Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей государственной политики. Актуальна эта проблема и в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, с расстройствами аутистического спектра (РАС). Состояние здоровья во многом определяет качество и образ жизни данной категории детей.
Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают проблемы с коммуникацией, формированием социальных навыков и поведением. Физическая активность детей с РАС ограничена. Возникает гиподинамия, плоскостопие, нарушение координации, нарушение осанки и многое другое. Таким детям просто необходима адаптивная физическая культура. Поскольку она оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка и его познавательной деятельности. Движения детей обычно могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными. Простые физические упражнения детям с расстройствами аутистического спектра даются нелегко. Им тяжело почувствовать своё тело. У них слабый вестибулярный аппарат. Им нужны упражнения для укрепления всех мышц. И для них нужны особые задания.
Адаптивная физическая культура является важнейшим компонентом системы коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии. В условиях дошкольного образовательного учреждения занятия адаптивной физической культурой способствуют не только физическому развитию ребенка, но и улучшению его социального взаимодействия, эмоциональной устойчивости и коммуникативных навыков.
Изучением содержания понятия «физкультурно-оздоровительная деятельность», форм и методов ее организации занимались В. И. Дубровский, Г. С. Никифоров, Т. Ф. Орехова, М. А. Рунова, В. Н. Селуянов, Н. В. Ушакова, которые выделили несколько подходов к рассмотрению этого явления.
Первый подход. Физкультурно-оздоровительная деятельность рассматривается как вид образовательной деятельности, направленной на формирование у детей здорового образа жизни (В. И. Дубровский, В. Н. Селуянов)
Второй подход. Физкультурно-оздоровительная деятельность рассматривается как создание условий для физического развития и совершенствования физических сил человека (Г. С. Никифоров, М. С. Рунова).
Третий подход. Физкультурно-оздоровительная деятельность рассматривается как сознательно регламентированная личностью двигательная активность по совершенствованию собственного здоровья и профилактики заболеваемости (Т. Ф. Орехова, Н. В. Ушакова)
Таким образом, понятие «физкультурно-оздоровительная деятельность» является комплексной характеристикой образовательной работы с детьми, объединяющей в себе показатели разных направлений физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми: по формированию представлений и следованию правилам здорового образа жизни; по приобщению к систематическим занятиям физкультурой и спортом, оздоравливающим процедурам; по созданию мотивации к физическому саморазвитию.
Организация занятий для детей с РАС требует учета множества специфических факторов.
1. Психофизические особенности детей с РАС.
Дети с расстройствами аутистического спектра характеризуются следующими особенностями:
- Нарушения в области коммуникации и социального взаимодействия;
- Поведенческие особенности, включая стереотипные движения, трудности с переключением внимания и сопротивление изменениям;
- Различная степень чувствительности к внешним раздражителям (гипер- или гипосенсорность);
- Нарушения моторной координации и общей моторики.
Эти особенности накладывают определённые требования на содержание и организацию проведения занятий адаптивной физической культуры.
2. Принципы организации занятий адаптивной физической культуры для детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении:
- Индивидуальный подход. Каждое занятие должно строиться с учетом уровня развития конкретного ребенка, его интересов, моторных и когнитивных возможностей. Важно оценивать не только физическое состояние, но и эмоциональную готовность к взаимодействию.
- Системность и регулярность. Дети с РАС остро реагируют на нарушение привычного распорядка, поэтому занятия должны проходить в одно и то же время, в одном и том же помещении, с повторяющейся структурой.
- Наглядность и четкость инструкций. Инструкции должны быть простыми, краткими, при необходимости – сопровождаться визуальной поддержкой (пиктограммы, карточки PECS и пр.).
- Минимизация сенсорной нагрузки. Помещение для занятий должно быть спокойным, без резких звуков, яркого света и отвлекающих факторов.
- Положительное подкрепление. Очень важно использовать похвалу, поощрения, мотивационные стимулы (любимые игрушки, сенсорные предметы) за любое успешное действие.
3. Содержание занятий адаптивной физической культуры.
Занятия для детей с РАС включают:
- Упражнения на развитие общей и мелкой моторики (ходьба, бег, ползание, катание мячей, манипуляции с предметами);
- Игры на подражание и повторение движений, развивающие способность следовать за взрослым и соблюдать очередность действий;
- Сенсомоторные упражнения, направленные на нормализацию чувствительности (балансировка, качание, упражнения с песком, водой и мягкими модулями);
- Социально-ориентированные упражнения, в том числе парные и групповые, обучающие взаимодействию с другими детьми.
4. Роль педагога и взаимодействие с другими специалистами.
Педагог по адаптивной физической культуре, работающий с детьми с РАС, должен обладать не только профессиональными знаниями в области физической культуры, но и пониманием специфики аутизма. Педагог активно взаимодействует с:
- Психологом – для подбора приемов мотивации и эмоциональной поддержки;
- Логопедом – для интеграции элементов речевой поддержки;
- Дефектологом – для согласования развивающих задач;
- Родителями – для обеспечения преемственности занятий дома и в ДОУ.
5. Оценка эффективности занятий.
Результаты адаптивной физической культуры оцениваются не только по уровню физической подготовленности, но и по:
- Повышению уровня самостоятельности;
- Снижению тревожности и агрессии;
- Развитию навыков саморегуляции;
- Улучшению способности к подражанию и взаимодействию.
Период дошкольного возраста – период игры, которая является ведущим видом деятельности дошкольников и, следовательно, должна активно использоваться в содержании физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Дети с РАС – это особые дети, и они играют в особенные игры.
Игра является одной из форм физкультурно-оздоровительной деятельности, и играет важную роль не только в укреплении здоровья и физических сил, но и способствует повышению двигательной активности детей с РАС. Дети учатся взаимодействию в команде и выстраивают комплексные социальные взаимоотношения, уважению, взаимопомощи и взаимовыручке. Систематические занятия будут способствовать повышают двигательной моторики детей дошкольного возраста с РАС или сглаживать у них непроизвольные порывы гиперактивности, создавать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, что особенно важно и необходимо для обучения детей с РАС.
Адаптивная физическая культура в системе коррекционной работы с детьми с РАС в ДОУ выполняет ключевую роль: она помогает не только улучшить физическое состояние ребенка, но и служит мостом к социализации и адаптации в обществе. Успешная реализация таких занятий требует терпения, гибкости и командной работы специалистов, направленной на всестороннее развитие ребенка.