Одной из ключевых задач обучения детей старшего дошкольного возраста считается становление речи и способности речевого общения.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Согласно ФГОС одним из направлений работы является образовательная область «Речевое развитие», которая включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Как правило, многие дошкольники неактивно включаются в коммуникативную деятельность. У некоторых детей снижено внимание, плохая слуховая память, они не проявляют интереса к поисковой деятельности. В силу этих и других причин у детей заучивание стихотворений, пересказ текста чаще всего вызывают отрицательные эмоции, так как они не владеют приёмами и методами запоминания.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат описания, которые вызывают интерес детей, формируют умения описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
Вопросы обучения пересказу детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, А.М. Бородич. Все авторы подчёркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением ФГОС, традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.
Вместе с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на наш взгляд, является использование приемов мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Для решения проблемы была поставлена следующая цель: создать определенные условия для обучения детей пересказу с использованием мнемотехнических приемов.
Реализацию цели мы начали с организации предметно-развивающей среды в группе – центра речевого развития «Будем говорить правильно»: подобрали дидактические игры для активизации словаря, формирования грамматического строя речи; подобрали дидактический материал – мнемотаблицы для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказу произведений художественной литературы; изготовили дидактический материал – модели сказок, рассказов.
Дидактический материал мы использовали на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей.
Мы определили план дальнейшей работы по обучению пересказу старших дошкольников с использованием приемов мнемотехники
Вся работа по обучению детей пересказу строилась с учётом методических рекомендаций, изложенных в трудах В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой.
Использование приемов мнемотехники предполагало следующую последовательность в работе:
- введение элементов, символов (формы, величины, действия);
- введение мнемотехнических приемов на всех видах непосредственно образовательной деятельности;
- самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество;
- творческое создание детьми опорных схем.
Работа по развитию связной монологической речи осуществлялась в разных формах организации непрерывной образовательной деятельности: фронтальной, подгрупповой и индивидуальной, в соответствии с программными требованиями.
Дидактическим материалом работы служили мнемотаблицы, мнемосхемы, мнемодорожки. Мы формировали у детей умение последовательно воспроизводить эпизоды сказки, закрепляли представления о композиционном строении. Ребята упражнялись пересказывать текст от лица литературного героя. Умения пересказа по опорным картинкам закреплялись в самостоятельной деятельности детей. Пользуясь наборами символических картинок по пройденным темам, ребята раскладывали их в нужной последовательности и упражнялись в составлении связных рассказов с элементами творчества: придумывали предшествующие и последующие события рассказа. Для закрепления полученных знаний изготовляли с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей.
Для увеличения эффективности данной работы требовалось повысить образовательный уровень родителей. Основной задачей работы с родителями было формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с детьми. Для этого на родительском собрании мы акцентировали внимание родителей на важности развития культуры речи детей.
В ходе мастер-класса для родителей мы показали, как с помощью мнемотехнических приемов можно развивать речь детей. Предложили родителям игры, в которые они могут играть вместе с детьми; зарисовывали мнемотаблицы по сказкам; отгадывали названия сказок по мнемотаблицам. Провели консультацию по заучиванию стихотворного текста и составлению описательных рассказов с помощью мнемотаблицы.
В процессе текущей работы проводились короткие беседы, разъяснения, чтобы родители могли дома вместе с детьми разучивать и повторять стихи, сказки, пословицы, составлять описательные рассказы.
Родители оказали нам большую помощь в обучении и воспитании детей.
В итоге проведенной работы с детьми мы наблюдали общие положительные изменения как в умении составлять полные, связные, последовательные пересказы текстов с помощью мнемотехнических приемов, так и самостоятельно составлять мнемотаблицы к собственным творческим пересказам.
Во время реализации работы по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу литературных произведений посредством мнемотаблиц нами были: оформлен центр речевого развития в группе «Будем правильно говорить»; разработаны конспекты НОД по пересказу сказок и литературных произведений с использованием мнемотаблиц; создана папка с мнемотаблицами для пересказа литературных произведений; разработаны консультации для родителей и воспитателей по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу литературных произведений посредством мнемотаблиц.
Анализ полученных данных свидетельствует, что у детей навыки пересказа имели тенденцию улучшения. У детей наблюдался интерес к проводимым занятиям, они научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, выстраивать сюжет, связывать между собой части текста, используя при этом разнообразные приемы мнемотехники.