Цифровизация – это процесс внедрения цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности общества, включая экономику, управление, производство и образование. В контексте образования цифровизация представляет собой комплекс мер и процессов, направленных на внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также распространение продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных. Например, те же электронные дневники и журналы, а также возможность написать учителю электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично, – это тоже цифровизация.
Цифровизация образования ведет к серьезным изменениям на рынке труда и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога. С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы, которая доказала свою эффективность, но с другой, порождает доступность информации в различных ее формах (не только в текстовой, но и звуковой, визуальной). Кроме доступности информации цифровизация образования подразумевает более глубокое изучение получаемой информации: технологии виртуальной реальности, к примеру, создают возможность применения цифровых тренажеров, а технологии мобильного обучения позволяют учиться в любом месте и в любое время.
Экспериментальная часть работы включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты:
- Констатирующий эксперимент позволил оценить текущее состояние проблемы в образовании и получить исходные данные для дальнейшего исследования.
- Формирующий эксперимент был направлен на апробацию педагогического новшества и оценку его влияния.
- Контрольный эксперимент завершил исследование, позволив проверить выводы и обобщить полученные результаты.
В педагогическом эксперименте участвовали две группы: экспериментальная и контрольная. Целью было изучение эффективности применения учебного курса в Tilda в среднем профессиональном образовании.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Оценить начальный уровень знаний студентов о применяемой цифровой технологии.
- Разработать и провести занятия с использованием цифровизации для студентов экспериментальной группы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
- Оценить эффективность проведенной работы.
В процессе эксперимента использовались методы наблюдения, анкетирования, сравнения, а также анализ и обобщение данных. Для оценки исходного уровня знаний использовалась анкета «Уровень знаний студентов о цифровых технологиях».
По результатам анкетирования констатирующего эксперимента были получены следующие показатели (табл. 1).
Таблица 1
Результаты диагностики уровня знаний студентов экспериментальной и контрольной группы о цифровых технологиях в среднем профессиональном образовании (%)
Уровень знаний | ЭГ | КГ |
Высокий | 25 | 33 |
Средний | 54 | 44 |
Низкий | 21 | 23 |
Рис. 1. Диагностика результатов об уровне знаний студентов экспериментальной и контрольной группы о цифровых технологиях в среднем профессиональном образовании
Анализируя данные таблицы, можно сказать, что высокий уровень знаний равен 25% в экспериментальной группе и 33% в контрольной. Это значительно меньше результатов у студентов со средним уровнем знаний – 54% в экспериментальной группе и 44% в контрольной. Низкий уровень знаний показали 21% студентов в экспериментальной группе и 23% в контрольной.
Следовательно, по результатам анкетирования в обеих группах студенты в целом обладают средним уровнем знаний о цифровых технологиях.
Таким образом, на констатирующем этапе исследования мы пришли к выводу о необходимости проведения формирующего эксперимента в среднем профессиональном образовании с целью повышения уровня знаний о цифровых технологиях.
Формирующий эксперимент был проведен для подтверждения гипотезы о положительном влиянии цифровых технологий на самостоятельное освоение материала и развитие практических навыков в колледже.
В эксперименте участвовали студенты экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на тему «Цифровые образовательные технологии» проводились с использованием учебного курса в Tilda, а в контрольной группе – традиционно.
Целью занятия было стимулирование интереса студентов к самостоятельной работе и развитие практических знаний, умений и навыков по дисциплине с помощью цифровых технологий.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Развить навыки самостоятельной подготовки и изучения материала.
- Сформировать навыки работы в дистанционном формате.
- Повысить уровень практических знаний, умений и навыков.
- Развить мышление и творческий подход к работе.
Для проведения эксперимента в экспериментальной группе были подготовлены: видеолекция на учебном курсе, чат-бот.
План занятий для студентов колледжа по теме "Цифровые образовательные технологии" представлен в таблице 2.
Таблица 2
План занятий по теме «Цифровые образовательные технологии»
Внеаудиторная работа | Аудиторная работа |
1. Просмотр видеолекции по теме | 1. Проверка закрепления материла с помощью обсуждения |
2. Онлайн тестирование в чат-боте для закрепления темы | 2. Обсуждение заданий, объяснение вопросов, вызвавших затруднение |
3. Рефлексия |
Анализируя результаты занятия с экспериментальной группой, где применялся новый метод обучения, можно отметить, что студенты успешно справились с заданиями на аудиторных занятиях, опираясь на ранее полученные знания. Они проявили заинтересованность в практической работе. В то же время, после традиционного занятия с контрольной группой, стало очевидно, что студенты испытывали сложности в усвоении нового материала, что затруднило выполнение практических заданий.
На этапе контрольного эксперимента, с целью оценки эффективности исследования, было проведено повторное анкетирование студентов экспериментальной группы. Вопросы анкеты были основаны на данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента. Результаты сопоставления данных анкетирования, проведенного на этапах констатирующего и контрольного экспериментов, для студентов экспериментальной группы, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Диагностика сравнения уровня знаний студентов ЭГ о цифровых технологиях на констатирующем и контрольном эксперименте
Уровень знаний | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
Высокий | 25 | 56 |
Средний | 54 | 31 |
Низкий | 21 | 13 |
Рис. 2. Результаты сравнения уровня знаний студентов ЭГ о цифровых технологиях на констатирующем и контрольном эксперименте
Анализируя повторные результаты анкетирования, можно сделать вывод, что высокий уровень знаний на контрольном этапе у студентов ЭГ вырос на 31%, а низкий уровень знаний на контрольном этапе у студентов ЭГ снизился на 8%.
Таким образом, при сравнении уровней знаний на констатирующем и контрольном этапе исследования, мы пришли к выводу, что внедрение занятий с использованием цифровых технологий повысил уровень знаний и интерес к данному методу обучения, а также, что применение цифровых технологий в среднем профессиональном образовании способствует более эффективному освоению материала. Результаты педагогического эксперимента показали, что студентам становится проще и легче усваивать новую информацию, используя разработанные преподавателем учебные курсы, видеолекции.