Главная
АИ #25 (260)
Статьи журнала АИ #25 (260)
Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста пос...

Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством мульттерапии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

эмоциональный интеллект
старшие дошкольники
мульттерапия
арт-терапия
анимационные техники
социализация

Аннотация статьи

В статье рассматривается методика формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста через мульттерапию. Представлены теоретические основы, этапы работы и практические техники создания мультфильмов.

Текст статьи

Дошкольное детство является сензитивным периодом формирования эмоциональной сферы, благодаря этому формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с дошкольного детства [4]. Именно поэтому, дошкольнику важно научиться взаимодействовать в коллективе с детьми и взрослыми, уметь договариваться, учитывать интересы других, иметь представления о выражении как собственных эмоций, так и окружающих людей.

В настоящее время в дошкольном образовании интерактивные технологии активно внедряются в педагогический процесс наряду с традиционными системами воспитания и обучения. Мультипликация, является одним из успешных элементов в ряду мультимедийных технологий. Исходя из этого, мультипликация, является современным интегрированным видом искусства, средством арт-терапии позволяет дошкольникам овладеть еще и интерактивными технологиями.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых. Концепции развития эмоционального интеллекта разрабатывались Андреевой И. Н., Люсина Д. В., Кузнецовой К. С., Мейера Дж., Ушакова Д. В.

Влияние арт-терапии на развитие личностных качеств и особенностей старших дошкольников изучали Анисимов В. П., Колягина В. Г., Кульчицкая И. Ю., Мардер Л. Д.

Психологические аспекты воздействия мультфильмов на эмоционально-волевую сферу ребенка исследовали В. В. Абраменкова, Л. И. Баженова, М. В. Мазурова, М. В. Соколова, Е. О. Смирнова.

Воспитательный потенциал мультфильмов анализировали А. Ф. Бурухиной, Р. Г. Казаковой, Ж. В. Мацкевич, Н. В. Олейник, Е. А. Тупичкиной.

Мульттерапия представляет собой перспективное направление в детской психологии, инновационный метод арт-терапии, основанный на совместной деятельности детей и взрослых. Арт-терапия, в свою очередь, является комплексом методов, использующих искусство и психологические техники для коррекции психологического состояния и эмоционального благополучия детей через творчество. Развитие арт-терапии связано с работами как отечественных (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Копытин А. И., Лазарева Ю. В., Никитин В. Н., Тихонович Л. А.), так и зарубежных исследователей (Краммер Е., Наумбарг М., Роджерс Н., Уоллер, Фрейд З., Юнг К. Г.), которые отмечают положительное влияние арт-терапии на личностные изменения у детей и взрослых.

Мульттерапия направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка и создание условий для приобретения опыта общения. Мультфильмы, отражая окружающий мир и межличностные отношения, служат для детей моделью социального поведения. Через примеры героев мультфильмов дети учатся дружеским отношениям, различению положительных и отрицательных поступков, развивают способность к сопереживанию.

Процесс создания мультфильма сочетает различные арт-терапевтические методы: изотерапию, сказкотерапию, куклотерапию, музыкотерапию, фототерапию. Эти методы помогают детям прорабатывать внутренние переживания через символы, рисунки и образы, способствуя развитию ассоциативно-образного мышления. Создание мультфильма – это групповой творческий процесс, в котором дети распределяют роли, учатся договариваться и достигать совместного результата. Работа над декорациями и персонажами развивает у дошкольников восприятие пропорций, форм, пространственных отношений, цвета и ритма. Освоение различных материалов и техник ориентирует детей на конкретный результат, стимулирует познавательную активность и формирует предпосылки учебной деятельности: умение ставить цели, искать решения, выбирать средства и реализовывать замыслы.

Мульттерапия решает ряд важных задач: развитие интереса к мультипликационному творчеству, понимания разнообразия эмоций и чувств, распознавание эмоциональных состояний через анализ сюжетов мультфильмов, а также воспитание сопереживания и готовности помочь другим. Работа по формированию эмоционального интеллекта может проводиться как в режимных моментах, так и в рамках организованной образовательной деятельности.

Образовательная деятельность с использованием мульттерапии включает несколько взаимосвязанных этапов. Начальный этап предполагает выбор произведения и погружение в него: знакомство с автором, его работами, беседы о мультипликации, рассказы о профессиях, связанных с созданием мультфильмов, просмотр мультфильмов в различных техниках. На следующем этапе выбирается техника создания мультфильма и распределяются обязанности среди участников.

Существует несколько основных техник анимации. Кукольная анимация основана на использовании кукол-актеров и сцены, которые фотографируются покадрово с минимальными изменениями между кадрами, создавая иллюзию движения. Пластилиновая анимация предполагает создание сцен и персонажей из пластилина с последующей покадровой съемкой. LEGO-анимация использует детали конструктора для создания сцен и персонажей. Техника перекладки involves создание плоских персонажей и фона, которые перемещаются по сцене. Сыпучая анимация основана на работе с сыпучими материалами (манка, песок и др.), а объемная анимация – на создании трехмерных объектов. Наиболее сложной является рисованная анимация, требующая значительных временных затрат и навыков.

Распределение ролей (режиссер, оператор, декораторы, аниматоры) происходит в процессе обсуждения с учетом пожеланий детей. Для сплочения коллектива и снятия эмоционального напряжения используются такие методы, как сторителлинг, беседы-размышления, игровые упражнения. После подготовки детей к работе и активизации их внимания формулируется основная тема занятия. Знакомство с видами и техниками мультипликации может включать использование ИКТ (просмотр мультфильмов) и обсуждение их содержания. Для создания мультфильмов применяются звукоподражательные игры, направленные на развитие голоса и правильного произношения. Освоенные знания и навыки позволяют детям создавать собственные мультфильмы.

Важным аспектом работы является знакомство с техническими возможностями мультстудии «Kids Animation Desk 2.0» и ее оборудованием: мультстанком для кукольной анимации, сценой, освещением, веб-камерой, микрофоном, тематическими фонами и креплением для ноутбука. Работа начинается с простых заданий: создание персонажей (лепка, рисование, конструирование), их размещение на платформе, освоение базовых принципов движения в кадре, покадровая съемка, создание сюжета и декораций, работа с программным обеспечением для анимации.

Таким образом, мульттерапия представляет собой синтез педагогических и психологических методик групповой работы. Она способствует развитию навыков социализации, формирует умения принимать решения, снижает уровень тревожности, повышает самооценку и улучшает коммуникативные способности дошкольников. Комплексное воздействие мульттерапии на эмоциональную, познавательную и социальную сферы делает ее эффективным инструментом развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. – СПб.: БХВ – Петербург, 2019. – 228 с.
  2. Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации / Д.Н. Бабиченко. – М.: Искусство, 2013. – 114 с.
  3. Бирюкова Л.А. Мультипликационные образовательные технологии и мульттерапия / Л.А. Бирюкова // Наука и образование: открытия, перспективы, имена. – 2018. – № 1. – С. 28-36.
  4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский – М.: Смысл; Эксмо, 2014. – 1136 с.
  5. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. [Текст] / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2020. – 285 с.
  6. Ланских М.В., Мирошникова М.И. Мульттерапия как средство развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Поделиться

20

Рыжкина Е. А. Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством мульттерапии // Актуальные исследования. 2025. №25 (260). Ч.III. С. 53-55. URL: https://apni.ru/article/12515-formirovanie-emocionalnogo-intellekta-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-multterapii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля