Использование возможностей инстаграм-страниц для популяризации географических знаний и представления учебных проектов
научный журнал «Актуальные исследования» #19 (22), октябрь '20

Использование возможностей инстаграм-страниц для популяризации географических знаний и представления учебных проектов

В статье ведется рассуждение о возможностях использования инстаграм-страниц в популяризации географических знаний и представлении проектов по географии, приводятся конкретные примеры по проекту «Туристический Чехов».

Аннотация статьи
география
популяризация географических знаний
проекты по географии
возможности инстаграм-страниц в учебном взаимодействии
Ключевые слова

Современные технологии, расширение информационного пространства стремительно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в учебный процесс. Учителя географии научились использовать образовательные ресурсы интернета, интерактивные программы подготовки к экзаменам, системы дистанционного обучения, программное обеспечение интерактивной доски, географические информационные системы, сами снимать учебные фильмы на современных гаджетах, освоили голосовые поисковые системы и так далее. Все это служит успешным «подспорьем» в образовательном процессе, хорошо интегрируется в традиционную урочную и внеурочную деятельность.

Многие полезные функции и приложения телефона тоже можно использовать для визуализации географических образов и популяризации географических знаний. Например, очень модные сейчас инстаграм - страницы. Их имеют практически все пользователи телефонов, официальные организации, представители администраций городов и сельских поселений, любители фотографий, путешествий, сообществ по интересам.

Инстаграм появился как приложение в телефоне для обмена фотографиями, креативными снимками, видеозаписями с элементами социальной сети, сервисами для редактирования и применения фильтров, визуализации увиденного. Первый выпуск состоялся 6.10.2010 года, за десять лет существования сервис усовершенствовался, приобрел вид социальной сети, и сейчас имеет 1,2 млрд. пользователей. Количество мужчин и женщин примерно одинаково (48% на 52%), молодежь до 24 лет составляет 71% участников, 63% пользователей пользуется своим инстаграм аккаунтом каждый день. Среднее количество времени, которое проводит в инстаграм человек – 28 минут. Естественно, такая большая аудитория используется для информирования населения, рекламы, интернет-покупок, обмена сообщениями. Каждый день здесь появляется 95 млн. постов. В России 27, 6 млн. авторов [5].

Инстаграм можно использовать как отдельный элемент в преподавательской деятельности (перед этим предварительно хорошо проверенный и просмотренный учителем) для популяризации географических знаний, путешествий, ландшафтных съемок, создания географического визуального образа территорий. Телефон и его сервисы, столь популярные у школьников можно сделать другом и помощником ученика и учителя, если научить ребят использовать его во благо, а не только для бессмысленного времяпрепровождения. Правильные инстаграм-страницы направят любознательность детей и познавательную активность в правильное русло, если учитель научить ребят правилам безопасности пользователя, умению найти полезную информацию, быть уверенным в ее достоверности и знаниям как дальше можно использовать увиденной и, если нужно, применить в практической жизни. Обычно, приходя на урок, учитель говорит: «А теперь уберите все телефоны», если использовать правильные стороны инстаграм и интернета вообще, то вполне можно иногда сказать: «Начнем урок, достаньте, пожалуйста, телефоны».

Рассмотрим всего лишь несколько примеров:

@ rgo_1845. Российское географическое общество. В официальном аккаунте 1684 публикации, 64800 подписчиков, 100 подписок. Девиз «Открываем Россию заново». Это совсем молодая страница, которая стремительно набирает подписчиков. Здесь публикуются интересные сведения о нашей стране, сотни тысяч фотографий и видеосюжетов, информация о конкурсах РГО, новости, материалы конкурса «Самая красивая страна», рассказы об экспедициях. Указаны все контактные данные общества. Фотографии в абсолютном качестве, сюжеты экологически выверены, ярки, интересны. Взрослые и школьники могут почерпнуть на этой странице массу полезных знаний для себя, еще больше полюбить Россию, стать автором ее фотообразов.

@ russia_photos. Лучшие фото неповторимых и красочных мест нашей страны. Страница уникальных фотографий. 560 публикаций, 49300 подписчиков, 3865 подписок. Показывает красивые пейзажи России от Калининграда до Камчатки, городские, сельские, природные территории, памятники природы.

@ zolotoe_koltso. Золотое кольцо России. Страница, рассказывающая о туристических маршрутах и городах Золотого кольца: Ростове Великом, Ярославле, Костроме, Суздале, Переславле Залесском, Сергиевом Посаде, знаменитых людях, родившихся в этих городах, уникальной архитектуре, памятниках культуры, традициях и праздниках. На сервисе 1996 публикаций, 123 000 подписчика. Много полезной информации о музеях, отелях, ценах, отзывах туристов.

@ naturereserves. Это страница «Заповедники России». Она посвящена знакомству с заповедниками и национальными парками Центра, Урала, Сибири, Севера, Поволжья, Кавказа. Рассказывает об интересных местах и охраняемых видах растений и животных, акциях помощи заповедникам, занимает экологическим просвещением. Содержит много коротких, содержательных видеосюжетов.

@ russiastory. Календарь Россия. Страница имеет 32100 подписчиков, 314 публикаций. Рассказывает о знаменательных датах в субъектах РФ, географических событиях, исторических процессах, выдающихся людях, юбилеях, праздниках.

@ world_of_travelings. Невероятный мир путешествий. Страница имеет 25200 публикаций, 16900 подписчиков, 6151 подписку. Рассказывает о самых интересных местах Земли, приводит массу красивых фотографий, сделанных туристами. Яркие, необычные, колоритные образы природы и урбанистической среды.

Одной из возможностью, которую может предоставить инстаграм является возможность зрительно, публично, кратко, емко представить некоторые учебные проекты по географии, как впрочем, и по любому другому предмету.

В 2019-2020 учебном году в гимназии №7 г. Чехова группа ребят работала над проектом «Как повысить туристическую привлекательность города Чехова?». Город Чехов – небольшой (72 тыс. жителей) город Южного Подмосковья, который получил городской статус совсем недавно в 1954 году, до этого поселение называлось Лопасня и располагалось с 1175 года на реке Лопасня. Несмотря на небольшую численность жителей в настоящее время у территории глубокие исторические корни, много объектов культуры, истории, религии, имеющих туристическую ценность. Что такое туристическая привлекательность? Это возможности использования территории для развития туризма, создания музеев, галерей, домов отдыха, представлений народных промыслов, инфраструктуры туризма, наличие красивых ландшафтов. В нашем районе все это есть – музей усадьба А.П. Чехова в Мелихово, где он прожил с 1892 по 1899 год; Музей писем А.П. Чехова в самом городе; действующий мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь (с 1515г.) в поселке Новый Быт; усадьба «Лопасня – Зачатьевское», где неоднократно бывала жена А. Пушкина – Наталья Николаевна вместе с детьми Пушкина и детьми от второго брака с П.П. Ланским, где похоронен старший сын А. Пушкина – А.А. Пушкин; Музей памяти 1941-1945 гг.; монумент «Стремиловский рубеж обороны Москвы»; красивые леса и небольшие озера и реки. Но вот, поток туристов в городе не очень большой, и ребята выясняли, что мешает стать городу привлекательным, интересным, востребованным – ведь, расстояние от Москвы до г. Чехов всего 50 км. Школьники выделили 7 проблем, сгенерировали 10 идей для развития туризма и поддержки предпринимателей, занимающихся в этой сфере на муниципальном уровне. Письмо с предложениями и идеями отправили в Общественную палату городского округа и Администрацию города, представили проект на Муниципальной научно-практической конференции школьников, XII Международной научно-практической конференции «Молодежь и инноватика» (г. Серпухов, Южное Подмосковье», V Межрегиональном конкурсе учебных проектов «Чеховский меридиан», XV Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в 21 веке» [3] , XXIV Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке» [4], VIII Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» [7].

 В рамках работы над проектом создан в октябре 2019 года аккаунт «Туристический Чехов» @ tyrizm_chehov (245 публикаций, 274 подписчика, 257 подписок» и в январе 2020 года сайт «Туристический Чехов» https://www.tyrizmchehov.ru/. Инстаграм страница активно используется школьниками и родителями для нее делаются фотографии, находятся интересные сведения о туристических достопримечательностях, выпущен туристический календарь и благодаря странице подарен многим заинтересованным лицам, участникам конкурса «Чеховский меридиан», на страницу «Туристический Чехов» подписаны представители Администрации города и Глава городского округа Чехов, здесь постоянно анонсируются интересные для туристов события и праздники, обсуждаются вопросы развития туризма. Такая инстаграм страница, безусловно, полезная для популяризации краеведческих географических знаний, представления проекта о туризме, а также для подготовки в всероссийским проверочным работам по географии, истории и экологии родного края.

Текст статьи
  1. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. - М.: КАРО, 2017. - 176 с.
  2. Дмитрук Н.Г., Низовцев В. А. Методика преподавания географии. – М.: Инфра – М., 2018. – 320 с.
  3. Сборник тезисов работ участников XVI Всероссийского молодежного фестиваля «Меня оценят в 21 веке». С. 420-421.
  4. Сборник тезисов работ участников XXIV Всероссийского детского конкурса «Старт в науке». С. 195-196. -М.: НС «Интеграция», 2019. – 794 с.
  5. Статистика Инстаграм-2020. [Электронный ресурс] https://rusability.ru/internet-marketing/statistika-instagram-na-2020-god-govoryashhie-tsifry-infografika/ (Дата обращения: 01.10.2020)
  6. Туристический Чехов. [Электронный ресурс] https://www.tyrizmchehov.ru/ Дата обращения 2.10.2020
  7. Проект «Как повысить туристическую привлекательность города Чехова?», VIII Международный конкурс «Старт в науке», РАЕ [Электронный ресурс] https://school-science.ru/8/2/41632 (Дата обращения: 7.10.2020)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря