Главная
АИ #25 (260)
Статьи журнала АИ #25 (260)
Элементы психотерапии в работе логопеда как средства коррекции

Элементы психотерапии в работе логопеда как средства коррекции

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

коррекционная работа
психотерапия
игровая терапия
арт-терапия
эмоциональная сфера
музыкотерапия

Аннотация статьи

Элементы психотерапии (психокоррекции) могут использоваться в работе логопеда как средства коррекции речевых нарушений. Это включает игровые методики, арт-терапию, музыкотерапию и беседы, которые помогают создать комфортные условия для ребёнка, учесть его индивидуальные особенности и потребности.

Текст статьи

В современном подходе к коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями всё больше внимания уделяется не только развитию речевых навыков, но и психологическому состоянию ребенка. Элементы психотерапии в работе логопеда становятся важным инструментом для повышения эффективности коррекционных мероприятий, формирования позитивного отношения к процессу обучения и укрепления внутренней мотивации.

Речевые нарушения у детей часто сопровождаются эмоциональными проблемами: неуверенностью, страхом перед общением, низкой самооценкой. В таких случаях психологическая поддержка помогает снизить тревожность, снять внутренние барьеры и создать благоприятную атмосферу для развития речи. Включение элементов психотерапии позволяет не только исправить дефекты, но и способствовать гармоничному развитию личности ребенка.

Основные элементы психотерапии в работе логопеда:

1. Создание доверительной атмосферы

Важно установить теплые и доверительные отношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно. Это способствует раскрытию эмоционального потенциала и снижению тревожности.

Занимаясь с ребенком, следует соблюдать следующие правила:

  • сидите справа от него. Правая сторона – это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении – к результатам, которых вы оба ждете;
  • занимайте позицию Левелинга – на уровне глаз ребенка (он – на стуле, вы на стульчике; он – на полу и вы – на полу);
  • следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);
  • принимайте ребенка таким, какой он есть;
  • будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он – интерес к тому, что он делает); оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться;
  • будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;
  • никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову – это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние [1].

2. Использование методов эмоциональной поддержки

Похвала за успехи, поддержка в трудных ситуациях помогают укрепить уверенность ребенка и стимулируют его активное участие в занятиях.

Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и др.) формах.

3. Развитие саморегуляции и эмоциональной сферы

Методы дыхательных упражнений, релаксации, техники самонастройки помогают ребенку справляться с переживаниями, связанными с речевыми трудностями.

4. Игровая терапия и арт-терапия

Использование игр, рисования, сказкотерапии способствует выражению эмоций, снятию напряжения и развитию коммуникативных навыков.

Игра – основное средство коммуникации и обучения в логопедической практике. Она позволяет детям свободно выражать мысли и чувства, преодолевать страхи и напряжение, которые могут возникать на традиционных занятиях.

Некоторые методы игровой терапии в логопедии:

  • Ролевые игры. Например, игра в «магазин» или «семью» помогает закрепить речевые конструкции и слова в естественном коммуникационном контексте.
  • Использование игрушек и развивающих материалов. Конструкторы, мозаики, пазлы создают ситуации, требующие речевого взаимодействия [3].

Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.

В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной и профилактической целью.

Функции метода заключаются в высвобождении негатива, регулировании психосоматических реакций, коррекции нарушений общения, повышения самооценки.

Механизм действия этого способа основан на самовыражении, в процессе занятий пациент не только развивается, но и избавляется от напряжения, скованности. При задержке речи в детском возрасте сеансы способствуют адаптации в социуме, избавлению от комплексов.

Основные направления:

  1. Изотерапия включает работу с рисунком и цветом; это может быть как рисование, так и лепка из пластилина или глины;
  2. Библиотерапия, или чтение;
  3. Музыкотерапия (подвид – ритмика);
  4. Имаготерапия, как театрализованное представление;
  5. Сказкотерапия;
  6. Кинезитерапия;
  7. Ролевые игры;
  8. Игры с песком;
  9. Хореотерапия, то есть лечение с помощью танца.

Наиболее эффективными считаются три направления: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия. Работая с рисунком, лепкой или аппликацией ребенок самореализуется. Может использоваться «кляксография», живопись пальцами, рисование с помощью мягкой бумаги, на стекле, на манке, с помощью листьев, палочек, ниткография, отпечатывание ватой, рисование ладонями рук.

В ходе игры ребенок выражает свои чувства, учится контролировать ситуацию и разрабатывать способы ее преодоления. Рисуя на бумаге, ребенок освобождается от негативных переживаний, моделируя взаимоотношения с окружающим миром и сверстниками. Этот процесс развивает чувственно-двигательную координацию, вырабатывает усидчивость, способность к мышлению, созданию зрительных образов.

Музыка не только формирует мировоззрение ребенка, обогащает его эмоции, на уроках учащийся обучается ритму. Пение способствует более четкому произношению фонем, овладению интонацией и выразительностью.

Музыкотерапия как форма лечебной педагогики уже много лет используется в работе с заикающимися. Принято выделять три направления действия музыки на человека. Она направлена на коррекцию личностных особенностей, дезадаптирующих ребенка в коллективе, нарушающих его социальные связи. В процессе эмоционально насыщенных занятий у детей формируются навыки общения: робкие, боязливые, тормозимые дети приобретают уверенность в себе, ощущение равного среди равных, повышается их самооценка. Расторможенные, агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения, считаться с интересами окружающих [2, с. 154].

Сказкотерапия может быть художественной, дидактической, психокоррекционной, психотерапевтической. Движения в танце избавляют от гипертонуса мышц, развивая человека физически и духовно.

Преимущества арт-терапии заключаются в отсутствии возрастных ограничений, широких возможностях самовыражения, активизации механизмов саморегуляции [4].

5. Работа с внутренним состоянием ребенка

Психологическая диагностика помогает выявить внутренние барьеры, страхи или комплексы, мешающие развитию речи. Работа с этими аспектами позволяет более эффективно строить коррекционный процесс.

6. Формирование позитивного отношения к себе и окружающим

Психотерапевтические методы помогают ребенку понять свои сильные стороны, повысить самооценку и сформировать положительный образ «Я».

Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей. В число средств, с помощью которых специалист добивается успеха, входят следующие:

  • упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и др.), помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку;
  • музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка – успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого, способствующая развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.

Интеграция элементов психотерапии в работу логопеда – важный шаг к комплексной коррекции речевых нарушений у детей. Такой подход способствует не только улучшению речевых навыков, но и развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию его внутренней мотивации и уверенности в себе. В результате ребенок получает возможность не только говорить правильно, но и чувствовать себя комфортно в обществе, что является залогом успешной социализации и полноценного развития личности.

Список литературы

  1. https://do.vshda.ru/mod/lesson/view.php?id=492&pageid=1037.
  2. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
  3. solncesvet.rudejanova-push-kolokolchik1.edumsko.ru.
  4. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/primenenie_art_terapii_v_logopedii/.

Поделиться

5

Звонкова Е. С., Михайлюкова Н. А. Элементы психотерапии в работе логопеда как средства коррекции // Актуальные исследования. 2025. №25 (260). URL: https://apni.ru/article/12524-elementy-psihoterapii-v-rabote-logopeda-kak-sredstva-korrekcii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля