Касаемо коррупции, как понятия, сформулировать точное определение данному термину представляет собой сложную задачу по причине того, что даже у авторов нет одного общего для всех мнения [1, с. 20].
По мнению А. Д. Илькова это существенно подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, повышает социальную напряженность, является поводом к снижению престижа России в мире [2, с. 342].
Как известно коррупция – сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны.
Мы поддерживаем мнение Г. С. Гончаренко, что было бы неверным считать, что коррупция везде и всегда проявляется одинаково, что одинаковы ее причины и последствия. Решающее значение здесь имеют национальный менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга и экономического благополучия государства [3, с. 58].
Коррупция, как закреплено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение действий от имени или в интересах юридического лица.
Профессор А. М. Эрделевский считает, что такое определение коррупции представляется весьма неудачным. В связи с чем он предлагает свое, авторское определение коррупции: «Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным публичным интересам в целях получения имущества или любой иной выгоды имущественного характера для себя или для других лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами в своих интересах или в интересах других лиц» [4, с. 40-42].
А. С. Сухарев, обобщив анализ признаков коррупции, приведенных в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., под коррупцией предлагает понимать – использование должностным лицом служебного положения для достижения служебных целей незаконными средствами, а также для достижения неслужебных целей, связанных с получением личной выгоды для себя либо с получением такой выгоды третьими лицами [5, с. 50-54].
В. С. Гужавина под коррупцией понимает неправомерное поведение государственных служащих, которые нарушают формальные правила, используя свои служебные полномочия и государственные ресурсы для получения личной или групповой выгоды [6, с. 21].
В Большой советской энциклопедии коррупция толкуется как «прямое использование должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения, а также подкуп должностных лиц, их продажность» [7].
Российская юридическая энциклопедия определяет коррупцию как «использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ, как в личных, так и групповых интересах» [8].
Традиционно считается, что в противоречивом единстве этих сторон с точки зрения большей общественной опасности доминирует продажность. Очень часто коррупция представляет собой подобие односторонних сделок или хищения.
Среди коррупционных правонарушений можно выделить четыре вида: преступления, административные проступки, гражданско-правовые деликты и дисциплинарные проступки, и, хотя, разумеется, разделение собственно дисциплинарных (служебных) и административных проступков достаточно условное.
Выделяются следующие коррупционные правонарушения:
- взятка;
- лоббизм;
- фаворитизм;
- кумовство;
- протекционизм и должностное продвижение по государственной службе через связи;
- совмещение публичной службы с работой в коммерческих структурах;
- незаконное распределение государственных и общественных ресурсов;
- незаконное присвоение или использование в личных целях государственных и общественных ресурсов;
- превышение должностных полномочий в целях личной выгоды;
- сокрытие или искажение служебной информации;
- предоставление за вознаграждение льгот и преимуществ, как юридическим, так и физическим лицам;
- нарушение процессуального порядка оказания услуг в пользу заинтересованных лиц;
- получение необоснованного вознаграждения и др. [9, с. 73-74].
Для выработки системных мер противодействия коррупции эксперты, как правило, классифицируют это явление по определенным критериям. В числе таких критериев выделяют следующие типы:
- по уровням управления – «верхушечная» и «низовая» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти в целом или с отдельными организациями, наделенными властными полномочиями;
- по типу выгоды – получение прибыли или уменьшение расходов;
- по направленности – существующая вне или внутри хозяйствующих объектов и т. п.
Однако разнообразие критериев классификации коррупции предполагает множество вариантов борьбы с ней. Это только вводит в заблуждение компетентные органы, призванные разработать эффективный механизм противодействия коррупционной деятельности [10, с. 47-49].
Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений в сфере обеспечения как национальной, так и внешней безопасности Российской Федерации. Коррупция – явление, влекущее за собой очень серьезные разрушительные последствия для безопасности государства, его стабильности. Она разъедает все сферы жизнедеятельности общества, подрывая авторитет к органам государственной власти и органам местного самоуправления. Общественная опасность коррупции заключается, прежде всего, в ее латентности как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.