Главная
Конференции
Горизонты междисциплинарного знания: наука и практика в эпоху трансформаций
Концепция «Кастом-артефакт» как инновационный метод экспонирования археологическ...

Концепция «Кастом-артефакт» как инновационный метод экспонирования археологических артефактов в объектах современного искусства и дизайна

Секция

Искусствоведение и культурология

Ключевые слова

кастом-артефакт
художественная реставрация
реконструкция
антиквариат
дизайн интерьера
предметное искусство
кастомизация
металлы
артефакты
археологические находки
историческая ценность
эстетика
креативность
реставрация
декорирование
современное искусство
интеграция
историческая аутентичность
музейные артефакты
дизайн
культура
наследие

Аннотация статьи

В статье обсуждается инновационная концепция «Кастом-артефакт», представляющая собой художественную реставрацию и реконструкцию старинных артефактов с целью их интеграции в современные дизайны интерьеров и предметное искусство. В отличие от традиционной реставрации, которая направлена на сохранение исторической аутентичности и целостности артефактов, концепция «Кастом-артефакт» подчеркивает возможность создания уникальных арт-объектов из предметов, которые не представляют значительной музейной ценности. 

Статья начинается с исторического контекста понятия музея, который из места поклонения искусствам трансформировался в многофункциональное учреждение, хранящее артефакты из различных эпох. Описываются проблемы, с которыми сталкиваются музеи в связи с большим количеством неэкспонируемых предметов быта, таких как старинные гвозди, инструменты или монеты, которые не могут быть адекватно оценены с точки зрения эстетической ценности. Автор предлагает кастомизацию этих объектов как решение, позволяющее превратить их в функциональные и эстетически привлекательные элементы.

Ключевыми моментами концепции являются детализированные методы изготавливаемой художественной реставрации, в которой утраченные элементы могут быть дополнены современными материалами, подчеркивающими комбинативную природу артефактов. Также важен аспект креативности, который проявляется в превращении обычных исторических предметов в оригинальные дизайнерские изделия, такие как светильники или элементы интерьера.

В статье подчеркивается, что эта концепция требует глубоких знаний как в области археологии, так и в современном дизайне, а также этического подхода к обращению с историческими артефактами. Автор утверждает, что «Кастом-артефакт» может существенно обогатить культурное пространство, создавая мост между историей и современностью.

В заключении автор отмечает, что эта концепция способна не только выработать новые подходы экспонированию артефактов, но и привлечь новую аудиторию в музеи, демонстрируя красоту и функциональность исторических объектов в современном контексте.

Текст статьи

Ранее в сфере современного музейного экспонирования, реставрации и исследования артефактов не проводились исследования такой предметной области, как кастомизация археологических артефактов с целью интеграции их в произведения традиционного декоративно-прикладного искусства, предметного дизайна и, впоследствии, в дизайн интерьера как самого музея, так и жилого или общественного пространства.

В античности «музей» (museion) был местом поклонения музам, покровительницам искусств [1, с. 17-20]. Это было место восхищения, эстетики и красоты. В наши дни это слово стало обозначать нечто иное. Музей принято ассоциировать с коллекцией редкостей. Современные музеи – это многофункциональные учреждения, которые занимаются сбором, научным изучением, бережным хранением и экспонированием старинных артефактов, представляющих историческую и культурную ценность.

Если не учитывать современные художественные музеи, которые по-прежнему полны произведениями искусства, то большинство музеев имеют исторический уклон. Экспозиции таких музеев состоят из старинных артефактов, которые часто не отличаются эстетикой, красотой или буйством красок. Как правило, они пропитаны запахом нафталина, а металлические предметы зачастую покрыты слоями ржавчины, которые консервируют воском, чтобы замедлить дальнейшее разрушение [2, с. 74-79]. В этом нет ничего плохого, ведь ценные исторические артефакты – потрясающие памятники культуры прошлых веков – важно сохранить для будущих поколений и иметь возможность их изучать. Именно поэтому реставрация таких предметов направлена не на придание им эстетичного вида, а на консервацию.

Но как быть с археологическими находками, которые не представляют особой музейной или культурной ценности? Чаще всего это старинные предметы быта, хозяйственные инструменты, обычные гвозди, серийные монеты и украшения, не отличающиеся высокой стоимостью и не имеющие большой исторической важности, так как таких предметов существуют миллионы [3, с. 69-74]. Эти предметы тоже экспонируются в музеях, и их реставрация также не является "художественной". Зачастую некоторые из них имеют плохое качество: отдельные элементы отколоты, орнаменты стерты, изображения не сохранились. Такие предметы не выставляются, а хранятся в запасниках музея, хотя могли бы обрести новую жизнь в предметах искусства, созданных из них. Именно такой подход и лежит в основе концепции «Кастом-артефакт».

«Кастом-артефакт» – художественная реставрация и реконструкция старинных предметов, которая кардинально изменила подход к музейному экспонированию. «Кастом-артефакт» вывел музейное дело за привычные рамки, интегрировав его в сферу декоративно-прикладного искусства и дизайна интерьеров. В основе концепции лежит кастомизация (изменение формы, конструкции, цвета) распространенных, серийных, сильно поврежденных или плохо сохранившихся археологических металлических артефактов (или их частей). Благодаря этому, из, казалось бы, утративших ценность предметов рождаются уникальные арт-объекты, аксессуары, креативные вещи, светильники и мебель ручной работы, органично вписывающиеся в современный дизайн интерьера.

Концепция «Кастом-артефакт» не только вводит новую терминологию, но и предлагает инновационные методы реставрации, основанные на сочетании старинных и современных техник декоративно-прикладного искусства.

Традиционная реставрация металлических артефактов направлена на восстановление целостности металла и сохранение первоначальной формы объекта. Процесс включает в себя:

  • Удаление наслоений, если это не угрожает форме или структуре артефакта.
  • Остановку коррозионных процессов.
  • Защиту предмета от дальнейшего воздействия окружающей среды.

Основная цель – сохранить оригинальную структуру объекта, что часто затрудняется из-за его изношенности и хрупкости. Артефакты могут быть изготовлены из различных металлов, таких как железо, бронза, медь и другие. При реставрации необходимо учитывать тип металла и степень его повреждения.

В случаях, когда реставрация представляет опасность для ценного артефакта, приоритетом становится предотвращение дальнейшего разрушения и консервация предмета. Вместо восстановления эстетики и красоты, реставраторы сосредотачиваются на стабилизации состояния объекта. Для укрепления археологического железа используются синтетические воски и смолы, при этом обработка должна быть обратимой, чтобы облегчить последующую расконсервацию в лабораторных условиях.

Реставрация металлических артефактов играет важную роль в сохранении объектов культурного наследия. Металлы, особенно в археологических находках, подвержены постепенному разрушению под воздействием окружающей среды. Реставрация металлических артефактов регламентируется федеральным законодательством и направлена на сохранение объектов культурного наследия, памятников истории и культуры народов Российской Федерации.

Художественная реставрация, хотя и имеет точки соприкосновения с традиционной, принципиально от неё отличается. Её главная цель – подчеркнуть красоту артефакта, а не сохранить его в первозданном, зачастую неприглядном виде, как это часто происходит при традиционной реставрации.

Важной частью художественной реставрации является реконструкция – восстановление изношенных или утраченных элементов. При этом утраченные детали, как правило, изготавливаются из современных материалов. Например, при воссоздании старинного топора, оригинальный клинок, требующий реставрации, дополняется новым древком, изготовленным мастером из дерева. Форма древка воссоздается на основе рисунков, фотографий, записей, летописей и архивных источников (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Реставрация клинков: дротик и топор-кельт, реконструированное древко. Рязано-окская культура

Художественная, или эстетическая, реставрация – это комплекс художественных процедур, включающий не только реконструкцию и реставрацию, но и различные техники декорирования. Они направлены на подчеркивание художественной формы артефакта, придание ему цвета и структуры в общей композиции экспоната или создаваемого произведения искусства с использованием современных материалов и методов. Цель – создать максимально красивый и эстетически привлекательный объект.

Важно отметить, что художественная реставрация применяется исключительно к артефактам, не представляющим особой редкости или высокой ценности. Такие артефакты могут быть кастомизированы для соответствия нуждам арт-проекта или для акцентирования их лучших сторон. Например, если одна сторона монеты истерта, в арт-проекте или в конкретном арт-объекте можно использовать её другую, сохранившуюся сторону.

Кастомизация артефакта (от англ. to customize – изменять, настраивать) – это процесс изменения предмета с целью удовлетворения индивидуальных потребностей, предпочтений или требований к произведению искусства, мебели, дизайну предмета или интерьеру. Возьмем, к примеру, старинный кованый гвоздь, найденный где-нибудь на развалинах. Его изогнутый стержень и приплюснутая, неправильной формы шляпка сами по себе прекрасны. Но, подвергнув его кастомизации, можно создать уникальный крючок для одежды. Для этого часть гвоздя отпиливается, а к оставшейся приваривается крепежная шпилька, позволяющая закрепить крючок на вешалке с помощью гайки (рис. 2).

image.png

Рис. 2. Процесс кастомизации артефакта: старинный кованый гвоздь, переделанный в крючок для одежды

Мы бережно восстанавливаем старинные кованые гвозди XIX века, проводя полный цикл реставрационных работ и кастомизации. В результате этого кропотливого процесса они превращаются в уникальные вешалки. Окрашенные в современные, яркие цвета, которые никогда прежде не использовались, эти артефакты обретают новую жизнь. Цель концепции «Кастом-артефакт» – не просто сохранить историю, но и интегрировать её в современный быт. Теперь эти предметы, возможно даже более достойные музейной полки чем другие, становятся функциональными элементами мебели, наполненными духом старины и креативным дизайном (рис. 3).

image.png

Рис. 3. Декоративные вешалки для одежды на основе кованых гвоздей – артефактов XIX–XX веков

Арт-объект «Хищник» также демонстрирует возможности художественной реставрации и кастомизации рассматриваемой концепции. Обычный серийный топор XX века превратился в произведение искусства благодаря декоративным элементам (рис. 4).

image.png

Рис. 4. Арт-объект: сюрреалистичный топор «Хищник»

Ярким примером применения концепции «Кастом-артефакт» является креативный арт-объект «Toxic» – удивительная механизированная рыба, выполненная вручную из металла и дерева в стиле стимпанк (рис. 5). Для её создания использовались разнообразные старинные, но широко распространенные металлические артефакты, найденные в плохом состоянии. Эти артефакты были тщательно отреставрированы и кастомизированы в соответствии с творческим замыслом проекта. Среди них – истертые монеты Российской империи, элементы конской упряжи, старинные кованые гвозди, автомобильные детали прошлого века и многое другое. Каждый элемент был подвергнут механической и декоративной, художественной обработке, чтобы подчеркнуть его не только историческую, но и эстетическую ценность и создать потрясающую целостную композицию.

image.png

Рис. 5. Арт-объект «Toxic» – наглядный пример использования концепции «Кастом-артефакт»

Еще одним уникальным примером оригинального применения концепции является дизайнерский арт-светильник в стиле лофт (рис. 6). Этот эксцентричный напольный светильник – симбиоз современного индустриального шика и советской истории. Его основание выполнено из металлических фитингов и водопроводных труб, а венчает композицию старинный кастомизированный артефакт, реконструированный в технике художественной реставрации, – металлический плафон (рефлектор) от легендарного уличного фонаря ОСП-200. В 30-е годы, в эпоху бурной электрификации, ОСП-200 (прозванный шляпа), стал одним из первых символов света в СССР. Когда-то эти фонари освещали улицы каждого города, а сегодня такие винтажные находки, являющиеся серийными и не представляющие особой музейной ценности, способны обрести новую «эстетическую» жизнь в руках дизайнеров и художников, умеющих совмещать историю и искусство.

image.png

Рис. 6. Произведение искусства: дизайнерский арт-светильник в стиле лофт «Шляпа-ОСП200»

Выводы

Возможность преобразовать артефакты, не представляющие самостоятельной музейной ценности, в элементы современного искусства и дизайна открывает новые перспективы. Представьте себе: фрагмент древней керамики, не представляющий большой исторической ценности в своем первоначальном виде, может стать частью уникального светильника или элементом мозаики в современном интерьере. Или же обработанный и дополненный элемент древнего орудия труда может стать основой для стилизованного ювелирного украшения. Такой подход и методы концепции «Кастом-артефакт» не только дают вторую жизнь археологическим находкам, но и позволяют гармонично интегрировать элементы прошлого в современный мир, создавая уникальные произведения, совмещающие в себе историю и современность.

Безусловно, это требует глубоких знаний как в области археологии, так и в области дизайна. Необходимо найти баланс между сохранением аутентичности артефакта и его творческим переосмыслением. Любая обработка должна быть этически обоснованной. Это сложная задача, требующая междисциплинарного подхода, объединяющего усилия археологов, реставраторов, дизайнеров и искусствоведов. Однако практические результаты такой работы, изложенные в данном тексте, могут быть невероятно интересными и значимыми. В конечном итоге концепция «Кастом-артефакт» не только даёт новую жизнь артефактам, но и обогащает культурное пространство, демонстрируя новые возможности взаимодействия прошлого и настоящего, истории и современного искусства. Развитие этого направления исследований и практики может стать важным шагом в эволюции музейного дела, расширяя его функции и привлекая новую аудиторию. Более того, это открывает путь к созданию новых, уникальных и запоминающихся экспозиций, где история будет не просто представлена, а станет активной частью современного художественного и дизайнерского пространства.

Список литературы

  1. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 17-20.
  2. Калязина Н.В., Калязин Е.А. Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге. История, реставрация, музей. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 1996. С. 74-79.
  3. Леонов И.В., Филиппова-Стоян Л.Е. Историко-культурные структуры артефактов: методы изучения, критерии идентификации и практики сохранения // Человек. Культура. Образование. 2018. № 2 (28). С. 69-74.

Поделиться

24

Михайленко Д. В. Концепция «Кастом-артефакт» как инновационный метод экспонирования археологических артефактов в объектах современного искусства и дизайна // Горизонты междисциплинарного знания: наука и практика в эпоху трансформаций : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 июля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12570-koncepciya-kastom-artefakt-kak-innovacionnyj-metod-eksponirovaniya-arheologicheskih-artefaktov-v-obuektah-sovremennogo-iskusstva-i-dizajna

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Искусствоведение и культурология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля