Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации

В данной статье рассматривается вопрос развития творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством нетрадиционных техник аппликации, выявлена актуальность проблемы развития творческих способностей дошкольников и определено место нетрадиционных техник аппликации в решении данной проблемы.

Аннотация статьи
творческие способности
дошкольный возраст
нетрадиционные техники аппликации
Ключевые слова

Современному обществу необходимы активные и творческие люди, умеющие смело подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации. Поэтому изучение творческих способностей на разных этапах развития ребёнка является актуальным для педагогической практики.

Изучением творческого развития личности занимались такие педагоги как: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе с В. Н. Шацкой, М. А. Румер, Г. Л. Рошалем, Н. И. Сац продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе аппликации выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений, навыков по аппликации.

Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, для образования дошкольников исторически и научно доказано. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.

Большую роль в аппликации уделяется её цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на детей, увлекая их красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передавать явления природы, составлять композиции типа букета, украшения ковров. Дети учатся видеть красоту и передавать её в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

Залогом успешной работы считается – создание в группе предметно-развивающей среды. Прежде всего, она должна быть эстетично оформленной. Начинаем всегда с цвета, так как он является важным средством художественной выразительности. Стараемся, чтобы всё в группе радовало глаз ребенка и побуждало к взаимодействию со средой. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением.

Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску. Дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить не всегда интересный и достаточно трудный материал.

Развивающая среда, созданная в группе, вариативная, динамичная и соответствует возрасту детей. Уголки оформлены в виде знакомых детям образов с яркими красочными деталями.

Пространство организовано так, чтобы у ребенка были возможности для самовыражения. Развивающую среду образуют и творческие работы детей. Поделки, изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям. Дети учатся по-новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение, т.е. у них развивается фантазия, воображение.

В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.

При создании развивающей среды группы стараемся учитывать особенности детей, посещающих группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав и личностные особенности.

Работа по развитию творческих способностей детей не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Так как родители являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Между нами и родителями сложились партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса.

Для родителей была проведена целенаправленная работа по развитию творческих способностей детей: родительское собрание «Творческие родители – творческие дети»; организована выставка литературы, игр, пособий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; проведена консультация «Аппликация – это интересно!»; разработана памятка для родителей «Как развивать творческие способности у детей».

Результаты работы показали, что эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях.

Текст статьи
  1. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст]: пособие для педагогов и родителей / Е.К.Брыкина – М.: Владос, 2017.
  2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду [Текст]: учебное пособие для педагогов / Г.Н. Давыдова – М.: Скрипторий, 2016.
  3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина - СПб: КАРО, 2018.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: документ/ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013. – 20 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря