Главная
АИ #25 (260)
Статьи журнала АИ #25 (260)
Методы формирования устойчивой самооценки через коучинговые сессии

10.5281/zenodo.15722821

Методы формирования устойчивой самооценки через коучинговые сессии

23 июня 2025

Рубрика

Психология

Ключевые слова

самооценка
коучинг
устойчивость личности
психологическая поддержка
модели коучинга
когнитивные барьеры
эмоциональный интеллект
личностное развитие

Аннотация статьи

В статье рассматриваются методы формирования устойчивой самооценки с применением коучинговых сессий как инструмента психологической поддержки и развития личности. Показано, что самооценка является ключевым компонентом Я-концепции, определяющим адаптационные и поведенческие особенности человека. Представлен теоретический анализ структуры самооценки, её типов и факторов формирования. Описаны стандартизированные модели коучинга, применяемые для развития личностной устойчивости и саморефлексии. Проведен анализ ограничений и рисков использования коучинга: отсутствие границ с психотерапией, методологические дефициты, возможные негативные эффекты и когнитивные барьеры клиентов. Обозначены перспективы дальнейших исследований в образовательной и корпоративной среде.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность исследования обусловлена возрастающей важностью устойчивой самооценки как фундаментального ресурса адаптации и личностного роста в современном обществе. Высокая самооценка обеспечивает человеку уверенность в собственных возможностях, способствует эмоциональному благополучию, снижает риск депрессии и тревожности.

В условиях ускоренного темпа жизни, технологических изменений и социальной неопределённости умение сохранять стабильную и зрелую самооценку становится ключевым фактором устойчивости личности. Коучинг, динамичный и ориентированный на практический результат подход, приобретает актуальность как инструмент формирования психологической устойчивости и саморегуляции.

Однако несмотря на признание коучинга как эффективного метода поддержки личностного развития, в научной литературе отсутствует систематизированный анализ механизмов и приёмов, посредством которых именно коучинговые практики способствуют устойчивой самооценке, а также эмпирические данные, подтверждающие эффективность различных методик в этом контексте.

Цель исследования

Целью данного исследования является комплексное выявление и обоснование эффективных методов формирования устойчивой самооценки в рамках коучинговых сессий.

Материалы и методы исследования

В работе применялся метод теоретического анализа и синтеза научной литературы, включая работы европейских, американских и других зарубежных психологов, а также открытые данные Международной федерации коучинга, метааналитические обзоры, систематизированные данные о типовых коучинговых моделях. Также использовался сравнительный контент-анализ публикаций, посвящённых границам между коучингом и психотерапией, когнитивным ограничениям клиентов и этическим аспектам профессиональной практики.

Результаты исследования

Самооценка – это сложное, многогранное психологическое понятие, отражающее отношение человека к самому себе, которое включает восприятие собственной ценности, компетентности и значимости [3].

В фундаментальных психологических исследованиях американских ученых феноменология самосознания анализируется несколько иначе, чем в науке стран СНГ, и часто отождествляется с Я-концепцией. Так, У. Джеймс одним из первых психологов разрабатывая проблематику Я-концепции, анализирует личностное «Я» как двойственное образование, в котором объединяются и одновременно существуют Я-сознающее (процесс познания самого себя, чистый опыт) и Я-как объект (содержание опыта) [2, с. 85].

Позднее в работах Кули, Мида, Роджерса, Коффи и Бандуры самооценка стала восприниматься как динамическое и многоуровневое явление, подверженное изменению на протяжении жизни.

Современные исследователи выделяют три ключевых компонента структуры самооценки (рис. 1):

  1. Когнитивный компонент – знания и представления человека о самом себе, включая осознание личных качеств, способностей, достижений.
  2. Оценочный компонент – выражает эмоциональное отношение к себе, степень принятия своих сильных и слабых сторон.
  3. Поведенческий компонент – проявляется в действиях, предпринимаемых человеком в отношении себя: избегание, самонаказание, стремление к развитию и др.

image.png

Рис. 1. Структура «Я-концепции»

Самооценка делится на адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка соответствует реальным возможностям личности, формируя базу для уверенного поведения и критического самовосприятия. Неадекватная, в свою очередь, может быть:

  • Завышенной – человек приписывает себе качества, которых не имеет, или переоценивает уровень развития навыков;
  • Заниженной – индивид недооценивает себя, склонен к самокритике, неуверенности, избеганию ответственности.

Сравнение характеристик типов самооценки представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение характеристик типов самооценки

Тип самооценки

Особенности восприятия себя

Поведенческие проявления

Возможные последствия

Адекватная

Осознание достоинств и недостатков

Активность, целенаправленность

Устойчивость, уверенность

Завышенная

Игнорирование слабых сторон

Самоуверенность, импульсивность

Конфликтность, разочарования

Заниженная

Фокус на неудачах, недостатках

Замкнутость, избегание рисков

Тревожность, низкая мотивация

Самооценка формируется в результате воздействия следующих факторов:

  • Семейное воспитание. Поддержка, принятие и безусловная любовь со стороны родителей способствуют формированию устойчивой позитивной самооценки.
  • Школьный и педагогический опыт. Оценочные суждения педагогов, система наказаний и поощрений влияют на уверенность в себе.
  • Социальные сравнения. Постоянное сравнение с окружающими, особенно в подростковом возрасте, определяет степень уверенности.
  • Личный опыт успеха и неудач. Повторяющиеся положительные или отрицательные результаты влияют на закрепление уровня самооценки.
  • Медиа и культура. Образы, транслируемые через социальные сети и массмедиа, формируют идеалы, с которыми человек сравнивает себя.

В зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой. Устойчивая самооценка позволяет человеку сохранять уверенность в себе и своих способностях даже в сложных ситуациях, тогда как неустойчивая самооценка может колебаться под влиянием внешних факторов и событий:

  • Устойчивая самооценка: например, человек, который сохраняет уверенность в себе даже после неудачи, поддерживая веру в свои способности.
  • Неустойчивая самооценка: человек, чья уверенность в себе колеблется в зависимости от внешних факторов, таких как мнение других людей или изменения обстоятельств [4].

В нашу эпоху появились профессии, связанные с помощью в саморазвитии, самопознании и выстраивании эффективных человеческих отношений как с близкими, так и в бизнес-командах. Среди них особое место занимает коучинг, который включает сопровождение и помощь для желаемых изменений в личной жизни, используется в образовании, а также в сопровождении бизнес-процессов. Коучинг – это, прежде всего, профессиональная деятельность, связанная с самореализацией, она направлена на получение субъективно нового внутреннего знания и одновременно объективно новых изменений в жизни [1, с. 8].

Со становлением академической дисциплины «психология коучинга» в качестве научного поля коучинг обрел признание и статус:

  • Секции по психологии коучинга появились в университетах Сиднея (2000 г.) и Лондона (2005 г.), были созданы специализированные журналы.
  • 23 октября 2024 Президиум РПО официально утвердил секцию «Психология коучинга», закрепляющую его как научно обоснованную практику.

Коучинг основывается на нескольких стандартизированных моделях (табл. 2).

Таблица 2

Методологические основы и типовые модели

Название модели

Расшифровка этапов

Характеристика и область применения

GROW

Goal (Цель), Reality (Реальность), Options (Варианты) и Will/Way Forward (Воля/Путь вперёд)

Универсальная модель, широко используется в бизнесе, образовании и личностном развитии для постановки целей и нахождения решений

CLEAR

Contract (Контракт), Listen (Слушание), Explore (Исследование), Action (Действие), Review (Обзор)

Подходит для углубленных сессий; акцент на доверии, исследовании опыта клиента и закреплении результата

PRACTICE

Problem identification (Идентификация проблемы), Realistic, relevant goals (Выбор цели), Alternative solutions generated (Генерация альтернатив), Consideration of consequences (Рассмотрение последствий), Target most feasible Solution(s) (Выбор наиболее доступного решения), Implementation of Chosen Solution (Реализация), Evaluation (Оценка)

Модель для пошагового решения проблем, применяется в психо-коучинге и работе с ограничивающими убеждениями

SPACE

Social context (Социальный контекст), Physiology (Физиология), Action (Действие), Cognition (Мышление), Emotion (Эмоции)

Биопсихосоциальный подход; эффективен в коучинге благополучия, эмоционального интеллекта и стресс-менеджмента

WOOP

Wish (Желание), Outcome (Результат), Obstacle (Препятствие), Plan (План)

Используется в образовательном коучинге и когнитивной мотивации; развивает целеполагание и способность преодолевать барьеры

TGROW

Topic (Тема), Goal (Цель), Reality (Реальность), Options (Варианты), Will (Намерение)

Расширенная версия GROW, начинается с выбора фокуса обсуждения; эффективна для коучинга команд и стратегических сессий

GROWTH

Goal (Цель), Reality (Реальность), Options (Варианты), Will (Намерение), Tactics (Тактика), Habits (Привычки)

Добавляет этапы внедрения и закрепления поведения; подходит для долгосрочных изменений

OSKAR

Outcome (результат), Scaling (оценка по шкале), Know-how (навыки), Affirm & Action (подтверждение и действие), Review (обзор)

Решенческая модель коучинга; используется при работе с сильными сторонами и масштабировании достижений

Коучинг и психотерапия имеют разные цели и подходы. Коучинг фокусируется на достижении конкретных целей и развитии потенциала клиента, в то время как психотерапия направлена на глубокое понимание и разрешение эмоциональных проблем или психологических травм. В коучинге преобладает практический подход, тогда как психотерапия часто связана с анализом прошлого опыта и эмоций. И хотя оба процесса могут быть полезны, коучинг не предназначен для лечения психических расстройств [5].

На рисунке 2 представлена сравнительная визуализация влияния коучинга на различные аспекты развития личности, выраженная через размер эффекта по шкале Hedges’g, что используется в мета-анализах для оценки силы воздействия.

image.png

Рис. 2. Влияние коучинга на аспекты развития личности

Коучинг может быть эффективным способом формирования здоровой самооценки, но при этом содержит ряд ограничений:

  1. Отсутствие чётких границ с психотерапией. Многие клиенты обращаются с глубинными проблемами и травмами, которые выходят за рамки компетенции коуча. Коуч не имеет права проводить психотерапевтические вмешательства, что может снижать эффективность или даже вредить клиенту.
  2. Ограниченные доказательства эффективности. Когнитивно‑бихевиоральный коучинг (КБК) – наиболее обоснованный в научной литературе, однако очевиден дефицит количественных и воспроизводимых данных. Систематические обзоры подчёркивают трудности с методологией: небольшие выборки, неоднородность инструментов измерения, отсутствие контрольных групп, сложность верификации результатов.
  3. Возможные негативные эффекты. Обзор литературы выявил не только пользу, но и побочные эффекты коучинга: ухудшение эмоционального состояния, сложности в отношениях в семье или на работе, – особенно если не налажена доброжелательная и безопасная коммуникация.
  4. Необходимость супервизии и подготовки. Недостаточная подготовка в области базовой психологии (особенно при работе с эмоционально уязвимыми клиентами) усиливает риски «окраски» коуч‑сессий как терапевтических, что нарушает этические стандарты. По опыту практиков высокий уровень тренированности снижает негативные следствия.
  5. Когнитивные ограничения клиента. Замкнутость, перфекционизм, склонность к самоблокировке (self‑handicapping) или критике – частые особенности клиентов с низкой самооценкой. Эти психические установки мешают успешному усвоению коуч‑инструментов и требуют дополнительных психологических методов.

Работа с самооценкой требует строго подпитываемой практики, подготовки и контроля, чтобы минимизировать риски и обеспечить реальный эффект.

Что касается методов формирования устойчивой самооценки в коучинге – их насчитывается достаточное количество. В зависимости от цели, на достижение которой направлен метод, их условно можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые методы – это техники, направленные на непосредственную работу с самооценкой. Они включают действия, вопросы и инструменты, способствующие её укреплению. Косвенные методы предполагают работу с иными целями клиента, в ходе которой самооценка трансформируется как сопутствующий результат. В этом случае важную роль играет позиционирование клиента коучем: специалист заранее исходит из предпосылки, что клиент способен на достижение цели, тем самым формируя поддерживающее пространство и укрепляя внутреннюю опору личности.

Например, человек, стремящийся к карьерному росту, в рамках сессии начинает выстраивать стратегию из состояния доверия к себе. Это позволяет не только достичь желаемого результата, но и повысить уровень самооценки за счёт успешного опыта действия.

Также благотворно влияют на самооценку использование коучем принципов Милтона Эриксона. Так, установка «С человеком всё в порядке» способствует принятию текущего состояния клиента как нормального и достойного, что снижает уровень внутренней критики. Принцип «Человек всегда выбирает лучшее», позволяет переосмыслить прошлые поступки как оптимальные в тех обстоятельствах, тем самым уменьшая чувство вины и перенаправляя внимание на настоящее и будущее.

Среди эффективных прямых методов выделяются следующие:

  1. Диалог с будущим «Я» – техника, при которой клиент представляет себя после достижения цели и анализирует возможные решения через призму будущего опыта.
  2. Положительная рефлексия – ведение дневника достижений, направленное на выявление и признание собственных успехов, даже незначительных.
  3. Работа с корневыми ценностями – соотнесение личных действий с базовыми жизненными ориентирами, что способствует внутренней целостности и устойчивости самооценки.
  4. Арт-коучинг – применение творческих методов (рисование, сторителлинг и др.) для активации правополушарного мышления, снижения самокритики и улучшения отношения к себе.

Таким образом, коучинг представляет собой эффективную методологию формирования устойчивой самооценки за счёт глубинного обращения к внутренним ресурсам, ценностям и личному опыту клиента. В отличие от внешне ориентированных моделей, акцент в коучинге делается на развитии внутреннего самопринятия, что определяет долгосрочные позитивные изменения в самооценке.

Перспективы дальнейших исследований в области коучинга и формирования самооценки связаны с необходимостью более детального изучения его воздействия на разные возрастные и социальные группы. Особый интерес представляет исследование влияния коучинговых практик на самооценку подростков в условиях образовательной среды, где формируется базовая Я-концепция и происходит активное социальное сравнение. Также перспективным направлением является анализ эффективности коучинга в корпоративной среде, где самооценка сотрудников напрямую влияет на уровень мотивации, вовлеченности и производительности труда. Дополнительные исследования могут быть направлены на разработку адаптированных моделей коучинга для уязвимых групп (студентов, безработных, представителей креативных профессий) с учётом их специфических психологических потребностей.

Выводы

Коучинг, как современная форма психологической помощи, способен оказывать позитивное влияние на формирование устойчивой самооценки при условии соблюдения профессиональных и этических стандартов. Его эффективность повышается при использовании системных моделей, ориентированных на развитие когнитивных и эмоциональных ресурсов клиента. Однако использование коучинга сопряжено с рядом методических и прикладных ограничений, включая риски пересечения с психотерапией, недостаточную эмпирическую верификацию и особенности клиентов с выраженной неустойчивой самооценкой. Важным направлением является разработка индивидуализированных программ коучинга для подростков, студентов и сотрудников в бизнес-среде.

Таким образом, коучинг требует научно обоснованного подхода, строгого разграничения профессиональных функций и постоянного эмпирического подтверждения своей эффективности.

Список литературы

  1. Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: Сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, Москва, 14 ноября 2020 года / Отв. за выпуск Л.М. Валиуллина, Н.В. Вострухина. – Москва: Знание-М, 2020. – 146 с.
  2. Просекова Е.Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 4. – С. 85-88.
  3. Самооценка – враг или ключ к психологическому благополучию и личностному развитию? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/681746/ (2025 г.).
  4. Самооценка, которая ни от кого не зависит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pikabu.ru/story/samootsenka_kotoraya_ni_ot_kogo_ne_zavisit_11787743 (2024 г.).
  5. Что такое коучинг и как он работает: объясняем простыми словами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mc-linia.ru/blog/chto-takoe-kouching-i-kak-on-rabotaet-objasnjaem/ (2025 г.).

Поделиться

106

Бичкова А.. Методы формирования устойчивой самооценки через коучинговые сессии // Актуальные исследования. 2025. №25 (260). Ч.III. С. 66-71. URL: https://apni.ru/article/12475-metody-formirovaniya-ustojchivoj-samoocenki-cherez-kouchingovye-sessii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля