Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой

В статье нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста, сказка, рассматривается, как средство нравственного воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Аннотация статьи
воспитание
дошкольный возраст
нравственное воспитание
сказки
духовно-нравственного развития дошкольника
Ключевые слова

Особое значение в условиях современного российского общества приобрела проблема духовно-нравственного воспитания, а связано это с глубинными изменениями, приводящими к осознанию общественности коренного пересмотра как структуру образования, так и действующих методов духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной среде нашей страны.

Обществу свойственна потеря нравственных ориентиров – таких качеств как совесть, честь и долг, что приводит к отрицательным последствиям в самом обществе: возникает социальное сиротство, бродяжничество, усиливается криминогенная обстановка в кругу подростков, теряется интерес к самообразованию среди молодежи, растет родительская безответственность, равнодушие в процессе воспитания детей. Социальная ответственность включает в себя нравственность.

Современной технологией нравственного воспитания подрастающего поколения является нравственное воспитание детей, содержащее вопросы содержания, форм, средств и методов использования дидактической сказки, являющейся методологическим средством в процессе воспитания детей, что показывает роль педагога в нелегком процессе нравственного развития детей.

Нравственное воспитание с использованием сказки берет свое начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчак.

В период старшего дошкольного возраста происходит активное развитие в области психической, физической и личностной организации дошкольник. Происходит развитие внутренних органов, мышечная масса и вес мозга увеличиваются, вместе с этим происходит усиление регулирующей роли коры больших полушарий. Это как раз является необходимым условием как для психического, так и для личностного развития. Ребенку в данном возрасте свойственно развитие зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Происходит формирование элементарной наблюдательности при изучении предметов, когда ребенок выделяет их главные признаки. Дошкольники могут дать элементарные эстетические оценки: красиво – некрасиво, нравится – не нравится. Происходит развитие воображения, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. В конце дошкольного возраста ребенком в большей степени осваивается родная речь.

Изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок является спецификой дошкольного возраста. Ребенок стает более самостоятельным, со стороны взрослых к нему повышаются требования, меняется сфера взаимодействия со сверстниками и со взрослыми. Ребенку в этот период свойственен внутренний конфликт, проявляющийся в своих желаниях, потребностях быть взрослым, но у ребенка есть недостатки физических и психических возможностей. Такая кризисная ситуация имеет несколько особенностей (по Л.С. Выготскому):

  • негативизм (отказ ребенка подчиняться взрослым);
  • упрямство (ребенка устраивают только собственные требования и решения);
  • строптивость (ребенок не поддерживает порядок, существующий в доме);
  • своеволие (отделение от взрослых);
  • обесценивание взрослых (может назвать маму «дура»);
  • протест-бунт (частые ссоры ребенка с родителями).

В семьях, где один ребенок, может проявляться деспотизм. В этом случае для ребенка нужно открывать новые возможности в абсолютно других видах деятельности, при которых ребенку будет предоставлен шанс в проявлении инициативы.

В этом возрасте как родителями так и воспитателями у ребенка наблюдается его любимое выражения: «Я сам», что является попытками к самоутверждению, в результате чего (при поддержке взрослых) могут формироваться инициативность и предприимчивость, а при отсутствии поддержки со стороны взрослого ребенку будет свойственно чувство вины и зависимости.

У ребенка в дошкольном возрасте формируется эмоциональная реакция на похвалу, которая лежит в основе формирования самооценки, отношения к самому себе и своим качествам.

Эмоции детей с легкостью читаются на лице ребенка, в их позах, жестах и поведении, так как они еще непосредственные и импульсивные.

К поставленной цели можно продвигаться даже ошибаясь – это необходимо знать ребенку формирования положительной самооценки. Как можно чаще ребенку говорите, что он «может», «на что способен», «умеет», тогда ребенок будет верить в себя.

В период дошкольного детства у ребенка происходит познание мира человеческих отношений с разными видами деятельности и общественными функциями людей. Происходит рождение ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.

По словам древних римлян «корень учения горек». Нет смысла учить чему-то со слезами, чему научиться можно, лишь улыбаясь. Если ребенок проявляет интерес, то и основа учения («корень») может изменить свой вкус, вызвав у ребенка адекватное желание. В дошкольном детстве происходит формирование характера, становление и развитие личности ребенка. Многие психологи М.В. Бениаминова, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.С Мухина и др. заметили, что в этом возрасте главным образом формируется волевая сторона: устойчивость, определенность, твердость. С понятием характера связана ещё нравственная сторона. По словам Е.А. Аркина: «Ни крепкая воля, ни твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа».

К человеческой индивидуальности необходимо иметь свой «ключик». Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного подражания, «заражения» чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство. Один из путей такого «вмешательства» лежит через сказку.

Возраст сказки – это конечно же дошкольный возраст и ребенка очень интересует все сказочное, необычное, чудесное. В сказках ребенка вдохновляет неожиданная удача и счастливая судьба героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, наказание, постигающее злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Им очень нравится сам язык сказки вместе с ее стилем, простотой и выразительностью, яркостью и наглядностью образов. Сказка найдет в детях чутких, внимательных слушателей, если она естественно и выразительно рассказана. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Это так же относится к детям младшего школьного возраста.

Исследователями Е.А. Аркиным, А.М. Виноградовым, В.Г. Нечаевой и др. было отмечено, что нарядные легенды и наши русские былины являются лучшим инструментом в воспитательном отношении. Многими педагогами не в достаточной мере оценена сила детского воображения и чуткость детского сердца, способность дошкольника воспринимать и почувствовать обаяния прекрасной человеческой личности, присутствие нравственного подвига, доблестную силу мужества и отваги. Детям чаше всего рассказывают о различных животных. Нельзя ничего сказать против о таких душевных произведениях, которые расширяют кругозор ребенка.

С помощью сказочных произведений возможно бороться с различными детскими «недугами», что в психологии называется сказкотерапия. Различными авторами, использующими этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л.П. Стрелкова и др.) указано, что с помощью сказкотерапии можно решать множество проблем, которые возникают у детей. С помощью сказкотерапии можно бороться с агрессией, неуверенностью, застенчивостью детей; избавлять ребенка от стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т.д. С помощью сказкотерапии можно актуализировать и осознавать для ребенка свои проблемы, увидев различные пути их решения.

В чем же сила эффект сказки при нравственном воспитании старших дошкольников?

Во-первых, в дошкольном возрасте процесс восприятия сказки представляется как собственно специфическая деятельность ребенка, которая обладает притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

Сказка для ребенка – это еще и особая реальность, а не только вымысел и фантазия, она позволяет выходить за рамки обычной жизни, сталкиваться с различными трудными ситуациями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. При восприятии сказки ребенку свойственно сравнивать себя со сказочным персонажем, что отождествляет его со всеми проблемами и переживаниями в самой сказки.

Исследования в области дошкольного воспитания показали важность условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка, которая может быть создана с помощью жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Это было замечено Е.А. Аркиным. Сказка – это источник проявления чувств ребенка, поэтому малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. «Никогда не надо гасить детскую радость», – говорила А.М. Виноградова. По ее мнению, в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

Быть плохим «понарошку» помогает игра в злодея, давая возможность потом снова стать хорошим, показывая ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, не оставаясь плохим навсегда.

Ребенок, в отличие от взрослого, не умеет управлять своим воображением, эмоциями, у него слаба критика к проявлениям чего-либо.

С этим особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок постоянно тянется к новым приемам фантазирования, что помогает различать «по правде» и «понарошку».

Слушая и переживая сказки, ребенок воспитывает в себе критику к событиям.

Основным преобразующим фактором является приведенное в действие воображение, так как душа ребенка желает вымысла.

Итак, сказка выступает в роли самого доступного средства для духовно-нравственного развития дошкольника, которое всегда использовали в педагогических кругах. В процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций – в этом заключается влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Сказкотерапия является не просто направлением, а синтезом определенных достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия представляет из себя живой и творческий процесс, обогащаемый детскими находками и озарениями, а слово сказки живет в детском сознании. В процессе разных занятий дети познают пространство и время, связь человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке происходит познание мира не только умом, но и сердцем. И не только познание, но и ответная реакция на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу. Сказка способная поставить границу между справедливостью и несправедливостью, позволяет ребенку однажды испытать храбрость и стойкость. Сказку можно рассматривать как средство нравственного воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

Сказка в настоящее время подобна другим ценностям традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Современные книги и мультфильмы способствовали этому, выражаясь в упрощенном диснеевском стиле пересказ известных сказок с искажением первоначального смысла сказки, что превращает сказочные действия из нравственно-поучительного лишь в развлекательное. Определенные образы навязывает детям такая трактовка, которая лишает их глубокого и творческого восприятия сказки. В результате дети не получают наставлений (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»). В содержании сказки всегда должен быть заложен урок, который ими постоянно воспринимается. Дети учатся преодолевать барьеры в общении, проживая сказку, учатся тонко чувствовать друг друга, искать адекватное телесное выражение разным эмоциям, чувствам и состояниям. С помощью сказки очень хорошо происходит усваивание детьми нравственных норм, происходит развитие нравственной сферы личности ребенка.

Постоянно используемые в сказках этюды дают возможность детям улучшить и активизировать выразительные средства общения, пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Сказка выступает в роли одного из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали в педагогическом мире. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле формируются гуманные чувства и социальные эмоции, происходит последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, а это обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка в практике семейного и общественного воспитания.

Текст статьи
  1. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев – Омск, 2015.
  2. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев – М.: Просвещение, 2012.
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М: Издательский Дом «Восток», 2013.
  4. Каирова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каирова – М: Политиздат, 2012.
  5. Козлова, С.А. Нравственное и духовное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д.Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  6. Савкина, Г.П. Проблема преемственности в освоении дошкольниками нравственных ценностей / Г.П. Савкина // Вопросы психологии: М: 2016.
  7. Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание – М.: Издательский дом «Владос», 2015.
  8. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 2016.
  9. Фесюкова, Л.В. Воспитание сказкой / Л.В. Фесюкова – М: Просвещение, 2016.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря