В современном подходе к коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями всё больше внимания уделяется не только развитию речевых навыков, но и психологическому состоянию ребенка. Элементы психотерапии в работе логопеда становятся важным инструментом для повышения эффективности коррекционных мероприятий, формирования позитивного отношения к процессу обучения и укрепления внутренней мотивации.
Речевые нарушения у детей часто сопровождаются эмоциональными проблемами: неуверенностью, страхом перед общением, низкой самооценкой. В таких случаях психологическая поддержка помогает снизить тревожность, снять внутренние барьеры и создать благоприятную атмосферу для развития речи. Включение элементов психотерапии позволяет не только исправить дефекты, но и способствовать гармоничному развитию личности ребенка.
Основные элементы психотерапии в работе логопеда:
1. Создание доверительной атмосферы
Важно установить теплые и доверительные отношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно. Это способствует раскрытию эмоционального потенциала и снижению тревожности.
Занимаясь с ребенком, следует соблюдать следующие правила:
- сидите справа от него. Правая сторона – это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении – к результатам, которых вы оба ждете;
- занимайте позицию Левелинга – на уровне глаз ребенка (он – на стуле, вы на стульчике; он – на полу и вы – на полу);
- следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);
- принимайте ребенка таким, какой он есть;
- будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он – интерес к тому, что он делает); оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться;
- будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;
- никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову – это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние [1].
2. Использование методов эмоциональной поддержки
Похвала за успехи, поддержка в трудных ситуациях помогают укрепить уверенность ребенка и стимулируют его активное участие в занятиях.
Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и др.) формах.
3. Развитие саморегуляции и эмоциональной сферы
Методы дыхательных упражнений, релаксации, техники самонастройки помогают ребенку справляться с переживаниями, связанными с речевыми трудностями.
4. Игровая терапия и арт-терапия
Использование игр, рисования, сказкотерапии способствует выражению эмоций, снятию напряжения и развитию коммуникативных навыков.
Игра – основное средство коммуникации и обучения в логопедической практике. Она позволяет детям свободно выражать мысли и чувства, преодолевать страхи и напряжение, которые могут возникать на традиционных занятиях.
Некоторые методы игровой терапии в логопедии:
- Ролевые игры. Например, игра в «магазин» или «семью» помогает закрепить речевые конструкции и слова в естественном коммуникационном контексте.
- Использование игрушек и развивающих материалов. Конструкторы, мозаики, пазлы создают ситуации, требующие речевого взаимодействия [3].
Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.
В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной и профилактической целью.
Функции метода заключаются в высвобождении негатива, регулировании психосоматических реакций, коррекции нарушений общения, повышения самооценки.
Механизм действия этого способа основан на самовыражении, в процессе занятий пациент не только развивается, но и избавляется от напряжения, скованности. При задержке речи в детском возрасте сеансы способствуют адаптации в социуме, избавлению от комплексов.
Основные направления:
- Изотерапия включает работу с рисунком и цветом; это может быть как рисование, так и лепка из пластилина или глины;
- Библиотерапия, или чтение;
- Музыкотерапия (подвид – ритмика);
- Имаготерапия, как театрализованное представление;
- Сказкотерапия;
- Кинезитерапия;
- Ролевые игры;
- Игры с песком;
- Хореотерапия, то есть лечение с помощью танца.
Наиболее эффективными считаются три направления: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия. Работая с рисунком, лепкой или аппликацией ребенок самореализуется. Может использоваться «кляксография», живопись пальцами, рисование с помощью мягкой бумаги, на стекле, на манке, с помощью листьев, палочек, ниткография, отпечатывание ватой, рисование ладонями рук.
В ходе игры ребенок выражает свои чувства, учится контролировать ситуацию и разрабатывать способы ее преодоления. Рисуя на бумаге, ребенок освобождается от негативных переживаний, моделируя взаимоотношения с окружающим миром и сверстниками. Этот процесс развивает чувственно-двигательную координацию, вырабатывает усидчивость, способность к мышлению, созданию зрительных образов.
Музыка не только формирует мировоззрение ребенка, обогащает его эмоции, на уроках учащийся обучается ритму. Пение способствует более четкому произношению фонем, овладению интонацией и выразительностью.
Музыкотерапия как форма лечебной педагогики уже много лет используется в работе с заикающимися. Принято выделять три направления действия музыки на человека. Она направлена на коррекцию личностных особенностей, дезадаптирующих ребенка в коллективе, нарушающих его социальные связи. В процессе эмоционально насыщенных занятий у детей формируются навыки общения: робкие, боязливые, тормозимые дети приобретают уверенность в себе, ощущение равного среди равных, повышается их самооценка. Расторможенные, агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения, считаться с интересами окружающих [2, с. 154].
Сказкотерапия может быть художественной, дидактической, психокоррекционной, психотерапевтической. Движения в танце избавляют от гипертонуса мышц, развивая человека физически и духовно.
Преимущества арт-терапии заключаются в отсутствии возрастных ограничений, широких возможностях самовыражения, активизации механизмов саморегуляции [4].
5. Работа с внутренним состоянием ребенка
Психологическая диагностика помогает выявить внутренние барьеры, страхи или комплексы, мешающие развитию речи. Работа с этими аспектами позволяет более эффективно строить коррекционный процесс.
6. Формирование позитивного отношения к себе и окружающим
Психотерапевтические методы помогают ребенку понять свои сильные стороны, повысить самооценку и сформировать положительный образ «Я».
Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей. В число средств, с помощью которых специалист добивается успеха, входят следующие:
- упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и др.), помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку;
- музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка – успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого, способствующая развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.
Интеграция элементов психотерапии в работу логопеда – важный шаг к комплексной коррекции речевых нарушений у детей. Такой подход способствует не только улучшению речевых навыков, но и развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию его внутренней мотивации и уверенности в себе. В результате ребенок получает возможность не только говорить правильно, но и чувствовать себя комфортно в обществе, что является залогом успешной социализации и полноценного развития личности.