Развитие туристско-рекреационной сферы в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственной политики, поскольку оно оказывает прямое влияние на экономическое развитие регионов, занятость населения, сохранение культурного и природного наследия, а также формирование положительного имиджа страны. Несмотря на активное внимание со стороны государства и значительный туристический потенциал, реализация данной политики сталкивается с рядом проблем, обусловленных как системными, так и локальными факторами [1].
Проблемы, связанные с реализацией государственной политики по развитию туристско-рекреационной сферы в Российской Федерации, могут быть разнообразными, такими, как (рис.) [2]:
1. Недостаточное развитие туристической инфраструктуры в ряде регионов. Во многих субъектах Российской Федерации отсутствует необходимая база для полноценного туристического сервиса – это касается транспортной доступности, качественного размещения, санитарной и рекреационной инфраструктуры.
2. Низкий уровень межведомственного и межрегионального взаимодействия. Туристская политика нередко реализуется фрагментарно, что снижает эффективность использования ресурсов и приводит к отсутствию единой стратегии продвижения территорий.
3. Слабая инвестиционная активность. Отсутствие гарантий возврата инвестиций, высокая административная нагрузка и нестабильность условий затрудняют привлечение частного капитала, особенно в новые и нестоличные туристические направления.
4. Недостаточное продвижение национального туристического продукта. Множество уникальных туристических маршрутов и объектов остаются малоизвестными как внутри страны, так и за её пределами. Визуальная и информационная представленность регионов слабо развита.
5. Кадровый дефицит и низкое качество обслуживания. Туризм требует высокого уровня культуры сервиса, знания языков, гибкости и профессионализма, чего зачастую не хватает из-за слабой подготовки специалистов и нехватки мотивации в отрасли.
Рис. Проблемы, связанные с реализацией государственной политики по развитию туристско-рекреационной сферы в Российской Федерации
6. Ограниченность нормативно-правовой базы и её устаревание. Некоторые правовые акты не учитывают современные реалии туризма, что тормозит развитие новых форм отдыха, особенно самостоятельного и экологического туризма.
7. Несбалансированное распределение туристических потоков. Туристический поток сосредоточен преимущественно в крупных и известных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край), в то время как многие регионы с высоким потенциалом остаются мало посещаемыми.
8. Нехватка системного мониторинга и оценки эффективности туристической политики. Недостаточно механизмов для анализа, оценки результатов и адаптации реализуемых программ по развитию туризма.
Задачи, реализующие государственной политики по развитию туристско-рекреационной сферы в Российской Федерации, включают [4]:
Для решения недостаточного развития туристической инфраструктуры в ряде регионов могу быть реализованы комплексные программы по модернизации и строительству туристической инфраструктуры, в том числе с учётом природных и климатических условий, а также обеспечить её соответствие международным стандартам качества.
Для решения низкого уровня межведомственного и межрегионального взаимодействия может быть обеспечена координация действий между органами исполнительной власти всех уровней, внедрение единых цифровых платформ управления и мониторинга, а также создать горизонтальные связи между регионами для обмена успешными практиками.
Для решения слабой инвестиционной активности могут быть разработаны эффективные инструменты стимулирования инвесторов, включая льготное кредитование, субсидирование, налоговые преференции и снижение бюрократической нагрузки.
Для решения недостаточного продвижения национального туристического продукта можно создать современную маркетинговую стратегию, ориентированную на целевые аудитории, продвигать туристические маршруты через цифровые технологии, социальные сети и международные туристические платформы. Важно развивать брендинг регионов и событийный туризм.
Для решения кадрового дефицита и низкого качества обслуживания стоит усилить подготовку и переподготовку кадров через профильные учебные заведения, ввести систему стажировок и практик, внедрить стандарты качества обслуживания и аттестацию персонала.
Для решения ограниченности нормативно-правовой базы и её устаревания стоит обновить законодательную базу с учётом развития цифровых технологий, нестандартных форм туризма (глэмпинг, событийный, аграрный туризм и др.), а также обеспечить гибкость в регулировании, сохраняя при этом баланс между развитием и экологической безопасностью.
Для решения несбалансированного распределения туристических потоков можно предложить продвижение новых туристических направлений и маршрутов, развивать малые города и сельские территории, включая их в федеральные и региональные туристические программы, стимулировать развитие внутренних перевозок и логистики.
Для решения проблемы нехватки системного мониторинга и оценки эффективности туристической политики стоит внедрить системы мониторинга и аналитики, позволяющие отслеживать эффективность мер государственной поддержки, уровень удовлетворённости туристов, экономический эффект и социальное влияние [3].
Таким образом, были идентифицированы проблемы реализации государственной политики по развитию туристско-рекреационной сферы в Российской Федерации. По итогам идентификации общих проблем были систематизированы задачи, которые необходимо решить для решения данных проблем. Решение обозначенных задач требует системного подхода, включающего модернизацию инфраструктуры, усиление межведомственного взаимодействия, активизацию инвестиционной политики, совершенствование образовательных программ и адаптацию законодательства к современным условиям. Только при условии комплексного и целенаправленного подхода возможно создать устойчивую модель развития туристско-рекреационного сектора, способствующую экономическому росту, формированию благоприятного имиджа страны и улучшению качества жизни населения. Таким образом, выработка и реализация эффективных управленческих решений в ответ на существующие проблемы является неотъемлемым условием успешного развития туристско-рекреационной сферы в Российской Федерации.