Введение
Усилитель мощности звуковой частоты – ключевой компонент любой звуковой системы, призванный обеспечить достаточную громкость и стабильность звучания в помещении. В профессиональных системах озвучивания такие усилители «имеют очень хороший запас мощности, высокую стабильность и отличное качество звучания». В наше время отечественные производители представляют как массовые модели, так и хай‑энд усилители, а на рынке всегда присутствуют и зарубежные аналоги – от недорогих массовых до премиальных. Цель данного обзора – сравнить несколько популярных моделей отечественных усилителей и их иностранные аналоги по основным техническим параметрам и характеристикам, важным для пользователей.
Выбор и описание устройств
Для помещений средней площади (30–50 м²) подходят стереофонические усилители мощностью примерно от 50 до 150 Вт на канал. В качестве примеров рассмотрим несколько известных моделей:
Российский усилитель PAS-240 Модель 6 – стационарный стереоусилитель класса АВ, заявленная выходная мощность 110 Вт на канал при 8 Ω, классические полевые транзисторы в выходном каскаде. Диапазон частот 20 Гц – 100 кГц, коэффициент гармонических искажений (THD) менее 0,0018% при 110 Вт, отношение сигнал/шум >112 дБ, демпинг-фактор >800. Масса – 18 кг, размер 445×130×410 мм. Отличительная особенность – усилитель идёт без собственного предварительного усилителя (входы RCA и XLR) и характеризуется очень низким искажением на высоких уровнях сигнала [1].
Yamaha A-S801 (Япония) – зарубежный интегральный усилитель (8 Ом, стерео). Выходная мощность 100 Вт на канал (0,019% THD), динамический запас мощности до 220–290 Вт при 4–2 Ω. Частотный диапазон 10 Гц–100 кГц ±1 дБ, THD при 50 Вт – 0,019%. Отношение сигнал/шум 99 дБ, демпинг-фактор 240. Устройство имеет цифровые и аналоговые входы, встроенный ЦАП и т. п. Масса ~12 кг [2].
NAD C 298 (Канада) – зарубежный двухканальный блок (класс D). Номинальная мощность 185 Вт на канал при 8 Ω (по спецификации); динамическая мощность до 570 Вт при 2 Ω. Коэффициент нелинейных искажений заявлен <0,0005% при измерении на невысоком уровне, отношение сигнал/шум >120 дБ, частотный диапазон до 20 кГц ±0,1 дБ. Имеются балансные и небалансные входы. Отличается высокоэффективным питанием и малой массой (~8 кг, компактный корпус) [3].
Behringer EP4000 (США) – бюджетный профессиональный усилитель (класс AB). Номинальная мощность 550 Вт на канал при 8 Ω, 950 Вт при 4 Ω; мостовой режим – до 1750 Вт при 8 Ω. Частотный диапазон 5 Гц–50 кГц (±3 дБ). Коэффициент гармонических искажений >0,02%. Имеет комбинированные XLR/TRS-входы, фильтры НЧ, отдельные лимитеры по каналам, защита и активное охлаждение. Масса – 16,6 кг (2U). Широко используется для озвучки залов за счёт высокой мощности и доступной цены [4].
Основные параметры усилителей
При выборе усилителя пользователи обращают внимание на совокупность технических характеристик. Ключевые из них включают выходную мощность, частотный диапазон, коэффициент нелинейных искажений (THD), отношение сигнал/шум (S/N) и коэффициент демпфирования. В паспортах также указывают дополнительные параметры (интермодуляционные искажения, скорость нарастания выходного напряжения и т. д.) и эксплуатационные характеристики (питание, потребляемая мощность, габариты, вес). Важно понимать, что сами цифры не всегда передают «характер» звучания усилителя: два устройства с одинаковыми паспортными данными могут звучать совсем по-разному из-за реализации схемы и используемых компонентов.
Основные параметры, на которые опираются пользователи:
- Выходная мощность (RMS, максимальная) – определяет, какую громкость может обеспечить усилитель в пространстве. Пользователи часто выбирают усилитель с запасом мощности относительно требуемой (например, для помещения 30–50 м² обычно достаточно сотни ватт на канал).
- Частотный диапазон – ширина АЧХ, обычно от 20 Гц до 20 кГц (а в современных аппаратах – и выше). Чем ровнее АЧХ по всему диапазону, тем достовернее воспроизводятся высокие и низкие частоты.
- Коэффициент нелинейных искажений (THD) – указывает уровень гармонических искажений. В большинстве современных усилителей в паспорте указывается THD в районе 0,01–0,1%. Однако уже при THD ниже 0,1% отличия по звуку становятся практически неуловимыми.
- Отношение сигнал/шум (S/N) – обычно выражается в децибелах и показывает разницу между сигналом и шумом усилителя. Для высококачественных устройств этот параметр превышает 100 дБ, что на практике означает низкий собственный шум.
- Коэффициент демпфирования – отношение номинального сопротивления нагрузки к выходному сопротивлению усилителя, характеризует способность контролировать движение динамиков. Высокий демпинг (>100) гарантирует лучшую «управляемость» колонок, однако на практике у большинства современных усилителей значение >200 считается уже достаточным.
- Дополнительные параметры – наличие и тип входов (RCA/XLR), регулировки (тембры, предусилитель), классовость (A, AB, D, ламповые схемы), а также габариты и вес. Практические характеристики (рассеяние мощности, защита от КЗ и т. д.) тоже влияют на надёжность и удобство использования.
Сравнительный анализ
Сопоставим ключевые характеристики рассмотренных отечественных и зарубежных усилителей:
- Выходная мощность. У модели PAS-240-6 (Россия) – 110 Вт на канал (8 Ω), Yamaha A-S801 – 100 Вт, NAD C298 – 185 Вт, Behringer EP4000 – 550 Вт. Таким образом, зарубежные аналоги варьируются от умеренных 100–185 Вт до очень высоких ~550 Вт (для PA-оборудования). Коэффициент нелинейных искажений (THD). PAS-240 6 демонстрирует очень низкое THD (<0,0018% на 110 Вт) – это результат его хай‑энд схемотехники. Для сравнения, у Yamaha A-S801 при 50 Вт указано 0,019%, NAD C298 – менее 0,0005% (при низком уровне тестового сигнала), а у бюджетного Behringer EP4000 – лишь указано «>0,02%», т. е. на порядок выше. Таким образом, отечественный PAS-240 конкурирует с самыми «тихими» иностранными усилителями по уровню искажений.
- Частотный диапазон. PAS-240 6 гарантирует воспроизведение до 100 кГц – превышает пределы слышимости. Yamaha A-S801 – до 100 кГц с отклонением ±1 дБ. NAD C298 – до 20 кГц ±0,1 дБ, что тоже покрывает весь акустический спектр. EP4000 – 5 Гц–50 кГц (±3 дБ). Все усилители охватывают необходимую звуковую полосу (20–20 кГц), некоторые (PAS-240, EP4000) расширяют низы и верха за её пределы для усиления сабвуферной части.
- Коэффициент демпфирования. Наивысшее значение у PAS-240 6 (>800) – он практически полностью «гасит» колебания динамиков. Yamaha A-S801 имеет демпинг фактор ≈240 (это вполне типично для интегральников). У NAD C298 этот параметр в спецификации не приведён, но класс D усилители обычно обеспечивают высокий демпинг благодаря цифровому выходу. EP4000 как профессиональный усилитель также имеет высокую способность управлять динамиками (транзисторная топология, тороидальный трансформатор), хотя точное число не указано. Практически все современные транзисторные и цифровые усилители имеют демпинг выше 100, что считается достаточным.
- Отношение сигнал/шум. PAS-240 6 – >112 дБ, Yamaha – 99 дБ, NAD – 120 дБ, T.H.E.30 указывает диапазон «−80 дБ» (≈хорошо, но ниже транзисторов), EP4000 – частично не указан, но для PA‑оборудования обычно 90–100 дБ. Высокие S/N у NAD и PAS‑240 свидетельствуют о минимальном фоновом шуме при воспроизведении.
- Прочие особенности. Входы/управление: PAS-240 имеет как RCA-, так и балансные XLR-входы. Yamaha – аналоговые и цифровые входы, NAD – балансные/небалансные аналоговые, EP4000 – XLR/TRS. Все усилители имеют защиту от перегрузки, термозащиту. Важным отличием является наличие встроенных ЦАП/компонентов: Yamaha и NAD имеют цифровые модули, PAS-240 – чисто аналоговые. Класс усиления у зарубежных примеров: класс AB (Yamaha, EP4000), класс D (NAD), у Российского PAS-240 класс AB.
- Пользовательские критерии. Рядовые покупатели часто ориентируются на совокупность «цифр» и субъективное качество. Одни лишь характеристики усилителя не дают полного представления о звуке. Стоит отметить, что на результат влияет тип колонок, их чувствительность и др. (например, для простых широкополосных колонок достаточно небольшого усилителя, а для тяжёлой акустики – мощного с хорошим токовым запасом). Нагрев, надёжность и фирменная поддержка бренда тоже играют роль. В менее формальном (потребительском) подходе часто упрощённо сравнивают цены и «звук по ощущениям» – и здесь отечественные аппараты выстраиваются наравне с именитыми зарубежными по звучанию.
Вывод
Проанализировав популярные модели, можно сделать несколько выводов. Отечественные усилители демонстрируют технический потенциал, позволяющий конкурировать с импортными аналогами. Так, российская PAS‑240 Модель 6 выдаёт 110 Вт при очень низких искажениях, сравнимых с высококлассными зарубежными усилителями. Однако доступны они в основном в сегменте hi-end и заметно дороже типовых устройств.
Зарубежные модели охватывают широкий диапазон: от среднеценовых интегральников (Yamaha, NAD) до мощных промышленных усилителей (Behringer). В целом иностранные усилители при сопоставимых мощностях обладают конкурентоспособными параметрами: например, упомянутые Yamaha и NAD имеют высокую выходную мощность и весьма низкие THD. Бюджетные профессиональные усилители (как EP4000) дают очень много мощности за низкую цену, но с более высоким уровнем искажений.
Таким образом, при выборе усилителя для помещения 30–50 м² рядовой пользователь должен сопоставлять технические требования (необходимую мощность, импеданс колонок, акустику помещения) с ценой и наличием сервисной поддержки. Российские усилители могут служить полноценной альтернативой западным (в тех же пределах ценовой категории и требований): они предлагают сопоставимый диапазон частот и уровень мощности, порой даже более высокое демпфирование и S/N. При этом окончательное решение часто сводится к личному опыту и субъективному восприятию звука: у некоторых покупателей российские аппараты могут приглянуться за свою «аутентичность» или цену от производителя, у других – зарубежные брендовые модели вызывают больше доверия.