Автор(-ы):
Заболотнева Оксана Сергеевна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассматривается вопрос развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством мнемотехники, выявлена актуальность проблемы развития связной монологической речи дошкольников и определено место мнемотехники в решении данной проблемы.
Текст статьи
Одной из ключевых задач обучения детей старшего дошкольного возраста считается становление речи и способности речевого общения.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Согласно ФГОС одним из направлений работы является образовательная область «Речевое развитие», которая включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Как правило, многие дошкольники неактивно включаются в коммуникативную деятельность. У некоторых детей снижено внимание, плохая слуховая память, они не проявляют интереса к поисковой деятельности. В силу этих и других причин у детей заучивание стихотворений, пересказ текста чаще всего вызывают отрицательные эмоции, так как они не владеют приёмами и методами запоминания.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат описания, которые вызывают интерес детей, формируют умения описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
Вопросы обучения пересказу детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, А.М. Бородич. Все авторы подчёркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением ФГОС, традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.
Вместе с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на наш взгляд, является использование приемов мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Для решения проблемы была поставлена следующая цель: создать определенные условия для обучения детей пересказу с использованием мнемотехнических приемов.
Реализацию цели мы начали с организации предметно-развивающей среды в группе – центра речевого развития «Будем говорить правильно»: подобрали дидактические игры для активизации словаря, формирования грамматического строя речи; подобрали дидактический материал – мнемотаблицы для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказу произведений художественной литературы; изготовили дидактический материал – модели сказок, рассказов.
Дидактический материал мы использовали на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей.
Мы определили план дальнейшей работы по обучению пересказу старших дошкольников с использованием приемов мнемотехники
Вся работа по обучению детей пересказу строилась с учётом методических рекомендаций, изложенных в трудах В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой.
Использование приемов мнемотехники предполагало следующую последовательность в работе:
Работа по развитию связной монологической речи осуществлялась в разных формах организации непрерывной образовательной деятельности: фронтальной, подгрупповой и индивидуальной, в соответствии с программными требованиями.
Дидактическим материалом работы служили мнемотаблицы, мнемосхемы, мнемодорожки. Мы формировали у детей умение последовательно воспроизводить эпизоды сказки, закрепляли представления о композиционном строении. Ребята упражнялись пересказывать текст от лица литературного героя. Умения пересказа по опорным картинкам закреплялись в самостоятельной деятельности детей. Пользуясь наборами символических картинок по пройденным темам, ребята раскладывали их в нужной последовательности и упражнялись в составлении связных рассказов с элементами творчества: придумывали предшествующие и последующие события рассказа. Для закрепления полученных знаний изготовляли с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей.
Для увеличения эффективности данной работы требовалось повысить образовательный уровень родителей. Основной задачей работы с родителями было формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с детьми. Для этого на родительском собрании мы акцентировали внимание родителей на важности развития культуры речи детей.
В ходе мастер-класса для родителей мы показали, как с помощью мнемотехнических приемов можно развивать речь детей. Предложили родителям игры, в которые они могут играть вместе с детьми; зарисовывали мнемотаблицы по сказкам; отгадывали названия сказок по мнемотаблицам. Провели консультацию по заучиванию стихотворного текста и составлению описательных рассказов с помощью мнемотаблицы.
В процессе текущей работы проводились короткие беседы, разъяснения, чтобы родители могли дома вместе с детьми разучивать и повторять стихи, сказки, пословицы, составлять описательные рассказы.
Родители оказали нам большую помощь в обучении и воспитании детей.
В итоге проведенной работы с детьми мы наблюдали общие положительные изменения как в умении составлять полные, связные, последовательные пересказы текстов с помощью мнемотехнических приемов, так и самостоятельно составлять мнемотаблицы к собственным творческим пересказам.
Во время реализации работы по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу литературных произведений посредством мнемотаблиц нами были: оформлен центр речевого развития в группе «Будем правильно говорить»; разработаны конспекты НОД по пересказу сказок и литературных произведений с использованием мнемотаблиц; создана папка с мнемотаблицами для пересказа литературных произведений; разработаны консультации для родителей и воспитателей по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу литературных произведений посредством мнемотаблиц.
Анализ полученных данных свидетельствует, что у детей навыки пересказа имели тенденцию улучшения. У детей наблюдался интерес к проводимым занятиям, они научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, выстраивать сюжет, связывать между собой части текста, используя при этом разнообразные приемы мнемотехники.
Список литературы
Поделиться
Заболотнева О. С. Мнемотаблицы как средство обучения детей старшего дошкольного возраста пересказу литературных произведений // Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/1261-mnemotablitsi-kak-sredstvo-obucheniya-detej