Введение
Современное образование ориентировано на развитие личности, способной к самоопределению, рефлексии, самостоятельной деятельности и саморазвитию. В этой связи особую актуальность приобретают педагогические технологии, направленные на формирование функциональной грамотности, развитие критического мышления и практико-ориентированных умений. В своей педагогической практике я использую проектную технологию и технологию самоконтроля и систематизации знаний, которые позволяют достигать этих целей наиболее эффективно.
Проектная технология в образовательной практике
Проектная технология – это педагогическая система, основанная на самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся, направленной на решение проблемной ситуации с получением конкретного продукта [1, с. 53-55]. В основе технологии лежат идеи Джона Дьюи, который впервые обосновал значимость личного опыта учащихся в процессе обучения [2, с. 75-80]. В отечественной педагогике проектный метод активно развивали Е. С. Полат, В. В. Гузеев, Т. М. Ковалева [3, с. 36-41].
Цель проектной технологии – формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, критического мышления, исследовательских умений и коммуникативных навыков [4, с. 24-29].
В своей работе я реализую как краткосрочные, так и долгосрочные проекты. Например:
- в рамках авторского курса «Новгородская мозаика» (8 класс) учащиеся создавали мультимедийные экскурсии по памятным местам Великого Новгорода;
- во внеурочной деятельности – исследовательский проект «Жемчужный промысел на Новгородчине. Перспективы возрождения» стал в 2025 году призером Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ «Отечество: история, культура, этнос».
Этапы проектной деятельности выстраиваются в соответствии с методическими рекомендациями: мотивация, постановка цели, планирование, реализация, защита проекта и рефлексия [5, с. 112-115].
Технология самоконтроля и систематизации знаний
Технология самоконтроля и систематизации знаний направлена на формирование у обучающихся устойчивых навыков анализа собственной деятельности, оценки уровня освоения знаний и выработки стратегии самообучения [6, с. 66-72]. Она включает элементы рефлексии, проверки и обобщения изученного материала, а также визуализации связей между понятиями и событиями.
Методологическую основу этой технологии заложили Н. Ф. Талызина, И. Я. Лернер, В. П. Беспалько [7, с. 89-93].
В своей практике активно использую свое методическое пособие «5 шагов к «5» для подготовки к ОГЭ по обществознанию с использованием чек-листов» по алгоритму:
- Чек-листы («5 шагов к «5») для подготовки к ОГЭ по обществознанию – учащиеся поэтапно проверяют знания по каждой теме;
- Приёмы визуализации – логико-смысловые схемы, интеллект-карты и таблицы систематизации;
- Задания на самопроверку: карточки с заданиями и эталонами ответов.
Результатом работы можно считать наивысший балл по обществознанию, которая набрала моя ученица в 2023/2024 учебном году.
Примеры тем, в которых применялась технология:
- «Политическая система общества» (обществознание, 9 класс) – составление структурной схемы и самооценка по чек-листу;
- «Русь в IX–XII веках» (история, 6 класс) – составление логической схемы «Причины – ход – итоги» по событиям Крещения Руси и контрольный самоанализ по вопросам.
Такая технология помогает учащимся научиться контролировать собственный уровень знаний, осознавать пробелы, а также развивать навыки самоорганизации [8, с. 44-50].
Заключение
Использование проектной технологии и технологии самоконтроля и систематизации знаний позволяет повысить мотивацию учащихся, сделать процесс обучения более осмысленным и личностно значимым. Эти технологии обеспечивают формирование функциональной грамотности, развивают исследовательские и рефлексивные умения. Практика показывает, что сочетание данных подходов способствует достижению высоких образовательных результатов и формированию у школьников готовности к самообразованию и социальной активности.