Проблемы спортивной ориентации и спортивного отбора в армрестлинге

Проблемы спортивной ориентации и спортивного отбора в армрестлинге

Прогнозируя возможности ребенка или подростка, отбирающий ставит перед собой задачу создания обоснованного поиска талантливых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию. Проблема совершенствования системы спортивной ориентации в настоящий момент со стороны специалистов различного профиля нашла поддержку как у нас в стране, так и за рубежом. Для выявления наиболее значимых критериев спортивной ориентации и отбора в армрестлинге был проведен анализ результатов анкетирования ведущих тренеров (n=50), средний педагогический стаж которых составлял 19,5±2,3 лет, стаж в армрестлинге 13,6±3,1 лет. В результате анализа полученных результатов было выявлено, что в настоящее время практически отсутствует отбор для зачисления детей в группы начальной подготовки. Это может существенно повлиять на результативность будущих спортсменов. К основным критериям спортивной ориентации большинство специалистов (90%) относят результаты выполнения вводных контрольных нормативов, а при спортивном отборе (60%) на выполнение контрольно-переводных нормативов и (40%) темпы прироста спортивных результатов, не уделяя должного внимания уровню состояния здоровья и антропометрические показатели.

Аннотация статьи
отбор в армрестлинг
спортивная подготовка
силовые виды спорта
спортивная ориентация
армрестлинг
спортивный отбор
Ключевые слова

Актуальность. В последнее время специалисты в области теории и методики спортивной тренировки утверждают, что целый ряд проблем большого спорта таких, как стабильность выступлений, достижение высокого спортивного результата, спортивное долголетие и другие был бы успешно решен благодаря правильной ранней спортивной ориентации [6].

Основной задачей спортивной ориентации является выбор для каждого ребенка (подростка) вида наиболее подходящей для него спортивной деятельности, так как исходит из оценки возможностей конкретного человека. В свою очередь основной задачей спортивного отбора является выявление задатков и способностей детей и подростков, в наибольшей мере соответствующих требованиям того или иного вида спорта.

Отбор в силовые виды спорта – это особый вид деятельности, который требует специальных знаний тренера, врача и психолога и значение которого трудно переоценить. Отличительной особенностью армрестлинга является максимальное проявление силовых качеств в короткий промежуток времени в условии поединка, это обуславливает относительно позднее начало занятий в данном виде спорта [7].

Согласно федеральному стандарту спортивной подготовки по данному виду спорта – возраст начала занятий составляет 10 лет. Младший школьный возраст (7-10 (11) лет) – это возраст активной перестройки организма. В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро, именно этот возраст является началом сенситивного периода развития скоростно-силовых качеств. Активный рост и развитие организма в данном возрасте зачастую затрудняет осуществление спортивной ориентации и отбора в частности в силовых видах спорта. Проблема спортивного отбора уже давно превратилась в самостоятельную отрасль теории спортивной тренировки. Как утверждает Бельский И.В. (2003) прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер-селекционер ставит перед собой задачу создания обоснованного поиска талантливых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию [1].

Многими авторами широко рассматриваются проблемы спортивного отбора, так Булгакова Н.Ж., и Румянцев В.А. отмечают, что для достижения выдающихся спортивных результатов необходимо сочетание двух условий: наличие соответствующих задатков у спортсменов и их максимальная реализация в процессе спортивной тренировки [4].

Другими авторами отмечается, что для качественного отбора на разные этапы подготовки необходимо изучать психофизиологические способности [9], мотивационную сферу детей, наследственные факторы [5], антропометрические факторы, основные физические качества (быстрота, частота движений, скорость двигательной реакции, сила, скоростно-силовые способности и др.) [5, 8], а также на индивидуально-типологические особенности функционального состояния организма спортсменов [2, 3].

К сожалению, в настоящее время многими тренерами отбор, как таковой, проводится без комплексного учета основных педагогических критериев, основываясь на интуиции и собственном опыте. В связи с этим, целью нашего исследования является определение современных проблем спортивной ориентации и отбора в армрестлинге.

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы исследования как анализ научно-методической литературы, анкетирование и методы математической статистики. Для выявления мнения ведущих тренеров о критериях спортивной ориентации и отбора в армрестлинге предлагалось ответить на ряд вопросов специально разработанной анкеты.

Анкетирование проводилось в рамках Чемпионата Приволжского федерального округа по армрестлингу 2017 года, в г. Нижнекамск. В анкетировании приняли участие тренеры по армрестлингу не ниже 1 категории, имеющие спортивное звание не ниже мастера спорта и стажем (в армрестлинге) не менее 5 лет. Выборка составила 50 человек (n=50).

Результаты исследований и их обсуждение. В результате проведенного исследования было выявлено, что 90% респондентов считают, что осуществление спортивной ориентации и спортивного отбора является важными (ключевыми) компонентами тренерской деятельности. В то же время большинство тренеров на первом этапе отбора лишь частично проводят массовый просмотр претендентов на зачисление в группы начальной подготовки, что затрудняет сохранение контингента занимающихся на последующих этапах. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что в настоящее время практически отсутствует полноценный массовый просмотр детей при зачислении в секции армрестлинга.

Особенно актуальным на сегодняшний день является выявление мнения специалистов о значимых критериях спортивной ориентации. В результате анализа полученных результатов было выявлено, что 50% респондентов к наиболее значимым критериям относят только «Результаты выполнения вводных контрольных нормативов»; 20 % – отмечают сочетание критериев «Результаты выполнения вводных контрольных нормативов» и «Антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы»; 10 % выделяют следующее сочетание наиболее значимых критериев «Результаты выполнения вводных контрольных нормативов» и «Данные медицинского обследования»; 10 % к наиболее значимым критериям относят «Результаты выполнения вводных контрольных нормативов» и «Рекомендации учителя физической культуры (предыдущего тренера)»; 10% обращают внимание исключительно на критерий «Антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы». Из полученных данных выявлено, что большинство специалистов при осуществлении спортивной ориентации опираются лишь на результаты выполнения вводных контрольных нормативов, не уделяя должного вниманию данным медицинского обследования и антропометрическим характеристикам детей.

Анализируя результаты анкетирования специалистов по армрестлингу относительно осуществления спортивного отбора были получены следующие результаты: 30% респондентов склоняются к определению наиболее значимого критерия спортивного отбора – «Выполнение контрольно-переводных нормативов», 20% к сочетанию таких критериев как «Выполнение контрольно-переводных нормативов» и «Выявление темпов прироста показателей уровня развития физических качеств и спортивных результатов».

Таким образом, большинство тренеров (60%) при проведении спортивного отбора руководствуются результатами выполнения контрольных нормативов. 40% респондентов обращают внимание на темпы прироста спортивных результатов и только 10% выделяют основным критерием «Уровень состояния здоровья».

Заключение. При осуществлении спортивной ориентации и спортивного отбора необходимо использовать комплекс средств и методов для обеспечения наиболее благоприятного результата, что в настоящее время, как показало исследование, практически не используется тренерами в армрестлинге. Даже такой интегральный показатель, каким является спортивный результат, не может иметь решающее значение в процессе отбора спортсменов, особенно если это касается детей и подростков с еще полностью не завершившимся формированием организма. Только на основе комплексной методики выявления склонностей и способностей, необходимых для овладения высотами спортивного мастерства, возможно эффективно осуществлять отбор детей и подростков для занятий спортом.

Текст статьи
  1. Бельский И. В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг. – Мн. : ООО «Вида-Н», 2003. – 352 с.
  2. Ботова Л. Н. Прогнозирование спортивных результатов у юных гимнасток на основе индивидуально-типологических особенностей вегетативной регуляции // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта № 6 (100) – 2013. – С. 33-39.
  3. Ботова Л. Н. Адаптационно-резервные возможности юных гимнасток с разным вегетативным тонусом // Научно-теоретический журнал «Наука и спорт: современные тенденции» («Science and Sport: Current Trends») № 3, (том 4) 2014. – С. 109-114.
  4. Булгакова Н. Ж., Румянцев В. А. Спортивная ориентация и отбор как научная проблема // Теория и практика физической культуры № 4. – 1995. – С. 21-24.
  5. Губа В. П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход) : научно-методич. пособие. – М. : Советский спорт, 2012. –384 с. : ил.
  6. Долина Г. И., Мартиросов Э. Г., Соболева Т. М. Спринтер или стайер? // Теория и практика физической культуры. – № 2. – 1995. – С. 56-58.
  7. Кузнецов А. С., Харитонов А. Н., Ислямов Д. Р. Биомеханическая характеристика классификации действий руками в армспорте // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – № 1 (2). – 2007. – С. 1-6.
  8. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. – Дубна : Феникс+, 2002. – 320 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября