Главная
АИ #27 (262)
Статьи журнала АИ #27 (262)
О некоторых аспектах взаимодействия социально ориентированных некоммерческих орг...

О некоторых аспектах взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций и органов власти Оренбургской области

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

социально ориентированные некоммерческие организации
проблемы взаимодействия
органы власти
некоммерческий сектор

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия руководителей СОНКО и органов власти в Оренбургской области. Анализируются результаты опроса руководителей таких организаций, который позволил выявить актуальные и наиболее острые проблемы, возникающие в процессе сотрудничества. Автор предлагает ряд рекомендаций, направленных на минимизацию этих проблем.

Текст статьи

Некоммерческие организации (НКО) представляют собой один из ключевых элементов гражданского общества.

Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно справляться с социальными трудностями можно, объединяя усилия государства и негосударственных организаций. Многие социальные услуги, которые раньше предоставлялись исключительно государством, теперь передаются в ведение негосударственных структур.

Российское общество также признало важную социальную роль некоммерческих организаций (НКО). Это привело к формированию определённых ожиданий в отношении их деятельности. В 2010 году законодательно было закреплено понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» [1], что способствовало созданию нормативно-правовой базы для межсекторного взаимодействия.

На данный момент в регионах Российской Федерации образовалась различная практика взаимодействия власти с СОНКО.

Оренбургская область по итогам регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО 2024» заняла 31 место. По сравнению с 2022 годом позиция области изменились на 11 пунктов, в 2022 году Оренбургская область занимала 42 место.

По результатам рейтинга в 2024 году Оренбургская область входит в топ 20 по 3 факторам: «Экономическая значимость СО НКО для региона», «Медиаактивность СОНКО», «Социальная значимость деятельности НКО».

В Оренбургской области в 2014 году принят закон «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области» определены 25 направлений деятельности СОНКО, при осуществлении которой в соответствии с учредительными документами, организации могут претендовать на предоставление государственной поддержки [2]. Постановлением Правительства Оренбургской области от 11.02.2015 № 92-п определено, что уполномоченными органами на осуществление государственной поддержки СОНКО являются органы исполнительной власти Оренбургской области в пределах своей компетенции, что позволило сконцентрировать усилия в соответствии с профильными направлениями деятельности организаций [3].

Но в современном обществе роль государства не ограничивается только системой управления и бюджетными средствами. Всё чаще мы обращаемся за помощью к общественности, благотворительным акциям и инициативам, которые способствуют решению социальных проблем.

В этой связи возникает вопрос об эффективности взаимодействия между различными секторами. Поэтому исследования, которые могут раскрыть реальное положение дел в этой области, становятся особенно актуальными.

В мае 2025 года отдел по взаимодействию с общественными объединениями министерства региональной информационной политики Оренбургской области провёл исследование, целью которого было выявление основных проблем, возникающих в процессе взаимодействия органов власти Оренбургской области с социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО) региона.

В ходе исследования были проинтервьюированы руководители 57 социально ориентированных НКО Оренбургской области, занимающихся такой деятельностью как социальная поддержка семьи, материнства и детства; реабилитация ветеранов боевых действий, ресурсная деятельность для НКО, социальная поддержка молодежи, развитие молодежного движения и студенческого самоуправления и другой деятельностью. В большинстве своем целевыми группами у организаций выступают: семьи, дети, подростки, молодежь, пожилые граждане, ветераны военных конфликтов, инвалиды, дети – инвалиды.

Общая информация об организациях, которые мы исследовали, следующая: большинство из них существует уже более десяти лет. 43% организаций не имеют сотрудников, 17% работают с одним сотрудником, а в 9% случаев в штате организации числятся 2-3 постоянных сотрудников. Это связано с финансовыми возможностями каждой конкретной организации. Кроме того, мы провели опрос среди руководителей некоммерческих организаций, чтобы узнать, насколько легко или сложно им было наладить взаимодействие с различными государственными органами.

Кроме того, мы опросили руководителей некоммерческих организаций, чтобы узнать, насколько легко или сложно было наладить взаимодействие с различными органами власти. 70,2% считают, что на данный момент в Оренбургской области между НКО и органами власти Оренбургской области установлен диалог. При этом 47,4% руководителя НКО считают, что созданы механизмы для обеспечения систематического диалога между государством и широким кругом самых разных организаций гражданского общества. 38,2% опрошенных не сталкивались с проблемами при взаимодействии или в процессе налаживания отношений с органами власти, 13,5% отмечают, существует разные взгляды на то, как решать проблемы, 10,1% пишут, что существуют определенные бюрократические барьеры, 6,7 отмечают отсутствие открытой информации, 4,5% – нежелание чиновников принимать усилия, 3,4% опрошенных говорят об отсутствии долгосрочной перспективы сотрудничества.

78% опрошенных руководителей некоммерческого сектора сотрудничают с представителями органов власти, 8,8 % сотрудничают время от времени, 5,3% практически не сотрудничают.

Как показал опрос НКО взаимодействуют со следующими исполнительными органами власти Оренбургской области: министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, министерством здравоохранения Оренбургской области, министерством культуры Оренбургской области, министерством образования Оренбургской области, министерством промышленности и энергетики Оренбургской области, министерством региональной и информационной политики Оренбургской области, министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, министерством социального развития Оренбургской области, министерством социального развития Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, министерством труда и занятости населения Оренбургской области, министерством физической культуры и спорта Оренбургской области, министерством финансов Оренбургской области, министерством цифрового развития и связи Оренбургской области, министерством экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской, департаментом молодежной политики Оренбургской области. Взаимодействие с органами местного самоуправления «часто сотрудничают» (70%), «скорее часто» (25%), «скорее редко»(5%).области.

Помимо органов власти руководители некоммерческого сектора активно взаимодействуют с администрацией муниципальных образований г. Оренбурга, Октябрьского района. С Законодательным Собранием Оренбургской области, Общественной палатой области, Уполномоченным по правам ребенка в Оренбургской области, УМВД по Оренбургской области.

64,9% опрошенных ожидают больной помощи от органов власти Оренбургской области, 26,3% от органов местного самоуправления.

Основными формами взаимодействия с органами власти у 33,3% руководителей НКО являются: взаимный обмен информацией (получение информации), участие в совместных с органами власти общественных (координационных) советах – 14,7%, Взаимная методическая работа – 11,5%., Получение имущественной поддержки от власти – 9,6%, получение гранта – 9%, Участие в региональных программах без социального заказа – 8,3%. 1,9% опрошенных не взаимодействуют с региональными органами власти. При этом 63,2% удовлетворены результатами сотрудничества. 52,6% опрошенных уверены, что органы власти сотрудничают только с профильными НКО.

Опрошенные считают, что органам власти для улучшения взаимодействия с некоммерческими организациями следует: встречаться, обсуждать проблемы и технологии их решения (33%), добиться заинтересованности чиновников в улучшении взаимодействия (18,8%), стать более открытыми для взаимодействия с НКО (17%), прислушиваться к НКО (17%), сделать информацию более открытой (14,2%).

В ответ на вопрос: «Какая поддержка со стороны властей необходима для эффективной деятельности вашей НКО?» – 36,8% опрошенных отметили, что им требуется финансовая помощь. 26,3% указали на важность материально-технической поддержки. 17,5% респондентов указали на необходимость информационной поддержки. 15% опрошенных отметили, что для их успешной деятельности необходим административный ресурс. И лишь 3,5% считают, что им не хватает интеллектуальной поддержки.

Также в ходе опроса выяснилось, что многие организации испытывают необходимость в курсах повышения квалификации. Руководители выразили интерес к следующим темам: «Работа в команде, отчётность организации и взаимодействие с населением»; «Менеджмент, кризисный менеджмент и ведение документации»; Курсы для молодых руководителей среднего звена по теме «Ведение переговоров»; Курсы для юристов, бухгалтеров, специалистов по SMM и делопроизводителей; Обучение навыкам управления коллективом.

В ответ на вопрос: «Возможна ли организация практики для студентов вузов и СПО на базе вашей организации?» – 52% руководителей выразили готовность принять студентов на практику. 8% сообщили, что студенты проходят практику в их организациях на постоянной основе. В то же время 28% опрошенных не поддержали эту идею.

В ходе опроса были высказаны предложения по включению в дорожную карту по улучшению взаимодействия СО НКО. Вот некоторые из них: Развитие диалоговых площадок; Консультационная поддержка; Расширение сети ресурсных центров для НКО; Информационная поддержка; Улучшение базы финансирования; Образовательные и консультационные меры: – Обучение: программы по управлению проектами, юридическим и бухгалтерским вопросам. – Акселераторы: программы развития для перспективных СО НКО; Информационная и PR-поддержка: – Медиаподдержка: продвижение инициатив НКО в СМИ и социальных сетях. Специализированная поддержка: – Поддержка сельских НКО: отдельные программы для организаций в малых городах и селах.

Также была предложена поддержка в виде доступного и понятного информационного консультирования по грантам.

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что уровень взаимодействия с некоммерческим сектором в Оренбургской области находится на высоком уровне. Представители некоммерческих организаций готовы к конструктивному диалогу по вопросам, касающимся развития этого сектора. Для планомерной и эффективной работы по взаимодействию в регионе необходимо разработать дорожную карту, направленную на улучшение взаимодействия с некоммерческими организациями Оренбургской области.

Список литературы

  1. Баталова Ю.В. Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти и управления в России / Дис. канд. полит. наук: 23.00.02: М., 2004. 249 c. РГБ ОД, 61:04-23/312.
  2. Закон Оренбургской области от 06.05.2014 № 2263/649-V-ОЗ «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области». Режим доступа URL: https://msr.orb.ru/documents/active/25388/ (дата обращения 08.07.2025).
  3. Постановлением Правительства Оренбургской области от 11.02.2015 № 92-п «Об определении уполномоченных органов на осуществление государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» Режим доступа URL: https://msr.orb.ru/documents/active/25425/ (дата обращения 08.07.2025).

Поделиться

57

Садовая С. А. О некоторых аспектах взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций и органов власти Оренбургской области // Актуальные исследования. 2025. №27 (262). Ч.II. С. 16-19. URL: https://apni.ru/article/12605-o-nekotoryh-aspektah-vzaimodejstviya-socialno-orientirovannyh-nekommercheskih-organizacij-i-organov-vlasti-orenburgskoj-oblasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (264)

Прием материалов

19 июля - 25 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа