Содержание
С конца 1940-х и вплоть до 1960-х годов Китай развивался как молодое социалистическое государство. По многим показателям республика обходила даже развитые капиталистические страны Западной Европы и Америки. Так было вплоть до середины 1960-х годов, когда внутри КПК начинается тяжелая политическая борьба, связанная с болезнью Мао Цзедуна и поиском новой кандидатуры на пост главы государства и генерального секретаря КПК. Эта борьба вылилась в массовый террор против «неблагонадёжных» элементов и «внутренних врагов партии». Культурная революция в КНР (1966–1976) отбросила экономику и образование страны к послевоенным показателям. Более всего пострадало народное просвещение и образование, так как именно учителей и преподавателей вузов обвиняли в «антипартийной» работе.
Такая ситуация привела к резкому понижению грамотности населения. Вместе с тем в упадок пришло сельское хозяйство и промышленность республики. В такой ситуации Коммунистическая Партия Китая была вынуждена инициировать ряд реформ народного образования. Для проведения руководство КНР обратилось к советскому опыту организации народного просвещения. Советская образовательная система была характерна своей строгой структурой и идеологической направленностью. Образование в СССР имело несколько ключевых особенностей. Во-первых, это идеологическое воспитание. Образование служило инструментом пропаганды коммунистических идеалов. Это было важно для формирования сознания нового поколения, которое должно было служить интересам социалистического государства. В КНР данному направлению также уделялось существенное внимание, поэтому Вся система образования находилась под строгим контролем с центра, что позволяло обеспечивать унифицированные образовательные стандарты по всей стране.
Китай, изучая и заимствуя советский опыт, стремился внедрить в свою систему образования, ориентированные на практику и трудовую деятельность подходы [3, с. 69]. В итоге многие из этих аспектов были адаптированы в рамках китайской образовательной политики в 1970-х – 1990-х годах.
Одним из первых шагов стало восстановление классической системы образования. Были реформированы университеты и институты, многие из которых начали следовать советским стандартам при подготовке педагогов и врачей. В 1980-х годах в Китае была создана новая образовательная программа, которая включала пятиступенчатую систему образования: начальное, среднее, высшее, профессиональное и специализированное [3, с. 71].
В данном контексте стоило заметить, что советская модель образования внушала уверенность в том, что универсальная и доступная система образования является важным инструментом для развития страны и обеспечения роста ее экономической мощи. Китайские реформаторы, рассматривая успешные примеры СССР, направили усилия на создание системы, способной воспроизводить современные знания и навыки.
В 1980-х – 1990-х годах в Китае наблюдается растущий интерес к дидактическим методикам, использовавшимся в СССР [2]. В частности, внимание стало уделяться проблеме усвоения знаний и проверке успеваемости учащихся. Это привело к изменениям в школьных учебниках и введению стандартов по различным предметам. Таким образом, китайская система образования стремилась внедрять безусловные показатели успеваемости, активно используемые в советской практике. Это проверялась через уровни сдачи экзаменов и квалификационных аттестаций, что соответствовало традициям СССР.
Китайская образовательная система не смогла избежать влияния политических обстоятельств, что также отразилось на ее развитии. В 1989 году протесты на площади Тяньаньмэнь поставили перед китайским правительством другие, более насущные политические приоритеты. Несмотря на это, философия и ценности, взятые из советского опыта, продолжали оказывать свое влияние на образовательный процесс.
Советская модель образования, которая успешно выпускала специалистов в области промышленных и технических профессий, была частью китайских усилий в подготовке рабочего класса. С точки зрения экономического роста, это создавало мощный фон для развития рынка и привлечения иностранных инвестиций. В рамках программ профессионального образования особое внимание было уделено кооперации между образовательными учреждениями и производственными предприятиями, что обеспечивало получение актуальных навыков студентами и последующую трудоустройство выпускников [1].
Несмотря на то, что в 1990-х годах наблюдался переход к более открытой и рыночной экономике, влияние советского опыта на систему образования в Китае продолжало ощущаться и после этого периода. Осознав важность современных методов и интеграции с международными стандартами, китайское правительство продолжило обновление образовательной структуры.
Заключение
Таким образом, влияние советского опыта на становление китайской системы образования в 1970-х – 1990-х годах было многосторонним и достаточно глубоким. Он затронул не только вопросы структуры и программ обучения, но и идеологические аспекты, практическую сторону образования, а также экономическую составляющую. Китай, работая над реформированием своей образовательной системы, смог сделать выводы из советского опыта и адаптировать их к собственным нуждам и интересам. Советская модель образования оставила неизгладимый след на пути развития китайской системы, однако с течением времени этот опыт был дополнен новыми западными методами и подходами. На текущий момент система образования Китая продолжает развиваться и эволюционировать, оставаясь важным инструментом как в сфере национального роста, так и в сфере культурного обмена в условиях глобализации.