Главная
АИ #25 (260)
Статьи журнала АИ #25 (260)
Психологическая экспертиза как средство обеспечения информационной безопасности ...

Психологическая экспертиза как средство обеспечения информационной безопасности подростков

Рубрика

Психология

Ключевые слова

психологическая экспертиза
информационная продукция
информационная безопасность
подростки

Аннотация статьи

В условиях цифровизации и роста киберугроз особую актуальность приобретает проблема защиты психического здоровья подростков от деструктивного влияния интернет-контента. Данная статья исследует роль психологической экспертизы в системе мер по обеспечению информационно-психологической безопасности несовершеннолетних.

Текст статьи

Информационно-психологическая безопасность подростков является одной из наиболее актуальных проблем современной науки и психолого-педагогической практики. В условиях цифровой эпохи подростки ежедневно сталкиваются с огромным потоком информации, включая образовательный, развлекательный и деструктивный контент. Анализ информационных материалов предполагает тщательное изучение особенностей восприятия аудиторией заложенных в них смыслов и идей, что требует глубокого понимания психологических механизмов обработки информации и формирования соответствующих реакций, обусловленных как индивидуальными характеристиками реципиентов, так и спецификой самого контента, его структурой, содержанием и формой подачи. Исследование таких материалов необходимо для выявления их влияния на психику, поведение и ценности молодого поколения.

Психологическая экспертиза информационных материалов – это вид психологической экспертизы, направленный на исследование содержания и психологического воздействия информационных материалов (тексты, аудио, видео) с целью выявления их направленности, особенностей и влияния на людей. Психологическая экспертиза информационной продукции имеет существенное значение как для профессионального сообщества, включающего специалистов в области журналистики, рекламы, связей с общественностью, так и для государственных структур, ответственных за регулирование информационной сферы и обеспечение информационной безопасности граждан, поскольку позволяет выявлять и нейтрализовать потенциальные риски, связанные с распространением нежелательного и опасного контента, способного оказывать деструктивное влияние на психическое здоровье и социальное благополучие различных категорий населения.

Грамотная оценка психологического воздействия информационных материалов, основанная на применении научно обоснованных критериев и методов анализа, является залогом формирования безопасной и конструктивной информационной среды, обеспечивающей необходимые условия для полноценного развития личности, реализации ее творческого потенциала и удовлетворения актуальных потребностей в условиях динамично меняющегося мира. В первую очередь, при проведении такой экспертизы необходимо детально учитывать главный содержательный вектор анализируемой информационной продукции, ее основную концептуальную направленность и основной замысел, ключевой посыл для аудитории, а также все сопутствующие потенциальные риски негативного информационно-психологического воздействия, которые данная продукция может нести в себе.

Важнейшим аспектом психологической экспертизы также выступает детальное изучение специфических особенностей процесса восприятия конкретного информационного контента представителями подростковой аудитории как особой возрастной группы, что предполагает необходимость комплексного исследования как самого перцептивного процесса восприятия в целом, так и используемых механизмов целенаправленного управления таким восприятием. В первом случае проводится выявление «общих закономерностей процессов восприятия, понимания, осмысления и формирования определенного отношения к исследуемому информационному объекту у подростков. Во втором случае определяются конкретные специфические особенности влияния данного информационного контента на реципиентов из подростковой аудитории, раскрываются используемые технологии, методы и средства целенаправленного открытого и скрытого информационно-психологического воздействия, в том числе на подсознательном уровне» [3, с. 22-27].

Отдельное пристальное внимание в ходе психологической экспертизы следует уделять потенциальным рискам негативного воздействия анализируемой информационной продукции непосредственно на представителей подростковой аудитории. В этом ключе необходимо проводить тщательную оценку возможных негативных последствий как на индивидуально-психологическом уровне конкретной личности подростка (формирование деструктивных психологических установок, девиантных форм асоциального поведения и т. п.), так и на более широком социальном уровне. Таким образом, экспертиза помогает своевременно обнаруживать вредоносный контент, такой как пропаганда насилия, кибербуллинг, манипулятивные воздействия и другие угрозы. Это позволяет предотвратить негативные последствия для психического здоровья подростков, включая депрессию, тревожность и суицидальные мысли.

Экспертиза информационной продукции регламентируется федеральным законодательством и способствует созданию безопасной информационной среды. Она также участвует в общественных обсуждениях, формируя социально-психологические решения для защиты подростков. Так, подростки с нарушениями интеллектуального развития или психологическими проблемами более уязвимы к негативному влиянию информации. Для них требуются специализированные подходы, включая индивидуальные экспертные оценки и адаптированные программы безопасности.

Итак, психологическая экспертиза информационной продукции для подростков – важный инструмент защиты психического здоровья подрастающего поколения. Она должна сочетать научные методы, законодательное регулирование и активное участие родителей и педагогов в медиавоспитании. Ее главная задача – выявить потенциально вредный контент и способствовать созданию безопасной информационной среды. Таким образом, психологическая экспертиза является комплексным инструментом, объединяющим научные, практические и правовые аспекты для обеспечения информационной безопасности подростков. Ее развитие требует дальнейших исследований, совершенствование методик и междисциплинарного сотрудничества.

Список литературы

  1. Еркин А.В. Понятия «информация» и «информационная безопасность»: от индустриального общества к информационному // Информационное общество. 2022. № 1. С. 70-79.
  2. О безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07. 2023). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.05.2024).
  3. Шершнев Л.И. Информационная безопасность России // Безопасность. 2024. № 11. С. 22-27.

Поделиться

2

Мычак Т. В. Психологическая экспертиза как средство обеспечения информационной безопасности подростков // Актуальные исследования. 2025. №25 (260). URL: https://apni.ru/article/12528-psihologicheskaya-ekspertiza-kak-sredstvo-obespecheniya-informacionnoj-bezopasnosti-podrostkov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля