В настоящее время здоровье людей, их физическое и функциональное состояние во многом зависят от качественного обеспечения продуктами питания Российскими производителями, т.е. возрастает продовольственная безопасность населения. В связи с этим одной из основных задач аграрных вузов остается повышение качества подготовки молодых специалистов – будущих работников агропромышленного комплекса. В решении этих задач значительная роль отводится физической культуре, как части общей культуры, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, в сфере двигательной деятельности человека [1].
Будущего специалиста агропромышленного комплекса необходимо целенаправленно готовить не только по специальным предметам, но и формировать прикладные знания, развивать двигательные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности молодого человека к успешной профессиональной деятельности. Поэтому образовательная и воспитательная работа в процессе учебных занятий по физической культуре должна быть направлена на формирование знаний по физическому воспитанию применительно к конкретным видам профессиональной деятельности. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов [2].
Физическая активность является необходимой составной частью жизнедеятельности личности. Важную роль играет разумное использование ценностей физической культуры, обеспечивающих высокий уровень здоровья, физического и духовного развития. Данная статья, предоставляет информацию о том, как важна физическая подготовка, в особенности, для будущего специалиста агропромышленного комплекса.
В настоящее время в связи с изменением производственной и трудовой политики в агропромышленном комплексе на рынке труда изменились требования к специалисту, который должен обладать высоким уровнем профессиональных качеств и высокой производительностью труда. Успешная профессиональная деятельность любого специалиста в сельскохозяйственном секторе включает в себя наличие хорошего здоровья и определенный уровень физической подготовленности. Таким образом, в 21 веке, изменились условия и требования к системе высшего образования специалистов в сельскохозяйственном секторе, которые связаны с новыми аспектами профессиональной подготовки и пересмотра образовательной среды в высших учебных заведениях.
Проблема улучшения физического состояния студентов высших учебных заведений, в том числе аграрных вузов, остается актуальной, теоретически и практически значимой. В то же время проблема создания и подготовки квалифицированного специалиста на этапе профессионального развития приобретает особое внимание.
При анализе определенных документов было установлено, что выпускники сельскохозяйственных дисциплин в университетах не имеют дифференцированных требований к профессионально-прикладному физическому воспитанию. Разработка и внедрение программного обеспечения и методическое обеспечение двигательных, интеллектуальных и духовных навыков выпускника сельскохозяйственного университета еще не получили широкого распространения. Технические и технологические реформы XXI века в сельском хозяйстве требуют качественной подготовки высококвалифицированных кадров для продуктивной работы в современных условиях. Профессиональная деятельность специалистов в области сельского хозяйства в различных категориях и подготовительные процессы в настоящее время являются предметом многочисленных исследований философов, психологов и учителей.
Научно-методическое применение физической культуры и спорта в процессе подготовки специалистов сельского хозяйства к конкретным видам работ становится все более актуальным; поэтому поиск новых форм, средств и методов физического воспитания, отвечающих современным требованиям, в настоящее время является наиболее важной теоретической и практической задачей. Достаточно длительный переходный этап преобразований в России, особенно в сфере образования, закономерно привел к появлению новых подходов к разработке программ по дисциплине «Физическая культура» и поднял вопрос о профессионально-прикладном физическом воспитании специалистов в агропромышленном комплексе [3].
Поэтому, целью физической культуры и спорта является обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса, включающей знания, оптимальный уровень здоровья, хорошую физическую подготовленность и высокую работоспособность, развитие профессионально необходимых психофизических качеств [4].
Деятельность агрономов является смешанным трудом. Это связано с замерами, различными обследованиями, расчетами, что требует умственного напряжения и физической выносливости. Производственная деятельность агрономов ведется во время посевных и уборочных работ, в условиях различного температурного диапазона (от - 30 до + 36 ° С), высокой влажности, резких колебаний атмосферного давления, сильных ветров и т. Д. Их рабочий день не является нормированным. Среднее расстояние, пройденное за смену, рассчитывается от 6 до 15 км (около 24 000 шагов в день).
Высокие и низкие температуры, вызывающие перегрев и переохлаждение, колебания атмосферного давления, влажность - все это неизбежно вызывает усталость и снижение работоспособности. В этих условиях труда наблюдается спад умственной и физической подготовленности, могут возникать респираторные, нервные и пищеварительные заболевания. Эта профессиональная работа вызвана неритмичностью, сезонностью, вызывая значительное напряжение костно-мышечной системы, которая в дальнейшем может обуславливать возникновение аритмий, нарушенную суточную двигательную активность, что приводит к негативным изменениям в физическом состоянии специалистов.
Приоритетными в подготовке являются общая ловкость, ловкость рук и пальцев, быстрота, точность движений и двигательных реакций, развитие общей выносливости. Среди психофизических функций важнейшей является внимание (широта распределения, переключение, концентрация). В психических функциях приоритет отдается оперативному мышлению, памяти и коммуникации. Во время обучения студенты должны овладеть знаниями, умениями и навыками, чтобы составить комплекс физических упражнений, и могли бы его применить на практике.
Пример, дающий представление о характере требований, предъявляемых к физическим качествам и непосредственно связанным с ними человека, двигательным способностям и навыкам для будущего специалиста агропромышленного комплекса представлены в таблице.
Таблица
Характер требований к физическим качествам студента
Род деятельности |
Требования к физическим качествам |
---|---|
Разновидности сельскохозяйственного и лесохозяйственного труда, включающие в большом объеме двигательную активность |
Комплексная выносливость, проявляемая в динамических и статических режимах продолжительного функционирования различных мышечных групп; способность ориентироваться на местности и рационально распределять затраты энергии во времени; разнообразные двигательные навыки, в том числе навыки, способствующие умелому оперированию различными орудиями труда; закаленность организма по отношению к неблагоприятным метеорологическим воздействиям |
Таким образом, профессионально-прикладное физическое воспитание в высших учебных заведениях для будущего специалиста агропромышленного комплекса необходимо для достижения высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Соответственно, хорошая физическая подготовка, в особенности, выносливость, ловкость, быстрота и другие двигательные качества – являются одним из залога успеха в будущей деятельности студента.