Главная
АИ #25 (260)
Статьи журнала АИ #25 (260)
Психолого-педагогическое сопровождение родителей дошкольников с использованием м...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей дошкольников с использованием методов информационно-коммуникативных технологий

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение
родители дошкольников
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
цифровые инструменты
взаимодействие семьи и детского сада
социальные сети
вебинары
мультимедийные презентации
QR-коды
виртуальные экскурсии

Аннотация статьи

В статье рассматриваются современные методы психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Статья адресована педагогам дошкольного образования, психологам и родителям, заинтересованным в эффективном использовании современных технологий для воспитания и развития детей.

Текст статьи

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

Информационно-коммуникационные технологии – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.

Использование ИКТ помогают в работе не только с детьми, но и с родителями, ведь главным институтом воспитания ребенка является семья. Главной целью внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в детском саду – очень важный и эффективный способ улучшения взаимодействия между родителями и педагогами. Современные технологии предлагают широкие возможности для обмена информацией и повышения эффективности коммуникации между педагогами и родителями.

Одной из инновационных форм работы с родителями является работа официального сайта детского сада. Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического и воспитательного характера.

Посредством официального сайта родители могут получить рекомендации по вопросам воспитания и развития детей от специалистов детского сада и многое другое.

Несмотря на существование сайта учреждения, родителям удобнее получать информацию там, где они проводят достаточно времени – сетевое сообщество, социальная сеть «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Главная цель создания официальной страницы детского сада в «ВКонтакте» и «Одноклассники» – обеспечение открытости и доступности информации о деятельности детского сада через публикацию новостей, проведение обзора прошедших мероприятий. На странице размещаются рекомендательные материалы по вопросам воспитания детей.

Таким образом повышается родительско-педагогическая компетентность, родители видят, чем занимаются их дети, как развиваются в игре и берут для себя на вооружение необходимые методы и приемы для воспитания ребенка в семье.

Через страничку социальной сети родители имеют возможность отслеживать успехи и достижения своих детей, получать информацию о конкурсах, различных проектах и флэшмобах, тем самым организуется связь с социумом.

Таким образом официальная страница детского сада в «ВКонтакте» позволяет всесторонне, оперативно и объективно информировать родителей (законных представителей) о деятельности учреждения, социализировать всех участников образовательного процесса и вводить их в информационное пространство, что позволяет установить равноправные связи между пользователями.

Еще одной из продуктивных форм взаимодействия с родителями считается VK Мессенджер. Группа дает возможность оперативно обмениваться информацией. В VK мессенджере можно передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. Например, с его помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям, что особенно актуально в период адаптации ребёнка к детскому саду.

В чатах можно обсуждать достижения и результаты своих детей, поддерживать и вдохновлять друг друга на дальнейшие успехи.

Такая форма работы позволяет родителям не привязываться к определенному времени, а ознакомиться с информацией в комфортной обстановке.

Таким образом, группа VK Мессенджер – это многосторонний способ связи, который укрепляет непосредственное общение сторон, выводят его на качественно новый уровень. Организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес у родителей.

Современные интернет-ресурсы позволяют сегодня проводить онлайн-встречи с родителями в режиме реального времени, в связи с чем важной формой взаимодействия с семьями воспитанников считаю дистанционные родительские собрания, которые проводятся на основе системы веб-конференций, что позволяет одновременное участие нескольких десятков человек.

Такая нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Мультимедийная презентация – еще один из современных методов работы, который используются во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, круглых столов и других мероприятий. Мультимедийные материалы (звук, фото, видео) используются на всех структурных этапах родительского собрания, они являются их связующим звеном, обеспечивают наглядность материала, помогают построить родительское собрание методически верно с точки зрения соблюдения последовательности этапов и логики изложения материала. Таким образом, мультимедийные презентации, активизируют внимание родителей, способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.

Виртуальная экскурсия – это еще одна форма работы с родителями, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов, которая дает возможность получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Главной целью является создание единого информационного пространства образовательного процесса, в котором задействованы на информационном уровне и связаны все участники образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители. 

QR-код также является эффективным средством взаимодействия с родителями. С помощью технологии QR-кодов можно представить родителям информацию, консультации о событиях в группе, использование фото мероприятий, образовательной и игровой деятельности. В родительском уголке размещается QR-код с надписью «Советы логопеда». При сканировании родители получают доступ к видеоурокам или памяткам по развитию речи детей. У родителей есть возможность многократного просмотра, это экономия времени специалистов.

Одна из наиболее эффективных, традиционных форм работы с родителями – это изготовление папок-передвижек, ширм, лэпбуков различной тематики, которые направлены на воспитание детей в условиях семьи. С помощью ИКТ оформляются информация в родительском уголке, это позволяет не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение. Традиционные формы работы с родителями были бы невозможны, если бы не использовались компьютерные технологии.

Таким образом использование средств мультимедиа (ИКТ) в организации деятельности с родителями, а также целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи, привлечь больше мам и пап к участию в образовательном процессе, гармонизировать детско-родительские отношения.

Список литературы

  1. Современные информационные технологии в образовании: учебное пособие / под ред. И.Г. Захаровой. – М.: Академия, 2020. – 256 с.
  2. Петрова Е.В. Взаимодействие детского сада и семьи: традиционные и инновационные формы работы. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 128 с.
  3. QR-коды в образовании: методическое пособие / сост. А.Н. Смирнов. – М.: Просвещение, 2021. – 96 с.

Поделиться

24

Рыжкина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение родителей дошкольников с использованием методов информационно-коммуникативных технологий // Актуальные исследования. 2025. №25 (260). Ч.III. С. 47-49. URL: https://apni.ru/article/12517-psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-roditelej-doshkolnikov-s-ispolzovaniem-metodov-informacionno-kommunikativnyh-tehnologij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля