Главная
АИ #25 (260)
Статьи журнала АИ #25 (260)
Особенности занятий адаптивной физической культуры для детей с расстройствами ау...

Особенности занятий адаптивной физической культуры для детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

физкультурно-оздоровительная деятельность
расстройство аутистического спектра
дошкольный возраст
формы физического воспитания
игровая деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей с РАС. Представлены формы физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленные на адаптацию и реабилитацию детей с РАС.

Текст статьи

Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей государственной политики. Актуальна эта проблема и в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, с расстройствами аутистического спектра (РАС). Состояние здоровья во многом определяет качество и образ жизни данной категории детей.

Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают проблемы с коммуникацией, формированием социальных навыков и поведением. Физическая активность детей с РАС ограничена. Возникает гиподинамия, плоскостопие, нарушение координации, нарушение осанки и многое другое. Таким детям просто необходима адаптивная физическая культура. Поскольку она оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка и его познавательной деятельности. Движения детей обычно могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными. Простые физические упражнения детям с расстройствами аутистического спектра даются нелегко. Им тяжело почувствовать своё тело. У них слабый вестибулярный аппарат. Им нужны упражнения для укрепления всех мышц. И для них нужны особые задания.

Адаптивная физическая культура является важнейшим компонентом системы коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии. В условиях дошкольного образовательного учреждения занятия адаптивной физической культурой способствуют не только физическому развитию ребенка, но и улучшению его социального взаимодействия, эмоциональной устойчивости и коммуникативных навыков.

Изучением содержания понятия «физкультурно-оздоровительная деятельность», форм и методов ее организации занимались В. И. Дубровский, Г. С. Никифоров, Т. Ф. Орехова, М. А. Рунова, В. Н. Селуянов, Н. В. Ушакова, которые выделили несколько подходов к рассмотрению этого явления.

Первый подход. Физкультурно-оздоровительная деятельность рассматривается как вид образовательной деятельности, направленной на формирование у детей здорового образа жизни (В. И. Дубровский, В. Н. Селуянов)

Второй подход. Физкультурно-оздоровительная деятельность рассматривается как создание условий для физического развития и совершенствования физических сил человека (Г. С. Никифоров, М. С. Рунова).

Третий подход. Физкультурно-оздоровительная деятельность рассматривается как сознательно регламентированная личностью двигательная активность по совершенствованию собственного здоровья и профилактики заболеваемости (Т. Ф. Орехова, Н. В. Ушакова)

Таким образом, понятие «физкультурно-оздоровительная деятельность» является комплексной характеристикой образовательной работы с детьми, объединяющей в себе показатели разных направлений физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми: по формированию представлений и следованию правилам здорового образа жизни; по приобщению к систематическим занятиям физкультурой и спортом, оздоравливающим процедурам; по созданию мотивации к физическому саморазвитию.

Организация занятий для детей с РАС требует учета множества специфических факторов.

1. Психофизические особенности детей с РАС.

Дети с расстройствами аутистического спектра характеризуются следующими особенностями:

  • Нарушения в области коммуникации и социального взаимодействия;
  • Поведенческие особенности, включая стереотипные движения, трудности с переключением внимания и сопротивление изменениям;
  • Различная степень чувствительности к внешним раздражителям (гипер- или гипосенсорность);
  • Нарушения моторной координации и общей моторики.

Эти особенности накладывают определённые требования на содержание и организацию проведения занятий адаптивной физической культуры.

2. Принципы организации занятий адаптивной физической культуры для детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении:

  • Индивидуальный подход. Каждое занятие должно строиться с учетом уровня развития конкретного ребенка, его интересов, моторных и когнитивных возможностей. Важно оценивать не только физическое состояние, но и эмоциональную готовность к взаимодействию.
  • Системность и регулярность. Дети с РАС остро реагируют на нарушение привычного распорядка, поэтому занятия должны проходить в одно и то же время, в одном и том же помещении, с повторяющейся структурой.
  • Наглядность и четкость инструкций. Инструкции должны быть простыми, краткими, при необходимости – сопровождаться визуальной поддержкой (пиктограммы, карточки PECS и пр.).
  • Минимизация сенсорной нагрузки. Помещение для занятий должно быть спокойным, без резких звуков, яркого света и отвлекающих факторов.
  • Положительное подкрепление. Очень важно использовать похвалу, поощрения, мотивационные стимулы (любимые игрушки, сенсорные предметы) за любое успешное действие.

3. Содержание занятий адаптивной физической культуры.

Занятия для детей с РАС включают:

  • Упражнения на развитие общей и мелкой моторики (ходьба, бег, ползание, катание мячей, манипуляции с предметами);
  • Игры на подражание и повторение движений, развивающие способность следовать за взрослым и соблюдать очередность действий;
  • Сенсомоторные упражнения, направленные на нормализацию чувствительности (балансировка, качание, упражнения с песком, водой и мягкими модулями);
  • Социально-ориентированные упражнения, в том числе парные и групповые, обучающие взаимодействию с другими детьми.

4. Роль педагога и взаимодействие с другими специалистами.

Педагог по адаптивной физической культуре, работающий с детьми с РАС, должен обладать не только профессиональными знаниями в области физической культуры, но и пониманием специфики аутизма. Педагог активно взаимодействует с:

  • Психологом – для подбора приемов мотивации и эмоциональной поддержки;
  • Логопедом – для интеграции элементов речевой поддержки;
  • Дефектологом – для согласования развивающих задач;
  • Родителями – для обеспечения преемственности занятий дома и в ДОУ.

5. Оценка эффективности занятий.

Результаты адаптивной физической культуры оцениваются не только по уровню физической подготовленности, но и по:

  • Повышению уровня самостоятельности;
  • Снижению тревожности и агрессии;
  • Развитию навыков саморегуляции;
  • Улучшению способности к подражанию и взаимодействию.

Период дошкольного возраста – период игры, которая является ведущим видом деятельности дошкольников и, следовательно, должна активно использоваться в содержании физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Дети с РАС – это особые дети, и они играют в особенные игры.

Игра является одной из форм физкультурно-оздоровительной деятельности, и играет важную роль не только в укреплении здоровья и физических сил, но и способствует повышению двигательной активности детей с РАС. Дети учатся взаимодействию в команде и выстраивают комплексные социальные взаимоотношения, уважению, взаимопомощи и взаимовыручке. Систематические занятия будут способствовать повышают двигательной моторики детей дошкольного возраста с РАС или сглаживать у них непроизвольные порывы гиперактивности, создавать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, что особенно важно и необходимо для обучения детей с РАС.

Адаптивная физическая культура в системе коррекционной работы с детьми с РАС в ДОУ выполняет ключевую роль: она помогает не только улучшить физическое состояние ребенка, но и служит мостом к социализации и адаптации в обществе. Успешная реализация таких занятий требует терпения, гибкости и командной работы специалистов, направленной на всестороннее развитие ребенка.

Список литературы

  1. Ахмедова Л.К. Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС № 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска) / Л.К. Ахмедова // Молодой ученый. – 2018. – № 23 (209). – С. 410-412. – URL: https://moluch.ru/archive/209/51155/.
  2. Дутчак В.И. Влияние физического воспитания на психомоторное развитие детей с расстройством аутистического спектра / В.И. Дудчак. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskogo-vospitaniya-na-psihomotornoe- razvitie-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra.
  3. Нищева Н.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду. – СПб. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2022.
  4. Морозов С.А., Морозова Т.И. Воспитание и обучение детей с аутизмом. Дошкольный возраст. – М., 2017.

Поделиться

81

Волощенко Н. Н., Дегтярева Т. Н., Забара Н. Е. Особенности занятий адаптивной физической культуры для детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях // Актуальные исследования. 2025. №25 (260). Ч.III. С. 10-12. URL: https://apni.ru/article/12504-osobennosti-zanyatij-adaptivnoj-fizicheskoj-kultury-dlya-detej-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (265)

Прием материалов

26 июля - 1 августа

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа