Главная
АИ #25 (260)
Статьи журнала АИ #25 (260)
Важность взаимодействия органов местного самоуправления и населения в стратегиче...

Важность взаимодействия органов местного самоуправления и населения в стратегическом развитии города на примере города федерального значения Севастополя

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

органы местного самоуправления
население
активность
стратегия развития
г. Севастополь

Аннотация статьи

В работе была проанализирована важность осуществления взаимодействия органов местного самоуправления с населением на основе сравнения изменения благоприятности обстановки в городе и уровень стратегического развития в период с 2019 по 2025 год. Материалы и методы: изучение вопроса взаимодействия органов местного самоуправления и населения в выстраивании стратегии развития города заключалось в анализе стратегии социально-экономического развития до 2030 года, локальных нормативно-правовых актов, статистических данных. Объектом исследования являются органы местного самоуправления города Севастополя. Предмет исследования – взаимодействие между органами местного самоуправления и населения в выстраивании стратегического развития города Севастополя. Методы исследования: анализ правовых актов, стратегий развития, государственных программ города Севастополя, данных официального портала в сети Интернет Правительства Севастополя и других официальных публичных источников. Результатом работы является подтверждение важности взаимодействия органов местного самоуправления и населения, что благоприятно сказывается на всех уровнях развития города: социально-экономической обстановке, повышении уровня демографии, уровне жизни населения, доверии населения органам власти, развитии инфраструктуры, градостроительной политике и в целом на реализации стратегии города.

Текст статьи

Введение

Выстраивание стратегии развития города является не простым процессом, учитывая, что каждый субъект Российской Федерации имеет множество особенностей, включая географическое расположение, климатические условия, социально-экономический уровень, историческое наследие, расположение военных объектов на территориях, что делает любую стратегию уникальной, а количество вопросов, которые следуют учесть колоссальное, также следует помнить о том, что время не стоит на месте, и даже самую лучшую стратегию прошлых лет необходимо модернизировать в соответствии с новыми вызовами, и несмотря на лучшую подготовку кадрового состава органов местного самоуправления в данный процесс остается необходимым включать население города, потому что именно оно способно подсветить те моменты, с которыми приходится сталкиваться регулярно, но которые могут быть незаметны. Не всегда население активно вступает в решение каких-либо вопросов, но важно помнить, что они являются полноправными субъектами управления «Общественность – главный элемент в управлении обществом, а в муниципальном управлении – основополагающий элемент» [1], а для этого в первую очередь необходимо поддерживать инициативы населения и создание платформ для удобного взаимодействия между органами местного самоуправления и населением.

Материалы и методы

Изучение вопроса взаимодействия органов местного самоуправления и населения в выстраивании стратегии развития города заключалось в анализе стратегии социально-экономического развития до 2030 года, локальных нормативно-правовых актов, статистических данных. Объектом исследования являются органы местного самоуправления города Севастополя. Предмет исследования – взаимодействие между органами местного самоуправления и населения в выстраивании стратегического развития города Севастополя. Методы исследования: анализ правовых актов, стратегий развития, государственных программ города Севастополя, данных официального портала в сети Интернет Правительства Севастополя и других официальных публичных источников.

Результаты и обсуждение результатов

В ходе осуществления взаимодействия органов с населением достигаются следующие социально-экономические эффекты: повышение уровня демографии, уровня жизни населения, доверии населения органам власти, развитии инфраструктуры, градостроительной политики и в целом успешная реализация стратегии города и увеличение количества проектов, благодаря системному подходу. В случае с Севастополем вопрос выстраивания стратегии развития города осложнялся многими особенностями: включение субъекта в правовое владение Российской Федерации, наличие объекта стратегического значения – базы Черноморского флота, а так же новые вызовы, связанные с эпидемией COVID-19, с проведением специальной военной операции и близким расположением к территориям, где развернулись вышеуказанные действия. Все это требует оперативных мер и перераспределения сил для решения вопросов, которые прежде не стояли. Все вызовы могут негативно отразиться на настроении населения и даже разъединить, и важно показать что даже в такие моменты есть реализация всех необходимых возможностей для качественной жизни и решения внутригородских вопросов, и так же помимо проведения референдумов или вступления в общественные организации (количество, которых возросло, в 2019 году было зарегистрировано 928 общественных организаций, а на данный момент 1184) [3], которые могут активно проявлять свою позицию, что говорит о высоком уровне развития социально-ориентированных некоммерческих организаций, что также является ресурсом в отношении острых вопросов, стоит отметить, что помимо таких организаций каждый гражданин может быть услышан, оставит свое обращение на официальном сайте Правительства Севастополя, задать вопрос в прямом эфире севастопольского телевидения напрямую Губернатору города Севастополя, а также существует обратная связь на официальных каналах исполнительной власти в Телеграмм. Нельзя не отметить, что жители Севастополя редко поддаются влияниям извне и всегда мужественно и решительно могут отстаивать свои позиции, что позволяет учитывать их потребности и интересы в формулировании планов развития. «Одним из наиболее действенных инструментов городского развития становится стратегическое планирование, призванное сформулировать миссию города, определить цели и задачи, главный вектор поступательного движения» [2, c. 100]. И как можно заметить за период с 2020 года по 2024 год по статистическому сборнику Управления федеральной службы государственной статистики по республике Крым и г. Севастополю наблюдается положительная динамика.

Таблица

Динамика основных социально-экономических показателей

 

2020

2024

Численность постоянного населения (на конец года), человек

531809

558302

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек

2,0

0,3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей

36300

56942

Есть некоторые конкретные примеры, где жители могут принимать активное участие:

  • в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и национального проекта «Жилье и городская среда», где жители после прохождения авторизации на портале «Госуслуги», могут отдать предпочтение объекту (парки, скверы, площадки, памятники и т. д.), где будут проводить работы по благоустройству, а главное все проекты по благоустройству будут согласованы с жителями, так же;
  • открытые общественные обсуждения на официальном портале Правительства Севастополя по предоставлению разрешений;
  • на условно разрешенный вид использования земельных участков, по документации по планировке территории и проектов межевания;
  • опросы по оценки деятельности должностных лиц органов власти;
  • анкеты качества созданных условий доступности объектов и предоставляемых на них услуг;
  • портал для поддержки и инициатив «Мой бизнес», что упрощает процесс взаимодействия и информирования между органами власти и субъектами малого и среднего предпринимательства.

Перечисленные выше пункты доказывают, что роль населения в решении многих вопросах расширилась по сравнению с периодом с 2014 по 2019, что позволяет формировать благоприятную атмосферу и доверительные отношения между органами местного самоуправления и населением города, так например, по мнению активистов, закон г. Севастополя от 30 декабря 2014 г. № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе», вступивший в силу 10.01.2015г, убивает местное самоуправление, отводя муниципальным советам, по сути, декоративную роль [4], где можно пронаблюдать отсутствие вопросов, подлежащих публичным слушаниям:

  1. Проекты правил землепользования и застройки;
  2. Проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;
  3. Проекты правил благоустройства территорий;
  4. Вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.

В то время, как сейчас, на официальном портале появляются информационные сообщения о начале общественных обсуждений с возможностью посещений экспозиций, ознакомлением материалов и подробной инструкцией, как подать предложения и замечания. Так же хочется отметить, что когда у жителей появляется возможность активно влиять на принятие того или иного решения, которые действительно остается услышанным, то и количество вовлеченных в этот процесс возрастает, как можно наблюдать на примере голосования по благоустройству территорий в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды», сколько человек принимали участие, когда голосование впервые было проведено и как оно изменилось, а так же вместе с увеличением проголосовавших, каждый год количество объектов благоустройств тоже увеличивается, и в текшее время территории-победители были уже в каждом из муниципалитетов, что позволяет улучшить уровень жизни и отразить степень вовлеченности населения:

image.png

Рис. Динамика вовлеченности населения в голосование по благоустройству территорий

На рисунке можно пронаблюдать благоприятную динамику, что с каждым годом количество активной части населения возрастает, но все равно это сравнительно небольшая часть от всего населения и нужно заниматься привлечением участия населения в подобных вопросах.

Выводы

Взаимодействие между органами местного самоуправления и населением является необходимым для выстраивания системного подхода в реализации стратегии развития города, во-первых, по той причине, что происходит реализация гражданской позиции, учитываются интересы самих граждан, вопрос можно рассмотреть более подробно и более детально подойти к его решению, а во вторых, заинтересованность органов управления во включении граждан в процессы обсуждения и принятия решений повышает уровень доверия населения, его включенности, повышения уровня жизни и более успешного партнерского взаимодействия и деятельность становится более плодотворной, что позволяет существенно расширить спектр реализуемых проектов.

Список литературы

  1. Закон города Севастополя от 30 декабря 2014 года № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе».
  2. Закон города Севастополя от 21 июля 2017 года № 357-ЗС «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года».
  3. Информация об общественных организациях и объединениях Севастополя [Электронный ресурс] https://sev.gov.ru/gorod/obshchestvennye-organizatsii/informatsiya-ob-obshchestvennykh-organizatsiyakh-i-obedineniyakh-sevastopolya/.
  4. Власть народу, или Местное самоуправление в Севастополе / Интернет-портал / https://sevoborona.site/vlast-narodu-ili-mestnoe-samoupravlenie-v-sevastopole/.
  5. Охотский Е.В. Учебное пособие «Теория и механизмы современного государственного управления».
  6. Трубина Е.Г. Монография «Город в теории: опыты осмысления пространств».
  7. Вульфович Р.М. Научная статья Проблемы совершенствования системы управления в ходе разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года.
  8. Знаменщиков А.О. Реферат Севастополь: особенности местного самоуправления в рамках города федерального значения.
  9. Дацюк Е.Н. Краткий статистический сборник город Севастополь в цифрах 2024.

Поделиться

82

Замазкина Е. Д. Важность взаимодействия органов местного самоуправления и населения в стратегическом развитии города на примере города федерального значения Севастополя // Актуальные исследования. 2025. №25 (260). Ч.II. С. 67-70. URL: https://apni.ru/article/12485-vazhnost-vzaimodejstviya-organov-mestnogo-samoupravleniya-i-naseleniya-v-strategicheskom-razvitii-goroda-na-primere-goroda-federalnogo-znacheniya-sevastopolya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля