В условиях глобальной политической и экономической нестабильности энергетическая безопасность и стратегические ресурсы играют ключевую роль в формировании внешней политики государств. Российская Федерация и Китайская Народная Республика – две крупные державы, чьи взаимодействия в нефтегазовом секторе обусловлены как необходимостью обеспечения собственных экономических интересов, так и геополитическими вызовами. Одним из ярких примеров такого сотрудничества является проект «Сила Сибири», ставший символом расширения энергетического партнерства, а одновременно – предметом сложных переговорных.
В рамках курса «Процесс формирования внешней политики Российской Федерации и зарубежных стран» я хотел бы проанализировать формирования и реализации политики между РФ и КНР по проекту «Сила Сибири». Это эссе фокусируется на аспекте как дисбаланс материальных, временных и организационных ресурсов, которые определил переговорные позиции РФ и КНР.
«Исходным мотивом любой жизнедеятельности является потребность, однако в отличие от животных человек осознает свои потребности. Соответственно, осознанная потребность выступает как интерес. Иначе говоря, интерес = потребность + осознание» [1, с. 138].
В результате введения международных санкций в 2014 году Российская Федерация оказалась перед необходимостью перепрофилировать свои энергетические стратегии, стремясь снизить зависимость от европейского газового рынка. В этом контексте основным интересом России стало использовать газовые ресурсы Восточной Сибири, чтобы диверсифицировать экономику.
Ключевыми целями реализации данного интереса стали заключение долгосрочного контракта на поставку газа в Китай, что обеспечивало стабильный рынок сбыта. Эти меры позволят России не только компенсировать убытки, понесенные из-за санкций, но и укрепить свои позиции на международной энергетической арене.
В свою очередь, Китай, сталкиваясь с растущими потребностями в энергии, стремится к диверсификации источников снабжения для снижения зависимости от угля и уязвимых морских поставок сжиженного природного газа (СПГ). В этом контексте важнейшим интересом Китая является интеграция энергопроектов в стратегию «Один пояс – Один пусть», что позволит Китаю укрепить свои позиции в Евразии.
Согласно модели внешнеполитического анализа М. А. Хрусталева можно выделить пять основных категорий ресурсов: материальные, информационные, время, пространство (геопространство) и организационные.
Россия обладает обширным запасом природных ресурсов. Первостепенное значение имеют газовые месторождения Восточной Сибири, такие как Чаяндинское и Ковыктинское. Эти ресурсы стали основой для реализации масштабного проекта «Сила Сибири». По данным Роснедр 2025 года, это 63,5 триллиона кубических метров или около 20% мировых запасов [2]. Тем не менее экономическая мощь России оказалась под давлением международных санкций, введенных в 2014 году, что ограничивало ее возможности маневрирования на мировом рынке. В результате Россия оказалась зависимой от китайского рынка как потенциальной альтернативы традиционному европейскому потребителю. Россия обладает крупнейшими в мире запасами газа (16% мировых), а Китай – второй по величине потребитель энергии, чей спрос на газ к 2025 году вырастет на 60% [3].
Китай, в свою очередь, демонстрировал растущий спрос на энергоресурсы, обусловленный дефицитом газа в промышленных регионах. Однако конкуренция со стороны таких стран, как Туркмения и Казахстан, предоставляла Китаю возможность диктовать условия. Таким образом, обе страны находились в состоянии взаимозависимости, что усложняло их переговорные позиции.
Проект «Сила Сибири» использовался Россией как политический инструмент, направленный на демонстрацию независимости от Европы, особенно после Евромайдана в 2014 году. Однако, несмотря на масштабные инвестиции и декларации о стратегическом значении проекта, информационная кампания не смогла скрыть коммерческие уступки со стороны России. В мае 2014 года сообщалось, что «Газпром» планировал поставлять газ в Китай по цене в среднем 350 долларов за тысячу кубометров [4]. При этом руководитель компании Алексей Миллер отказался назвать конкретную цену, сославшись на коммерческую тайну. Если взглянуть на рыночную цену за газ того же периода, то средние контрактные цены на российский природный газ на границе Германии составили 376,2 доллара США за тысячу кубических метров [5].
Китай, в свою очередь, акцентируя внимание на идеологическом аспекте и позиционировал договор как часть своей стратегии «Один Пояс – Один Путь». Это усиливало его роль в процессе Евразийской интеграции и укрепляло позиции Китая как важного игрока на глобальной арене.
Для России критическим фактором стал дефицит времени: постоянные санкции и потеря доверия со стороны европейских потребителей требовали оперативного перенаправления газовых потоков. Это обстоятельство значительно ослабило позиции Москвы в ценовых переговорах, что привело к значительным коммерческим уступкам.
Китай же, обладал как «социальным временем» так и временем в целом, мог позволить себе затягивать согласование деталей договора с целью получения максимальных преференций. Китай же в данной ситуации обладал более выгодным положением, поскольку его стратегический ориентир – укрепление позиций на рынке энергоносителей через долгосрочные инвестиции и инфраструктурные проекты.
Не менее важным стоит вопрос организационных ресурсов в контексте проекта «Сила Сибири». Россия столкнулась с серьезным дефицитом организационных ресурсов, что стало следствием множества факторов, включая несогласованность действий между центральной властью и компанией «Газпром», а также бюрократические проволочки, которые затягивали процесс реализации проекта. Эти недостатки существенно усложнили ведение переговоров и, в конечном счете, привели к значительным уступкам со стороны России как в ценовом, так и в контрактном аспектах. Еще в 2006 году подписали меморандум о поставках, но несогласованность привала к неэффективности организационных ресурсов.
На фоне этих сложностей Китай проявил высокую эффективность в использовании своих организационных ресурсов. Правительство Китая и China National Petroleum Corporation (CNPC) работали в тесной координации, что позволило Пекину не только укрепить свои позиции в переговорах, но и активно контролировать процесс реализации проекта на всех этапах. Благодаря четкой стратегии и организованному подходу. Таким образом, китайская сторона не только добилась конкурентоспособной цены на газ, но и смогла обеспечить контроль над логистикой поставок, что дополнительно укрепило её позиции на международной арене.
Согласно современным реалиям, Россия, будучи основным экспортером энергоресурсов, сталкивается с необходимостью учитывать международные санкции, введенные западными странами с 2014 года. Данная ситуация налагает обязательство на российское руководство применять гибкий подход в принятии стратегических решений, что зачастую носит вынужденный характер. Проект «Сила Сибири» иллюстрирует стремление России находить баланс между стратегическими интересами в сфере энергетической безопасности и необходимостью проявлять дипломатическую гибкость. В условиях санкционного давления со стороны Запада, данный проект стал важным шагом к диверсификации экспортных рынков.
Следует отметить, что переговоры по проекту «Сила Сибири» велись и ранее, однако с введением санкций стало очевидно, что у России больше нет временного ресурса для затягивания процесса. В результате возникла необходимость в оперативном согласовании контрактов. Китай мог позволить себе оттягивать соглашение с Россией, потому что, когда Россия в 2006 году подписали лишь меморандум о поставках, Туркменистан же подписал генеральное соглашение о строительстве трубопровода. Тогда заявлялось, что с 2009 года Туркменистан будет поставлять 30 миллиардов кубометров на протяжении 30 лет [6]. Именно наличие разных поставщиков позволяло Китаю диктовать рамки и условия переговоров во время газовых переговоров. Тем самым Китай обладал как временным, так и материальным (экономическим) ресурсом.
Российская сторона вынуждена идти навстречу китайским инициативам, зачастую уступая в части условий. Например, формулировка контрактов по проекту «Сила Сибири» включает уступки РФ относительно объемов и цен, в то время как Китай, в свою очередь, делает ставку на долгосрочное присутствие на рынке российской энергетики. Это демонстрирует, что Россия, в условиях санкционного давления и уязвимости собственных энергетических ресурсов, оказывается в более слабом положении, чем Китай, который, благодаря своему ресурсоемкому рынку и внутренним стратегиям, способен диктовать условия.
Анализируя проблему формирования и реализации внешней политики РФ и Китая по проекту «Сила Сибири», можно сделать вывод, что существует существенная неравномерность возможностей, обусловленная ресурсным дисбалансом. Россия, несмотря на свои стратегические интересы, оказывается в более слабом положении, вынужденная лавировать между внутренними ограничениями и внешним давлением, в то время как Китай пользуется преимуществами централизованного принятия решений и более гибкой ресурсной стратегией.