Современные Вооруженные Силы Российской Федерации все теснее интегрируются с наукой, например, при разработке перспективных образцов вооружения, техники, технологий с работы с личным составом. Прикладная наука, без преувеличения, выступает «локомотивом» совершенствования Армии. Именно здесь новации не только обретают натурную форму, но и реализуется защита авторских прав на изобретения. Патентная работа становится неотъемлемым спутником изобретательской деятельности в различных направлениях.
В целях оценки достижений и перспектив патентной работы в Военном университете Минобороны России нами был проведен анализ некоторых патентов на изобретение и свидетельств о регистрации программы для ЭВМ, подготовленных в 2018-2019 годах и размещенных в наукометрической системе – РИНЦ (e-Library). Всего анализировалось 15 материалов по защите авторских прав, в т.ч. два патента на изобретение и 13 свидетельств. Заявленные сведения пусть в ограниченном виде, но позволяют сформировать представление о состоянии патентной работы в вузе.
Следует отметить, что по своему назначению материалы были разноплановыми, как и состав авторских коллективов.
Как следует из авторских коллективов, в создании инновационных разработок принимали участие представители различных научно-практических направлений и сфер деятельности – специалисты в области автомобильной подготовки (например, А.Ю. Сергеев), вооружения и спецтехники, практической психологии (например, В.Е. Петров). Это были – профессорско-преподавательский состав и курсанты Военного университета, а также представители центрального аппарата Минобороны России. Подобный мультидисциплинарный подход позволил вузу в относительно короткие сроки не только провести соответствующие научные изыскания, опытно-конструкторские работы, но и оформить авторские права на перспективную военно-прикладную продукцию. Важно то, что все материалы нашли отражение в отечественной наукометрической системе (РИНЦ, Российский индекс научного цитирования).
Патентные разработки центрируются в следующих основных направлениях:
- Дидактическое обеспечение процесса автоподготовки направлено на создание электронных модулей итогового контроля по таким предметам, как «Основы управления транспортными средствами» [6. 7, 8], «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» [9], «Первая помощь при ДТП» [10, 11], «Психофизиологические основы деятельности водителя» [12, 13]. Новации полностью охватывают заявленный учебный курс (дисциплину), все формируемые компетенции. Вне всякого сомнения, внедрение в учебный процесс подобных контрольно-обучающих систем позволяет существенно повысить его качество, обеспечить объективность соответствующей оценки профессиональных компетенций курсантов.
- Совершенствование техники и вооружения охватывает патенты «Система предупреждения ослепления оператора, управляющего транспортным средством» [5] и «Пистолетная рукоятка автомата» [3]. Разработки указывают на неразрывную связь войсковой практики и обучения в Военном университете, а также на огромный научно-практический потенциал личного состава образовательной организации.
- Психологическое направление посвящено разработке прикладных диагностических технологий, в первую очередь в области изучения личности военнослужащих (в т.ч. командно-руководящего состава [2]), оценки их психических состояний в различных условиях жизнедеятельности [1, 4, 15], а также в области прогнозирования имиджевых характеристик военной автомобильной инспекции [14]. Программные комплексы позволяют существенно совершенствовать деятельность военного психолога, а именно – сократить временные затраты, повысить точность получаемых результатов, расширить диапазон психологических измерений, реализовать инновационные исследовательские алгоритмы. Разработки дополняют функциональные возможности автоматизированного рабочего места военного психолога (АРМ ВП).
Все программные средства отличаются удобным пользовательским интерфейсом, реализуемостью под различные операционные системы, технологичностью и надежностью. Проведена значительная работа по их апробации на практике (в военной среде, в образовательном процессе). Фундаментальность разработок указывает, что вуз выступает своеобразным генератором новации в армейской среде, способен к обмену опытом в части перспективных научных разработок.
На основании проведенного анализа вышеуказанных запатентованных материалов можно полагать, что патентная работа в Военном университете организована на высоком уровне, отличается динамичностью, является одним из основных направлений деятельности образовательной организации, отвечает современным требованиям совершенствования Вооруженных Сил Российской Федерации.