Главная
Конференции
Горизонты междисциплинарного знания: наука и практика в эпоху трансформаций
Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у детей младшего дошкольн...

Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

детский сад
связная речь
сказка
сказкотерапия
речевое развитие ребенка
психологическое здоровье ребенка
дошкольный возраст
дети младшего дошкольного возраста
интеллектуальные способности ребенка

Аннотация статьи

В статье будут рассмотрены моменты использования сказкотерапии в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста. Важно отметить, что развитие в общем связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Текст статьи

«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия – это ключик,
с помощью которого можно открыть эти истоки,
и они забьют животворными ключами»
В. Сухомлинский

 

В настоящее время, остро встает вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи у ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Важно отметить, что язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, в формировании социальных связей, самоорганизации поведения.

Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом речевого развития и творчества детей. А начинать необходимо с самого раннего возраста.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса в реальность сказочных смыслов. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, направленной на развития связной речи, формированию психики, ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. То есть это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности.

Так же нельзя отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому что, при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие диалогической, монологической речи, сказка развивает фантазию, творческий потенциал, способность к словотворчеству, воображение. Хотелось бы отметить, сказки – естественная составляющая в повседневной жизни детей. Они, во время игры, воспроизводят любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Поэтому для обогащения словаря, развития образного строя и навыков связной речи у детей младшего дошкольного возраста мы это делаем через сказку, используя метод сказкотерапии.

Существует ряд задач, которые мы решаем через сказкотерапию:

  • Обучение связно пересказывать небольшие сказки;
  • Расширение словарного запаса детей;
  • Формирование познавательного интереса;
  • Совершенствование умение поддерживать беседу;
  • Развитие творческих способностей.

Для реализации задач были созданы следующие условия:

1. Произвели совместно с родителями пополнение уголка сказки (театрального уголка):

  • Пальчиковый театр;
  • Настольные игры-путешествия;
  • Дидактические игры;
  • Материалы для художественного творчества (карандаши, краски, подбор раскрасок);
  • Настольный театр;
  • Маски, костюмы, куклы;
  • Была проведена Акция «Подари книгу детям».

Мы преследовали главную цель – это активизировать интерес к сказке, создать особое уютное, уединённое место, где малыши смогут погрузиться в волшебную атмосферу сказки, с удовольствием полистать страницы полюбившейся книги, поиграть с куклами, рассмотреть иллюстрации, нарисовать полюбившийся сказочный эпизод. Так же хотим отметить, что этот центр может быт трансформируем, дети с легкостью могут пройти в уголок уединения.

2. Были разработаны практические материалы для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий, разработала картотеки загадок, прочтение сказок); консультации для педагогов и родителей.

Весь процесс в дошкольном учреждении строится исключительно на добровольной основе. Наша задача– заинтересовать малышей, подобрать эффективные приёмы мотивирующего характера: отгадывание загадок, выразительное чтение стихотворения, увлекательное игровое задание, рассматривание картинок.

Мы в своей работе используем следующие приёмы сказкотерапии:

  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
  • Художественно-продуктивная деятельность;
  • Пересказ по опорным вопросам;
  • Беседы по содержанию сказок;
  • Сочинение собственных сказочных сюжетов;
  • Пальчиковые, дидактические игры на основе сказок;
  • Отгадывание загадок по сказкам.

За время работы мы, воспитатели, используем дидактические игры на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети:

  • «Расскажи сказку»;
  • «Четвертый лишний;
  • «Чья тень»;
  • «Назови сказку по сказочному герою».

Кроме этого, мы используем театрализацию сказок. В театрализации сказок важно - обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Для этого были изготовлены совместно с родителями пальчиковый театр, конусный театр. Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями.

Также в своей работе по формированию развития речи детей использовали мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию. Работая с мнемотаблицами, мы обучением детей рассказывать с опорой на наглядность. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Кроме этого, мы использовали психогимгастики. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи: побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний; произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Сюда можно отнести:

  • Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся», «Иван – Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка» и другие.
  • Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки»…
  • Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»…
  • Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».

Работа по методу сказкотерапии, значительно улучшила диалогическую речь детей, позволила раскрыться более застенчивым детям. Так же сказка способствовала развитию у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. В процессе сказкотерапии создавались условия, в которых ребенок, работая со сказкой (придумывая, разыгрывая, продолжая) находил решения своих жизненных проблем.

Список литературы

  1. Верещагина Н.В. «Диагностика педагогического процесса в младшей группе (3-4 лет)».
  2. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. / Сост. Э.И. Иванова. –М: изд. «Просвещение», 1993. – 464 с.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Москва Мозаика-Синтез 2014 г.
  4. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР». – М. 2004.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
  8. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва: «ЦГЛ», 2004 г.
  9. Макунина Е. Ж. «Придумываем истории и сказки.» Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
  10. Нищева Н. В. «Разноцветные сказки.» – СПб., «Детство-пресс», 1999.
  11. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  12. Шорохова О.А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006 г.

Поделиться

29

Мясоедова В. А., Лунева И. А. Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у детей младшего дошкольного возраста // Горизонты междисциплинарного знания: наука и практика в эпоху трансформаций : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 июля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12600-skazkoterapiya-kak-sredstvo-formirovaniya-razvitiya-rechi-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа