Главная
АИ #25 (260)
Статьи журнала АИ #25 (260)
Разграничение преступления, предусмотренного статьей 301 УК РФ, от смежных соста...

Разграничение преступления, предусмотренного статьей 301 УК РФ, от смежных составов преступлений

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

незаконное задержание
незаконное заключение под стражу
мера процессуального принуждения

Аннотация статьи

В статье рассмотрены состав преступления, предусмотренный статьей 301 УК РФ, а также вопросы разграничения незаконного задержания и заключения под стражу от смежных составов преступлений.

Текст статьи

Актуальность исследуемого вопроса связана с тем, что одной из ведущих задач уголовного судопроизводства является защита потерпевших от преступлений, что, в свою очередь, достигается путем изоляции от общества лиц, представляющих опасность для общества. Это возможно благодаря применению меры процессуального принуждения в виде задержания подозреваемого и, как правило, следующей за ним меры пресечения в виде заключения под стражу.

Таким образом, происходит защита прав граждан и обеспечение их безопасности со стороны государства. В свою очередь, меры пресечения выступают как инструмент, с помощью которого государство ограничивает свободу лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, в целях, указанных выше.

Применение мер процессуального принуждения сопровождается гарантиями, которые препятствуют ограничению прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Поэтому, меры процессуального пресечения и целом меры процессуального принуждения допустимы только в  рамках возбужденного уголовного дела в отношении лица, имеющего статус подозреваемого, а в последующем – обвиняемого.

В соответствии с п. 11 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ задержание представляет собой меру процессуального принуждения, которая применяется следователем (дознавателем) на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, а в условиях военного положения – на срок не более 30 суток с момента фактического задержания подозреваемого лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Мера пресечения в виде заключения под стражу представляет собой меру, которая избирается судом в отношении подозреваемого в совершении преступления, и заключается во временной изоляции данного лица до рассмотрения материалов уголовного дела в суде и вынесения приговора.

В соответствии с п. 42 ст. 5 УПК РФ, содержание под стражей – это пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, а также обвиняемого лица, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в следственном изоляторе или ином месте, определяемым федеральным законодательством [1].

Ответственность за незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей предусмотрена ст. 301 Уголовного кодекса Российской Федерации, при этом интересы правосудия являются основным объектом в данном преступлении, а интересы личности – дополнительным объектом. Кроме того, фактическое основание уголовной ответственности, предусмотренной ст. 301 УК РФ, – факт совершения преступления, а правовое основание для привлечения сотрудников правоохранительных органов, за совершение данного преступления, – наличие состава преступления в действиях задерживаемого лица при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 91 УПК РФ.

Ч. 1 ст. 301 УК РФ представляет собой формальный состав преступления, который имеет свои особенности, выраженные, во-первых, в том, что преступление окончено с момента совершения самого деяния; во-вторых, как и у всех преступлений, должны наступить последствия, но при этом, в преступлениях с формальным составом, их наличие не является обязательным признаком для привлечения к уголовной ответственности. Т. е., простыми словами, при совершении преступления, предусмотренного ст. 301 УК РФ, необязательно наступление последствий [2].

Говоря о разграничении состава преступления, предусмотренного ст. 301 УК РФ от смежных составов преступлений, необходимо исследовать эти смежные составы. Так, анализ открытых данных судебной практики показывает, что в настоящее время преступления, связанные с незаконным административным задержанием, чаще квалифицируются судами по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (превышение должностных полномочий), чем по части 1 статьи 301 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на мнение некоторых ученых о том, что степень общественной опасности деяний, предусмотренных статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, не соответствует строгости наказания в случае квалификации таких деяний по части 1 статьи 301 Уголовного кодекса Российской Федерации, данное утверждение представляется неубедительным.

Максимальный срок лишения свободы, предусмотренный частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, составляет 4 года, в то время как верхний предел наказания по части 1 статьи 301 Уголовного кодекса Российской Федерации – 3 года [3, с. 213].

В том случае, если должностными лицами, совершенно данное преступление неумышленно, т. е. дознаватель, следователь недобросовестно отнеслись к своим должностным обязанностям, или ошибочно оценили обстоятельства уголовного дела, то в данном случае, субъект преступления, предусмотренного ст. 301 УК РФ, уголовную ответственность по данному факту не несет. В данном случае, при конкретных обстоятельствах следователь (дознаватель) может быть привлечен к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 293 УК РФ – «Халатность». По данной статье, действия сотрудников правоохранительных органов должны привести к наступлению следующих последствий, среди которых одна из самых главных – это нарушение прав и законных интересов граждан [4, с. 87].

Следует отметить, что статья 301 УК РФ, в отличие от статьи 305 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта, является специальной, так как в соответствии со статьей 22 Конституции Российской Федерации, мера пресечения в виде заключения под стражу, а также само содержание под стражей применяется только по решению суда. Фактически следователь (дознаватель) выходит в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, или же о продлении срока содержания под стражей, в связи с чем, итоговое решение принимает суд, о чем выносит соответствующее постановление [5, с. 396]. Таким образом, в данном случае субъектом преступления является только судья, вынесший постановление, поскольку следователь или дознаватель не уполномочены самостоятельно избирать меру пресечения в виде заключения под стражу для лица, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления.

Следует также отметить, что на основании ч. 3 ст. 108, ч. ч. 2 и 3 п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК РФ – осуществляется избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, а также ее продление. Также следует отметить, что действия дознавателя или следователя квалифицируются по статье 285 УК РФ – «Злоупотребление должностными полномочиями», в том случае, если указанные выше лица заведомо незаконно возбудили перед судом ходатайство о продление срока содержания под стражей.

Мы можем заключить, что при незаконном применении такой меры процессуального принуждения, как задержание, меры пресечения в виде заключения под стражу, а также при незаконном содержании под стражей происходит существенное нарушение конституционных прав человека и гражданина Российской Федерации. Они выступают в данном случае дополнительным непосредственным объектом и страдают наряду с основным объектом – общественными отношениями, обеспечивающими реализацию правосудия.

Нарушение уголовного законодательства со стороны сотрудников правоохранительных органов влечет и последствия, которые связаны с нанесением вреда не только человеку и гражданину, в отношении которых незаконно применены меры процессуального принуждения и меры пресечения, но и подрывает авторитет правоохранительных органов и государства в целом.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ: принят Гос. Думой 18 дек. 2001 г.: одобрен Советом Федерации 18 дек. 2001 г.: [ред. от 07 июня 2025 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. № 249, ч. 1. – Ст. 3012.
  2. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г.: [ред. от 21 апреля 2025 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  3. Кюлмамедова Л.Б. Проблемы применения меры пресечения в виде заключения под стражу // Молодой ученый. Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2021. № 23 (365). С. 213-217.
  4. Вдовин А.Н. Уголовно-процессуальные аспекты производства задержания и допроса подозреваемого в Российской Федерации // Изд-во Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1. С. 85-88.
  5. Абдразакова Р.Р. Заключение под стражу как мера пресечения: общие вопросы, проблемы избрания и законодательные новеллы правового регулирования // Молодой ученый. 2024. № 23 (522). С. 393-397.

Поделиться

41

Романенко В. Н. Разграничение преступления, предусмотренного статьей 301 УК РФ, от смежных составов преступлений // Актуальные исследования. 2025. №25 (260). Ч.II. С. 47-49. URL: https://apni.ru/article/12508-razgranichenie-prestupleniya-predusmotrennogo-statej-301-uk-rf-ot-smezhnyh-sostavov-prestuplenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля