Управление регионом в условиях кризисной ситуации становится все более актуальной темой в свете современных глобальных вызовов. Пандемия COVID-19, экономические кризисы, природные катастрофы и социальные конфликты требуют от органов власти высокой степени адаптивности и эффективности.
В разных сферах деятельности понимание «кризиса» и «кризисной ситуации» имеет свои особенности. Так, в политике «кризис» рассматривается как отрыв внутренних свойств и стратегии действий субъектов и условий внешней среды, его окружающей, духу времени. Подобный подход представлен, например, в трудах Н. Макиавелли для объяснения причин неудачи политических решений [1].
В экономической теории кризис связывается с финансовой нестабильностью и конфликтами в экономической системе. В контексте государственного управления кризис можно рассматривать как внутренний признак процессов, а также как ключевую черту внешних условий.
В Новейшее время исследования кризисные явления в обществе стали рассматриваться не только в качестве сопутствующего фактора, но и в качестве самостоятельного объекта исследования.
По мнению А. А. Богданова представителя общей теории кризисов, кризис представляет собой не что иное, как качественный перелом, сопровождаемый сменой организационных форм и изменением целей и задач деятельности. А. А. Богданов считал важным разграничивать две разновидности кризисов: если соединительные кризисы формируют новые связи, то разделительные приводят к разрушению ранее существующих связей [2].
Представители психологических теорий (В. Парето, А. С. Пигу и др.), связывают кризисы не с материальными и объективными аспектами, а с психологическими причинами, то есть восприятием ситуации человеком в качестве кризисной.
Для экономического подхода важны издержки (затраты) государственного и муниципального управления. Клейнер Г. Б., исследуя социальные системы, предложил следующую классификацию затрат: трансформационные (связаны с производством товара и услуги), трансакционные (связаны с взаимодействием факторов внутри системы для исполнения услуги, доставки товара и т. д.), гармонизационные (связаны с организацией процессов), проектно-инновационные (связаны с организацией проектов) [3, с. 30-42].
При анализе антикризисного управления целесообразно обратиться к основам теоретического осмысления стратегического управления и планирования в целом. В рамках общей теории менеджмента выработано десять ключевых научных направлений, которые исследуют вопросы стратегического управления и планирования.
Первые три из них – это школы дизайна, планирования и позиционирования – сосредоточены на основных методах разработки стратегий и составляют своеобразный «каркас» современного стратегического планирования.
В то время как последующие школы – предпринимательская, когнитивная, обучения, власти, культуры, внешней среды и конфигурации – углубленно изучают и фиксируют научные аспекты действующих стратегий развития.
Современные исследования в сфере стратегического управления можно характеризовать как четыре ключевых научных подхода: институциональный, интеграционный, информационный и региональный.
Институциональный подход к планированию основывается на необходимости учитывать стимулы, возникающие как во внутренней, так и во внешней среде, а также интересы всех заинтересованных сторон. К представителям этой научной школы можно отнести Э. Александера [4, с. 190-200; 5, с. 191-212; 6, с. 112-126], который исследовал вопросы планирования использования земель в городах и регионах и ввел термин «правила планирования».
Интеграционный подход акцентирует внимание на развитии межинтеграционных отношений между странами и регионами, которые сформировались в конце XX – начале XXI века. По мнению сторонников этого подхода, разработка региональных стратегий должна учитывать как внешние, так и внутренние интеграционные связи, а взаимодействие между объектами и субъектами стратегического планирования должно обеспечивать взаимодопустимый выбор.
Информационный подход развивается под влиянием внедрения современных информационных коммуникаций. Этот подход, принимая во внимание изменения в принятии управленческих решений, считает важным при создании стратегических документов стремиться к соблюдению принципов системного подхода, высоким стандартам качества и оперативности мероприятий, а также обеспечить непрерывную оценку и контроль реализации стратегии.
Основой регионального подхода является признание самобытности и уникальности каждой территории, что подразумевает необходимость рассматривать каждую территориальную единицу как отдельный объект стратегического анализа.
В отечественных научных трудах также не сложилось единого понятия «стратегическое планирование», что обусловлено сложной структурой и комплексным характером общественных отношений, возникающих в рамках данного процесса.
В процессе анализа подходов антикризисного управления мы решили классифицировать их следующим образом:
По типу используемых методов:
- Стратегические – долгосрочные меры и планы.
- Тактические – оперативные действия для быстрого реагирования.
- Оперативные – ежедневное управление и контроль ситуации.
По степени инновационности:
- Классические – проверенные временем методы.
- Инновационные – новые, нестандартные подходы и технологии.
Таким образом, в работах различных политологов и мыслителей термины «кризис» и «кризисная ситуация» описывается, что кризис представляет собой пограничный предел, требующий принятия определенных управленческих решений и реализации действия.
Подходами к антикризисному управлению является множество теорий и подходов стратегического планирования, теорий менеджмента, планами мероприятий и целенаправленному управленческому воздействию для предотвращений последствий кризисных ситуаций.