Главная
АИ #27 (262)
Статьи журнала АИ #27 (262)
Интеллектуальная таможня в условиях развития цифтехнологий в таможенном деле РФ

Интеллектуальная таможня в условиях развития цифтехнологий в таможенном деле РФ

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

цифровые технологии
интеллектуальная таможня
таможенное дело
эффективность
безопасность

Аннотация статьи

Работа посвящена исследованию роли цифровых технологий в развитии интеллектуальной таможни в Российской Федерации. Основное внимание уделяется анализу текущего состояния интеллектуальной таможни, а также оценке влияния цифровизации на эффективность и безопасность таможенных процедур. Работа выявляет вызовы и проблемы, стоящие перед интеллектуальной таможней в условиях развития цифровых технологий, и предлагает практические рекомендации по оптимизации использования цифровых решений в данной сфере.

Текст статьи

Введение

В условиях стремительного развития цифровых технологий таможенная деятельность Российской Федерации переживает значительные изменения. Интеллектуальная таможня становится ключевым элементом этого преобразования, осуществляя свою деятельность на основе передовых информационных систем и технологий.

Актуальность

Интеллектуальная таможня в России становится неотъемлемой частью этого процесса, что подчеркивает актуальность изучения вопросов, связанных с ее развитием в контексте цифровых технологий.

Краткий обзор научной литературы

Существует значительное количество литературы, научных статей, законодательных актов и отчетов, посвященных внедрению цифровых технологий в таможенную сферу и развитию интеллектуальных таможенных систем.

Методы исследования

Методы исследования включают мониторинг применения цифровых технологий в интеллектуальной таможне.

Цель работы

Оценка влияния цифровизации и интеллектуальной таможни на эффективность и безопасность таможенных процедур.

Цифровая трансформация Федеральной таможенной службы

В связи быстроразвивающимися технологиями и возможностями, важно оперативно реагировать на необходимость изменения привычного уклада деятельности федеральных органов исполнительной власти, в частности ФТС РФ. Цифровизация и автоматизация уже несколько лет подряд стоит одним из ведущих ориентиров развития деятельности таможенной службы согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (далее – Стратегия-2030) [1].

Стратегия 2030 определяет ведущие векторы цифровизации и модернизации таможенной инфраструктуры посредством:

  • активного использования «искусственного интеллекта», который в свою очередь будет способен обрабатывать большие массивы информации в короткие сроки;
  • модернизации системы управления рисками (далее – СУР), в том числе при помощи разработки и внедрения новых методов организации работы СУР;
  • автоматизации в части совершения таможенных операций на пунктах пропуска и зонах таможенного контроля;
  • развития иных сфер деятельности ФТС РФ, влияющих на показатели выполнения таможенной службой своих функций

В рамках реализации ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2022–2024 годы продолжается работа по созданию и последующему использования сервиса анализа на основе искусственного интеллекта (ИИ) рентгеноскопических изображений, полученных с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Данная работа была начата еще в 2021 году [2].

Реализация перехода к цифровой таможне также связана с ведомственной и межведомственной коммуникацией, поскольку одной из приоритетных задач цифровой трансформации таможенной службы является создание и бесперебойное использование цифровых сервисов и платформ. Для осуществления данной задачи в первую очередь необходимо определить правила и порядок использования такой платформы, что достигается путем применения уже имеющейся ведомственной онтологической модели предметной области – регулируемой сферы ВЭД.

Внедрение цифровых инструментов в таможенную деятельность

Автоматизация многих операций таможенной деятельности позволяет достигать высоких результатов таможенного регулирования и таможенного контроля. При этом ФТС России обозначен вектор таможенного администрирования, закрепленный Стратегией-2030, который предполагает насыщение искусственным интеллектом таможенной службы. Использование элементов искусственного интеллекта в сфере таможенной деятельности, основанного на цифровизации таможенных процессов, направлено на решение следующих задач.

Внедрение искусственного интеллекта в таможенных органах реализуется при совершении следующих процедур:

  • выполнении операций документального таможенного контроля;
  • осуществлении фактического таможенного контроля;
  • исчислении и контроле таможенной стоимости;
  • обеспечении экономической и информационной безопасности России.

Всеобъемлющее внедрение цифровых инструментов в таможенную деятельность одобрено Всемирной таможенной организацией, основано на требованиях наднационального и национального законодательства, согласовано с заинтересованными властными и контролирующими структурами, ориентировано на прогнозные значения, характеризующие социально-экономическое развитие России.

Стратегические задачи интеллектуальной таможни

В соответствии со стратегическими задачами, предусмотренными программными документами Федеральной таможенной службы, в таможенных органах активно внедряются инновационные проекты, направленные на применение элементов искусственного интеллекта в цифровых таможенных системах, позволяющих реализовать возможности, обеспечивающие накопление и передачу информации, связанной с перемещением товарных потоков в соответствии с контрактными условиями внешнеторговых договоров. По итогам 2022 г. ФТС России перечислила в федеральный бюджет 6,2 трлн рублей [6, с. 1345-1347]. В настоящее время автоматически регистрируется 85% деклараций, выпускается – 31%. Достигнутые результаты свидетельствуют об эффективности осуществляемого в таможенной сфере администрирования, основанного на интеллектуальном подходе к выполнению целевых проектов.

Остановимся более подробно на внедрении элементов искусственного интеллекта в деятельность интеллектуального пункта пропуска (ИПП), создаваемого на основе единой цифровой платформы, интегрирующей передовые технические средства осуществления таможенного контроля, а также взаимный обмен информацией с федеральными органами и государственными структурами, выполняющими контрольные функции в сфере внешнеэкономической деятельности. Также заметим, что от скорости и полноты взаимодействия таможенных органов с иными органами власти по системе межведомственного взаимодействия зависит получение важной информации, которая имеет значение для принятия решения о выборе формы таможенного контроля либо меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля.

Задача введения в эксплуатацию интеллектуальных пунктов пропуска в Стратегии-2030 отнесена к 2030 году, но отдельные элементы реализуются уже сейчас, например, введен в эксплуатацию сервис анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на основе искусственного интеллекта. Сервис может распознавать на снимках обувь, одежду, ткани, древесные плиты, которые классифицируются в пяти товарных группах. При этом достоверность автоматического распознавания составляет 80,5%, по отдельным товарам – 95%. Анализ одного снимка занимает менее 1 минуты с выдачей заключения инспектору о рисках в отношении объектов контроля. Сейчас сервис обучается выявлять на снимках ИДК запрещенные и ограниченные к перемещению объекты – оружие, боеприпасы и наркотики.

Весь процесс будет занимать 5–7 минут, при этом водитель вообще не контактирует с сотрудниками контролирующих органов. На данный момент ФТС России разработаны модели ИПП для всех четырех видов транспорта, планируется их принять в сентябре текущего года. ИПП предусматривает полную автоматизацию контроля и снижение рисков.

Система управления рисками выходит на качественно новый уровень при условии ее цифровизации. Именно благодаря совершенствованию системы управления рисками реализация таможенного контроля становится более эффективной и в части выбора форм таможенного контроля, и в части результативности. Дальнейшее развитие системы управления рисками зависит от материально-технического оснащения пунктов пропуска, уровня цифровизации таможенных органов и состояния таможенной инфраструктуры в целом.

При этом участие в процессе должностных лиц будет необязательно, поскольку основным звеном станет цифровая платформа, способная обеспечить бесперебойность последовательности действий.

Внедрение ИПП поможет решить такую важную проблему, как задержка транспорта при проверке грузов, что значительно увеличит работоспособность пунктов пропуска [7, с. 200-202]. Развитие интеллектуальной и электронной систем приведет к улучшению обслуживания и повышению безопасности. Однако внедрение элементов искусственного интеллекта в деятельность таможенных органов имеет ряд проблем юридического, социального и технического характера.

Одной из ключевых проблем внедрения ИИ является обеспечение конфиденциальности информации и повышение доступности баз данных. Процесс поддержания внутригосударственных стандартов конфиденциальности является первостепенным фактором сокращения объемов трансграничной передачи персональных данных, что может негативным образом повлиять на развитие алгоритмов ИИ. Кроме того, персональные данные могут быть использованы в сфере, исключительно для которой эти данные были собраны, и не могут быть применены в рамках процесса глубокого обучения нейросетей ИИ в целях повышения эффективности способов предоставления той или иной услуги.

Разработка строгих мер по защите конфиденциальности информации требует предоставления массива персональных данных для изучения и обучения программ искусственного интеллекта. И здесь ключевая проблема состоит в выработке правил конфиденциальности, не создающих избыточную ограниченность доступа ИИ к большим данным.

Заключение

В целом, в Стратегии-2030 ФТС России ставит задачу «стать незаметной для добросовестных участников рынка». Будет еще более усилена система прослеживаемости, с помощью межведомственного взаимодействия система может стать полностью прозрачной. Соответственно, повысится и количество добросовестных участников ВЭД. Поскольку все автоматические процессы (категорирование, автовыпуск, распределение деклараций и т. д.) будут основываться на алгоритмах, в том числе учитывающих степень добросовестности участников внешнеэкономической деятельности.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
  2. Приказ ФТС России от 13.01.2022 № 7 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2022–2024 годы».
  3. Бондаренко А.О. Цифровая трансформация деятельности таможенных органов Российской Федерации на примере технологии автоматического выпуска // Вестник университета. – 2021. – № 11. – С. 24-30.
  4. Дорожкина Т.В., Щербакова Е.С., Татарченко К.Р., Новиков Ф.А. Таможенная инфраструктура как фактор развития таможенной деятельности // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 2 (46). – С. 90-93.
  5. Саакова И.А. Совершенствование деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в условиях реализации концепции интеллектуальной таможни / И.А. Саакова, А.А. Оразалиев // Университетская наука – региону: Материалы X-Й (67) ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, 01–30 апреля 2023 года. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. – С. 115.
  6. Соловьев Е.Н. Цифровое развитие ФТС: от таможни цифровой к таможне интеллектуальной / Е.Н. Соловьев // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: Сборник научных трудов международных научно-практических конференций, Москва, 07–24 апреля 2023 года / Отв. редакторы: В.П. Вершинин, А.Л. Третьяков. Т. 10. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2023. – С. 1345-1347.
  7. Филатов И.Р. Особенности становления и развития интеллектуальной таможни / И.Р. Филатов // Advances in Science and Technology: Сборник статей LIII международной научно-практической конференции, Москва, 15 июня 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Актуальность.РФ», 2023. – С. 200-202.
  8. Филатов И.Р. Трендовые направления развития интеллектуальной таможни / И.Р. Филатов // EurasiaScience: Сборник статей L международной научно-практической конференции, Москва, 31 декабря 2022 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Актуальность.РФ», 2022. – С. 299-301.

Поделиться

69

Багманова Л. В. Интеллектуальная таможня в условиях развития цифтехнологий в таможенном деле РФ // Актуальные исследования. 2025. №27 (262). Ч.I. С. 6-9. URL: https://apni.ru/article/12592-intellektualnaya-tamozhnya-v-usloviyah-razvitiya-ciftehnologij-v-tamozhennom-dele-rf

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (264)

Прием материалов

19 июля - 25 июля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа