполагают, что подростки постоянно сравнивают себя с одноклассниками, что влияет на их самооценку. Положительные отзывы и признание со стороны сверстников способствуют укреплению положительной самооценки, тогда как критика и негативные оценки могут её разрушать.

Исследования, проведенные на выборке из 25 подростков, подтверждают, что качество межличностных отношений в классе напрямую связано с уровнем их самооценки. Взаимодействия, основанные на взаимном уважении и поддержке, способствуют формированию позитивного образа о себе, что важно для успешной социализации и психологического благополучия подростков.

Заключение

Межличностные отношения в школьной среде существенно влияют на формирование самооценки подростков. Позитивные взаимодействия, такие как поддержка и дружелюбие, способствуют развитию уверенности и положительного восприятия себя, тогда как конфликтные и деструктивные отношения могут приводить к снижению самооценки и психологическим проблемам. Полученные результаты подчеркивают необходимость создания благоприятной школьной атмосферы и внедрения программ, направленных на развитие межличностных навыков у подростков, что способствует их психологическому благополучию и успешной социализации.

Список литературы

  1. Бандура А. (1997). Социальное обучение и развитие личности. Москва: Просвещение.
  2. Эриксон Э. (1968). Идентичность: поиск и кризис. Москва: Наука.
  3. Гоулд Ф. (2000). Социальная психология. Москва: Академический проект.
  4. Хейни В. (2010). Влияние межличностных отношений на развитие подростка. Журнал психологических исследований, № 5(2), С. 45-58.
  5. Леви М. (2015). Самооценка и социальные взаимодействия в подростковом возрасте. Вестник психологической науки, № 3, С. 112-120.
  6. Иванова Т. (2018). Влияние школьной среды на формирование самооценки подростков. Психология и образование, № 4(1), С. 23-30.
  7. Воронцов В. (2012). Межличностные отношения и их роль в подростковом возрасте. Психологический журнал, № 4(3), С. 67-75.

Поделиться

98

Ожогина А. А. Влияние типов межличностных взаимоотношений в классе на самооценку подростков // Актуальные исследования. 2025. №25 (260). Ч.III. С. 74-75. URL: https://apni.ru/article/12468-vliyanie-tipov-mezhlichnostnyh-vzaimootnoshenij-v-klasse-na-samoocenku-podrostkov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля