Организация работы детского сада по подготовке детей к школе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

детский сад
подготовка к школе
психологическое здоровье ребенка
дошкольный возраст
интеллектуальные способности ребенка

Аннотация статьи

В статье будут рассмотрены вопросы подготовки детей к школе. Процесс подготовки к школе состоит, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Текст статьи

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Подготовка детей к школе, сама по себе проблема не новая, ей уделялось важное значение, так как в дошкольных учреждениях есть необходимые условия для решения этой задачи.

Дети, которые не получили всестороннего развития в дошкольном учреждении, поступление в школу становится серьёзным испытанием. Детский сад стремится создать условия для развития интеллектуально-творческой личности каждого ребёнка, готового принять новую социальную роль ученика.

Дошкольные учреждения играет важнейшую роль в подготовке ребенка к школе, обеспечивая условия для всестороннего развития и формирования навыков, необходимых для успешного освоения школьной программы. Родители, хотя и активно участвуют в подготовке, зачастую не могут обеспечить столь разносторонний подход, какой дают дошкольные учреждения. Дети, не посещавшие детский сад, могут испытывать трудности с адаптацией и обучением в начальной школе. У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того, у него должны возникнуть опосредованная мотивация, внутренние этические инстанции, самооценка. Совокупность указанных психологических свойств и качеств, и составляет по мнению ученых – психологическую готовность к школьному обучению.

Подготовка к школе в детском саду это содержательный, индивидуально ориентированный процесс, который решает задачи становления у старших дошкольников основных компонентов школьной готовности.

В детском саду подготовка к школе осуществляется на протяжении всего дошкольного детства и завершается в старшем дошкольном возрасте. Особую роль в этом выполняют старшая и особенно подготовительная группа. Подготовка к школе является частью общей цели воспитания целостной личности ребенка в дошкольном детстве. Исходя из сущности готовности к школе.

Подготовка к школе осуществляется: коммуникативных умений, на развитие познавательной активности, формирование детской самостоятельности, инициативности, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, развитие стремления к школе, к новой социальной роли ученика.

Одной из особенностей является направленность образовательного процесса в группах детей дошкольного возраста на перспективу предстоящего обучения в школе.

В связи с этим решаются задачи:

  1. Развития у старших дошкольников интереса к школе;
  2. Обогащения представлений о школе и жизни школьников;
  3. Воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника.

Задача воспитателя в том, чтобы обеспечить условия для развития у старших дошкольников широкой самостоятельности, интереса к познанию и творчеству, гуманных чувств, ценностных ориентаций, стремления к школе, к новой социальной роли ученика. Кроме этого, воспитатель учит детей пользоваться наглядными средствами: опорными схемами, моделями, пооперационными картами.

Детям важна поддержка со стороны взрослых. Ребенок должен быть уверен, что его поймут и помогут при любом исходе его попыток решить возникшую перед ним задачу. Создать для каждого ребенка ситуацию успеха в самостоятельной деятельности важнейшая задача подготовки к школе.

Условием формирования готовности к школе выступает развивающее педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми.

В процессе взаимодействия с дошкольниками воспитатель побуждает их к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение, задает вопросы, вовлекает в коллективное обсуждение. Используются разные формы общения с детьми: познавательное, деловое, произвольно-контекстное, внеситуативно-личностное, при этом учитывается уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры каждого ребенка.

Продолжается воспитание доброжелательных и дружеских взаимоотношений детей. Под руководством воспитателя эти отношения становятся более устойчивыми, формируются избирательные отношения, основанные на взаимной симпатии детей и общих интересах. Это дает ему необходимое для полноценного личностного развития ощущение уверенности и защищенности. Воспитателю необходимо хорошо знать, как складывается система межличностных отношений в группе и своевременно оказывать помощь в преодолении трудностей в общении детей со сверстниками.

Своим поведением воспитатель всегда должен показывать детям пример доброго, заботливого отношения к людям, ко всему живому. Предметом особого внимания воспитателя является охрана и укрепление физического и психического здоровья будущих школьников, развитие двигательной деятельности и активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Между 6 и 7 годами происходит активное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствуются двигательные качества. Необходим постоянный контроль позы и осанки детей, использование общеразвивающих физических упражнений, укрепляющих мышечную систему, а также специальные меры для предупреждения развития плоскостопия и функциональных отклонений осанки.

Игровая деятельность сохраняет свое развивающее и образовательное значение в подготовке старших дошкольников к школе. В разнообразных сюжетных и творческих играх продолжают развиваться социальные навыки и умения, общение, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание.

Специальная готовность к школе – развитие математических представлений, родного языка, обучение началам грамоты – включается в общее содержание образовательного процесса. С этой целью используются игровые формы обучения, рабочие тетради, логические блоки, предметные и графические модели. Необходимы также печатные буквы, трафареты букв, вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон буквы (для обследования пальцами), кубики со слогами, картинки, подписанные печатными словами, настольно-печатные игры с буквами, цифрами, тетради, ручки и пр. Дети сами составляют из букв свои имена, приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки. В подготовительной группе можно прикреплять к предметам интерьера «этикетки», написанные печатными буквами: «стол», «стул», «картина», «рама» и пр. Это помогает в овладении чтением.

Особое внимание уделяется развитию мелких мышц кисти рук, что подготавливает ребенка к освоению письма. С этой целью воспитатель использует пальчиковую гимнастику, графические упражнения: штриховки и закрашивание контурных изображений, обведение трафаретов, рисование и копирование узоров и орнаментов, занятия рукоделием, силуэтное вырезывание ножницами и пр. Эти упражнения включаются в занятия, а также становятся частью игр детей «в школу».

Процесс формирования школьной готовности предполагает систематическое отслеживание хода развития детей в образовательном процессе. Педагогическая диагностика – необходимый инструмент современного компетентного воспитателя. Промежуточная педагогическая диагностика позволяет своевременно учесть проблемы в становлении основных компонентов готовности к школе и осуществить эффективный индивидуальный подход к ребенку.

Условием эффективной подготовки детей к школе является взаимодействие детского сада и семьи. Их взаимодействие определяется единым пониманием сущности готовности к школе, содержания, форм и методов подготовки к школьному обучению в детском саду и семье. Взаимодействие воспитателей и родителей основывается на взаимном доверии и сотрудничестве и разворачивается как согласованное сопровождение подготовки ребенка к школе с учетом его индивидуальности и темпов развития.

В целом, процесс подготовки к школе строится на основе «открывающейся перспективы», которая постепенно личностно принимается ребенком, эмоционально и практически переживается им как ощущение нарастающей самостоятельности и уверенности в успешном решении будущих задач.

Все эти достижения в развитии ребенка на пороге школы свидетельствуют об успешном становлении готовности к началу школьного обучения.

Список литературы

  1. Волкова Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребёнка к школе, С.-П, Питер Пресс. 2008 г.
  2. Липская Н.М., Мальцева И.М., Пятак С.В., Сорокина Т.В., «Годовой курс подготовки к школе для детей 6-7 лет. М.: Изд – во «Эксмо», 2016 г.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г., Как подготовить ребёнка к школе и по какой программе лучше учиться? М., 1993 г.

Поделиться

27

Мясоедова В. А., Лунева И. А. Организация работы детского сада по подготовке детей к школе // Горизонты междисциплинарного знания: наука и практика в эпоху трансформаций : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 июля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12590-organizaciya-raboty-detskogo-sada-po-podgotovke-detej-k-shkole

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля