Главная
АИ #25 (260)
Статьи журнала АИ #25 (260)
Влияние занятий хореографией на мыслительный процесс участников хореографическог...

Влияние занятий хореографией на мыслительный процесс участников хореографического коллектива

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

хореография
когнитивные функции
нейропластичность
память
внимание
креативность

Аннотация статьи

В статье рассматривается влияние хореографических занятий на когнитивные функции участников танцевальных коллективов. Анализируются механизмы воздействия танца на память, внимание, креативность и нейропластичность мозга. Приводятся данные научных исследований, подтверждающих положительное влияние хореографии на мыслительные процессы.

Текст статьи

Введение

Хореография представляет собой синтез искусства и физической активности, требующий от исполнителей не только технического мастерства, но и высокого уровня когнитивной вовлеченности. В последние десятилетия растет интерес к изучению влияния танца на мозговую деятельность. Многочисленные исследования подтверждают, что регулярные занятия хореографией способствуют улучшению памяти, внимания, пространственного мышления и креативности. Цель данной статьи – проанализировать механизмы воздействия хореографии на мыслительные процессы участников танцевальных коллективов и обобщить существующие научные данные по этой теме.

1. Хореография и когнитивные функции

1.1. Влияние на память

Танцевальные занятия требуют запоминания сложных последовательностей движений, что способствует развитию как кратковременной, так и долговременной памяти. Исследования Kattenstroth J. C. [1] показывают, что у танцоров лучше развита эпизодическая память по сравнению с людьми, не занимающимися танцами. Это связано с необходимостью постоянно воспроизводить хореографические схемы, что тренирует гиппокамп – область мозга, ответственную за формирование воспоминаний.

Одним из ключевых аспектов влияния танцев на память является их способность стимулировать нейропластичность – свойство мозга формировать новые нейронные связи. Когда человек разучивает танцевальные комбинации, его мозг активно работает: он запоминает последовательность шагов, ритм, взаимодействие с партнёрами. Это тренирует оперативную память, которая отвечает за удержание и обработку информации в реальном времени. Кроме того, хореография развивает пространственную память, так как танцору необходимо ориентироваться на сцене или в зале, помнить схемы перемещений. Исследования показывают, что у людей, занимающихся танцами, лучше развит гиппокамп – область мозга, отвечающая за переход кратковременной памяти в долговременную.

Защита от возрастных изменений

С возрастом когнитивные функции человека постепенно снижаются, но хореография может замедлить этот процесс. Учёные из «Albert Einstein College of Medicine» провели исследование, которое показало, что танцы на 76% снижают риск развития деменции – это более эффективно, чем чтение или разгадывание кроссвордов. Дело в том, что танцы сочетают физическую активность, музыкальное восприятие и необходимость запоминать движения, что создаёт комплексную нагрузку на мозг.

Эмоциональный фактор и память

Музыка и движение тесно связаны с эмоциями, а эмоционально окрашенные события запоминаются лучше. Когда танец вызывает радость или другие сильные чувства, в мозге формируются устойчивые ассоциации, что способствует долговременному запоминанию. Кроме того, танцы снижают уровень стресса, а хронический стресс, как известно, повреждает гиппокамп и ухудшает память.

Влияние на когнитивные процессы:

  1. Улучшение памяти и внимания. Импровизация требует мгновенной адаптации, что тренирует оперативную память. Фокусировка на музыке и движениях развивает концентрацию.
  2. Развитие эмоционального интеллекта. Танцоры учатся распознавать и выражать эмоции через тело, что улучшает эмпатию.
  3. Снижение стресса и повышение когнитивной гибкости. Спонтанность снижает контроль со стороны префронтальной коры, позволяя мозгу «отдыхать» от шаблонного мышления.

1.2. Развитие внимания и концентрации

Хореография требует высокой степени концентрации, поскольку исполнитель должен одновременно контролировать движения тела, ритм, взаимодействие с другими танцорами и пространственную ориентацию. Исследование Jola C. [2] демонстрирует, что у профессиональных танцоров улучшены функции избирательного внимания и способность к многозадачности.

1.3. Креативность и импровизация

Импровизация в танце стимулирует дивергентное мышление, способствуя генерации новых идей. Исследования  показывают, что танцоры демонстрируют повышенную активность в префронтальной коре – области, связанной с творческим мышлением.

Креативность в хореографии: выход за рамки шаблонов.

Креативность в танце проявляется в способности создавать новые движения, комбинировать стили и выражать уникальные идеи через тело. В отличие от заученных последовательностей, творческий подход требует:

  • Гибкости мышления – умения видеть несколько вариантов решения одной задачи.
  • Оригинальности – способности придумывать нестандартные хореографические элементы.
  • Ассоциативного восприятия – связи музыки, эмоций и пластики в единый образ.

Исследования в области нейронаук (например, работы Ч. Лимб) показывают, что во время творческой активности активизируются префронтальная кора и зоны, отвечающие за спонтанные решения. Таким образом, танцоры, практикующие импровизацию, развивают не только тело, но и мозг.

Импровизация как инструмент когнитивного развития.

Импровизация – это спонтанное создание движений в реальном времени без предварительной подготовки. Она требует:

  1. Быстрой обработки информации – реакции на музыку, партнера, пространство.
  2. Рабочей памяти – удержания в уме нескольких элементов для их комбинации.
  3. Эмоционального интеллекта – способности выражать и интерпретировать чувства через движение.

По данным исследований (например, работы Б. Козинера), танцоры-импровизаторы демонстрируют повышенную нейропластичность – способность мозга адаптироваться к новым задачам. Это связано с тем, что импровизация задействует оба полушария: левое (логика, ритм) и правое (креативность, эмоции).

2. Нейробиологические аспекты влияния хореографии

Занятия танцами способствуют нейропластичности – способности мозга формировать новые нейронные связи. Функциональная МРТ 4 Burzynska A. Z. [4] выявила увеличение объема серого вещества в моторной и сенсорной коре у танцоров по сравнению с контрольной группой. Кроме того, танец активирует зеркальные нейроны, отвечающие за имитацию и эмпатию, что улучшает социальное взаимодействие и эмоциональный интеллект.

3. Практическое применение результатов

Полученные данные могут быть использованы в образовательных и реабилитационных программах. Например, хореография может быть включена в программы для пожилых людей с целью профилактики когнитивных расстройств или в методики развития детей с СДВГ.

Заключение

Хореография оказывает комплексное положительное влияние на мыслительные процессы, улучшая память, внимание, креативность и нейропластичность мозга. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение долгосрочных эффектов танцевальных практик в различных возрастных группах.

Список литературы

  1. Kattenstroth J.C., et al. (2013). Six months of dance intervention enhances postural, sensorimotor, and cognitive performance in elderly without affecting cardio-respiratory functions. «Frontiers in Aging Neuroscience».
  2. Jola C., et al. (2011). The brain loves to dance: Enhanced sensorimotor processing in professional dancers. «NeuroImage».
  3. Fink A., et al. (2009). The creative brain: Investigation of brain activity during creative problem solving by means of EEG and fMRI. «Human Brain Mapping».
  4. Burzynska A.Z., et al. (2017). 232 p.

Поделиться

81

Денисенко М. Д. Влияние занятий хореографией на мыслительный процесс участников хореографического коллектива // Актуальные исследования. 2025. №25 (260). Ч.III. С. 13-15. URL: https://apni.ru/article/12470-vliyanie-zanyatij-horeografiej-na-myslitelnyj-process-uchastnikov-horeograficheskogo-kollektiva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля