Главная
Конференции
Горизонты междисциплинарного знания: наука и практика в эпоху трансформаций
Интеграция проектной технологии и технологии самоконтроля в образовательный проц...

Интеграция проектной технологии и технологии самоконтроля в образовательный процесс: теоретико-практический аспект

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

проектная технология
самоконтроль
систематизация знаний
функциональная грамотность
самостоятельность
история
обществознание

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии и технологии самоконтроля и систематизации знаний в образовательном процессе. Приведён опыт применения данных технологий на уроках истории и обществознания, раскрыта их эффективность в формировании функциональной грамотности, критического мышления и самостоятельности обучающихся.

Текст статьи

Введение

Современное образование ориентировано на развитие личности, способной к самоопределению, рефлексии, самостоятельной деятельности и саморазвитию. В этой связи особую актуальность приобретают педагогические технологии, направленные на формирование функциональной грамотности, развитие критического мышления и практико-ориентированных умений. В своей педагогической практике я использую проектную технологию и технологию самоконтроля и систематизации знаний, которые позволяют достигать этих целей наиболее эффективно.

Проектная технология в образовательной практике

Проектная технология – это педагогическая система, основанная на самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся, направленной на решение проблемной ситуации с получением конкретного продукта [1, с. 53-55]. В основе технологии лежат идеи Джона Дьюи, который впервые обосновал значимость личного опыта учащихся в процессе обучения [2, с. 75-80]. В отечественной педагогике проектный метод активно развивали Е. С. Полат, В. В. Гузеев, Т. М. Ковалева [3, с. 36-41].

Цель проектной технологии – формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, критического мышления, исследовательских умений и коммуникативных навыков [4, с. 24-29].

В своей работе я реализую как краткосрочные, так и долгосрочные проекты. Например:

  • в рамках авторского курса «Новгородская мозаика» (8 класс) учащиеся создавали мультимедийные экскурсии по памятным местам Великого Новгорода;
  • во внеурочной деятельности – исследовательский проект «Жемчужный промысел на Новгородчине. Перспективы возрождения» стал в 2025 году призером Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ «Отечество: история, культура, этнос».

Этапы проектной деятельности выстраиваются в соответствии с методическими рекомендациями: мотивация, постановка цели, планирование, реализация, защита проекта и рефлексия [5, с. 112-115].

Технология самоконтроля и систематизации знаний

Технология самоконтроля и систематизации знаний направлена на формирование у обучающихся устойчивых навыков анализа собственной деятельности, оценки уровня освоения знаний и выработки стратегии самообучения [6, с. 66-72]. Она включает элементы рефлексии, проверки и обобщения изученного материала, а также визуализации связей между понятиями и событиями.

Методологическую основу этой технологии заложили Н. Ф. Талызина, И. Я. Лернер, В. П. Беспалько [7, с. 89-93].

В своей практике активно использую свое методическое пособие «5 шагов к «5» для подготовки к ОГЭ по обществознанию с использованием чек-листов» по алгоритму:

  1. Чек-листы («5 шагов к «5») для подготовки к ОГЭ по обществознанию – учащиеся поэтапно проверяют знания по каждой теме;
  2. Приёмы визуализации – логико-смысловые схемы, интеллект-карты и таблицы систематизации;
  3. Задания на самопроверку: карточки с заданиями и эталонами ответов.

Результатом работы можно считать наивысший балл по обществознанию, которая набрала моя ученица в 2023/2024 учебном году.

Примеры тем, в которых применялась технология:

  • «Политическая система общества» (обществознание, 9 класс) – составление структурной схемы и самооценка по чек-листу;
  • «Русь в IX–XII веках» (история, 6 класс) – составление логической схемы «Причины – ход – итоги» по событиям Крещения Руси и контрольный самоанализ по вопросам.

Такая технология помогает учащимся научиться контролировать собственный уровень знаний, осознавать пробелы, а также развивать навыки самоорганизации [8, с. 44-50].

Заключение

Использование проектной технологии и технологии самоконтроля и систематизации знаний позволяет повысить мотивацию учащихся, сделать процесс обучения более осмысленным и личностно значимым. Эти технологии обеспечивают формирование функциональной грамотности, развивают исследовательские и рефлексивные умения. Практика показывает, что сочетание данных подходов способствует достижению высоких образовательных результатов и формированию у школьников готовности к самообразованию и социальной активности.

Список литературы

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2019. – С. 53-55.
  2. Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.: Педагогика, 2000. – С. 75-80.
  3. Гузеев В.В. Проектное обучение: проблемы, поиски, решения // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 36-41.
  4. Ковалева Т.М. Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций // Школьные технологии. – 2002. – № 5. – С. 24-29.
  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: Владос, 2021. – С. 112-115.
  6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Педагогика, 1984. – С. 66-72.
  7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – С. 89-93.
  8. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Школа-Пресс, 2002. – С. 44-50.

Поделиться

23

Ибрагимова Н. И. Интеграция проектной технологии и технологии самоконтроля в образовательный процесс: теоретико-практический аспект // Горизонты междисциплинарного знания: наука и практика в эпоху трансформаций : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 июля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12610-integraciya-proektnoj-tehnologii-i-tehnologii-samokontrolya-v-obrazovatelnyj-process-teoretiko-prakticheskij-aspekt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа