Актуальность. В последнее время специалисты в области теории и методики спортивной тренировки утверждают, что целый ряд проблем большого спорта таких, как стабильность выступлений, достижение высокого спортивного результата, спортивное долголетие и другие был бы успешно решен благодаря правильной ранней спортивной ориентации [6].
Основной задачей спортивной ориентации является выбор для каждого ребенка (подростка) вида наиболее подходящей для него спортивной деятельности, так как исходит из оценки возможностей конкретного человека. В свою очередь основной задачей спортивного отбора является выявление задатков и способностей детей и подростков, в наибольшей мере соответствующих требованиям того или иного вида спорта.
Отбор в силовые виды спорта – это особый вид деятельности, который требует специальных знаний тренера, врача и психолога и значение которого трудно переоценить. Отличительной особенностью армрестлинга является максимальное проявление силовых качеств в короткий промежуток времени в условии поединка, это обуславливает относительно позднее начало занятий в данном виде спорта [7].
Согласно федеральному стандарту спортивной подготовки по данному виду спорта – возраст начала занятий составляет 10 лет. Младший школьный возраст (7-10 (11) лет) – это возраст активной перестройки организма. В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро, именно этот возраст является началом сенситивного периода развития скоростно-силовых качеств. Активный рост и развитие организма в данном возрасте зачастую затрудняет осуществление спортивной ориентации и отбора в частности в силовых видах спорта. Проблема спортивного отбора уже давно превратилась в самостоятельную отрасль теории спортивной тренировки. Как утверждает Бельский И.В. (2003) прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер-селекционер ставит перед собой задачу создания обоснованного поиска талантливых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию [1].
Многими авторами широко рассматриваются проблемы спортивного отбора, так Булгакова Н.Ж., и Румянцев В.А. отмечают, что для достижения выдающихся спортивных результатов необходимо сочетание двух условий: наличие соответствующих задатков у спортсменов и их максимальная реализация в процессе спортивной тренировки [4].
Другими авторами отмечается, что для качественного отбора на разные этапы подготовки необходимо изучать психофизиологические способности [9], мотивационную сферу детей, наследственные факторы [5], антропометрические факторы, основные физические качества (быстрота, частота движений, скорость двигательной реакции, сила, скоростно-силовые способности и др.) [5, 8], а также на индивидуально-типологические особенности функционального состояния организма спортсменов [2, 3].
К сожалению, в настоящее время многими тренерами отбор, как таковой, проводится без комплексного учета основных педагогических критериев, основываясь на интуиции и собственном опыте. В связи с этим, целью нашего исследования является определение современных проблем спортивной ориентации и отбора в армрестлинге.
Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы исследования как анализ научно-методической литературы, анкетирование и методы математической статистики. Для выявления мнения ведущих тренеров о критериях спортивной ориентации и отбора в армрестлинге предлагалось ответить на ряд вопросов специально разработанной анкеты.
Анкетирование проводилось в рамках Чемпионата Приволжского федерального округа по армрестлингу 2017 года, в г. Нижнекамск. В анкетировании приняли участие тренеры по армрестлингу не ниже 1 категории, имеющие спортивное звание не ниже мастера спорта и стажем (в армрестлинге) не менее 5 лет. Выборка составила 50 человек (n=50).
Результаты исследований и их обсуждение. В результате проведенного исследования было выявлено, что 90% респондентов считают, что осуществление спортивной ориентации и спортивного отбора является важными (ключевыми) компонентами тренерской деятельности. В то же время большинство тренеров на первом этапе отбора лишь частично проводят массовый просмотр претендентов на зачисление в группы начальной подготовки, что затрудняет сохранение контингента занимающихся на последующих этапах. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что в настоящее время практически отсутствует полноценный массовый просмотр детей при зачислении в секции армрестлинга.
Особенно актуальным на сегодняшний день является выявление мнения специалистов о значимых критериях спортивной ориентации. В результате анализа полученных результатов было выявлено, что 50% респондентов к наиболее значимым критериям относят только «Результаты выполнения вводных контрольных нормативов»; 20 % – отмечают сочетание критериев «Результаты выполнения вводных контрольных нормативов» и «Антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы»; 10 % выделяют следующее сочетание наиболее значимых критериев «Результаты выполнения вводных контрольных нормативов» и «Данные медицинского обследования»; 10 % к наиболее значимым критериям относят «Результаты выполнения вводных контрольных нормативов» и «Рекомендации учителя физической культуры (предыдущего тренера)»; 10% обращают внимание исключительно на критерий «Антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы». Из полученных данных выявлено, что большинство специалистов при осуществлении спортивной ориентации опираются лишь на результаты выполнения вводных контрольных нормативов, не уделяя должного вниманию данным медицинского обследования и антропометрическим характеристикам детей.
Анализируя результаты анкетирования специалистов по армрестлингу относительно осуществления спортивного отбора были получены следующие результаты: 30% респондентов склоняются к определению наиболее значимого критерия спортивного отбора – «Выполнение контрольно-переводных нормативов», 20% к сочетанию таких критериев как «Выполнение контрольно-переводных нормативов» и «Выявление темпов прироста показателей уровня развития физических качеств и спортивных результатов».
Таким образом, большинство тренеров (60%) при проведении спортивного отбора руководствуются результатами выполнения контрольных нормативов. 40% респондентов обращают внимание на темпы прироста спортивных результатов и только 10% выделяют основным критерием «Уровень состояния здоровья».
Заключение. При осуществлении спортивной ориентации и спортивного отбора необходимо использовать комплекс средств и методов для обеспечения наиболее благоприятного результата, что в настоящее время, как показало исследование, практически не используется тренерами в армрестлинге. Даже такой интегральный показатель, каким является спортивный результат, не может иметь решающее значение в процессе отбора спортсменов, особенно если это касается детей и подростков с еще полностью не завершившимся формированием организма. Только на основе комплексной методики выявления склонностей и способностей, необходимых для овладения высотами спортивного мастерства, возможно эффективно осуществлять отбор детей и подростков для занятий спортом.