Современные дошкольные программы, ориентированные на непрерывность образования, подчеркивают необходимость подготовки детей к обучению в школе. Комплексный подход, объединяющий психолого-педагогические, социальные и образовательные технологии, позволяет эффективно решать эту задачу. Важнейшей целью обучения старших дошкольников является формирование готовности к школе, что способствует всестороннему развитию ребенка.
Успешный переход к следующему этапу образования возможен лишь при наличии у ребенка необходимых предпосылок и освоенных возрастных новообразований. Поэтому подготовка к школе является приоритетной задачей для педагогов и родителей, которые стремятся сделать процесс обучения познавательным и интересным, мотивируя поиск новых эффективных методов. Проблема готовности к школе приобретает особое значение, определяя цели и принципы организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Подготовка включает в себя два основных блока:
- содержательно-организационный, обеспечиваемый дошкольной образовательной организацией,
- содержательно-процессуальный, включающий компоненты комплексной готовности, цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и участников педагогической деятельности.
Ключевую роль в подготовке играют педагоги и родители, осуществляющие целенаправленное руководство. Для этого необходимо учитывать закономерности психического развития, возрастные особенности и новообразования детей, а также проводить диагностику и оценку готовности, обеспечивать индивидуальный подход и взаимодействие специалистов дошкольного учреждения. Преемственность между детским садом и школой реализуется через информационно-просветительскую, методическую и практическую деятельность, включая педсоветы, семинары, ознакомление с методами работы и совместные мероприятия с учителями.
Для объективной оценки готовности к школе необходим вклад педагогов и родителей, что достигается посредством открытых занятий. Педагогам важно знать возрастные особенности детей, критерии готовности и возможные трудности в школе, а родителям – правильно организовать деятельность с будущими первоклассниками. Для этого проводятся консультации, круглые столы, родительские собрания, практикумы и тренинги, а также оформляется информационный уголок.
М. Н. Терещенко выделяет три ключевые задачи: развитие памяти, внимания и интеллекта; воспитание самоконтроля и умения сосредотачиваться; формирование мотивации к обучению, которая стимулирует стремление к новым знаниям. Эффективные методы включают экскурсии в школу, конструирование, беседы, чтение, рассматривание картинок, пальчиковую гимнастику, лепку, рисование и ролевые игры. Подготовка должна проходить в непринужденной обстановке, опираясь на образовательную программу.
Л. С. Выготский подчеркивает нецелесообразность систематических тренировок, не развивающих творческие способности. Важную роль играет социализация – общение с коллективом и умение взаимодействовать в нем.
Педагог должен поддерживать потребность детей в общении и взаимопомощи, организуя добровольное и доброжелательное взаимодействие. Социализация, в первую очередь, происходит в детском саду, и отсутствие общения со сверстниками может затруднить адаптацию к школе. Общение с детьми и взрослыми позволяет осваивать знания и умения, необходимые для успешного обучения. Педагог оценивает освоение материала, правильность выполнения заданий, осмысленность действий, быстроту работы и соблюдение правил поведения.
Исследование готовности к школе основывается на системном и целостном подходе, учитывающем роль игры и теоретический анализ организации обучения. Комплекс мер, направленный на гармоничное развитие ребенка, включает нормализацию образовательной нагрузки, формирование ценности здоровья, создание адаптивной образовательной среды.
Ребенок, общаясь как со сверстниками, так и со взрослыми, получает различную информацию, которую можно отнести к двум группам знаний и умений. Первая, предполагает, что обучающиеся могут овладеть знаниями и умениями, а повседневном общении. Вторая группа предполагает, знания и умения, которые осваивают дети старшего дошкольного возраста.
Педагог смотрит на то, как обучающиеся осваивают материал по образовательной программе, правильность выполнения задания; проверяет осмысленность действий дошкольника и быстроту выполнения задания; смотрит на наличие умений и знаний; так же следит за способностью соблюдения правил поведения.
При исследовании процесса готовности детей 5–7 лет к школе, использовали комплекс научных идей: системный и целостный подход к педагогическим явлениям; психическом развитии обучающегося, игра; теоретический анализ способов организации и обучения детей. Комплекс мер, направленный на создание гармоничных условий для полноценного развития ребенка должен включать в себя: нормализацию образовательной нагрузки: подготовка занятий в соответствии с возрастом детей, отказ от «школьного» обучения дошкольников; формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; создание адаптивной образовательной среды для всех детей дошкольников.