Введение. Важнейшим национальным проектом является «Комплексная программа развития села», направленная на повышения качества жизни людей, живущих на селе. Качество жизни этой категории населения определяется не только увеличением соотношения материальных благ, но и состоянием здоровья, которое во многом зависит от досуга жителей и, в первую очередь, от ведения здорового образа жизни. Одной из составляющих такого образа жизни является двигательная активность, любовь к которой прививается на занятиях по физической культуре во время учебы в образовательных учреждениях. Поэтому значение этих занятий сводится не только к оформлению зачетов по данной дисциплине, но и привитие у студентов желания к организованной и самостоятельной формам занятий физическими упражнениями, направленными на повышение работоспособности, продолжительности трудового долголетия и тем самым на улучшения качества жизни сельского населения.
Организм студента по своим морфофункциональным показателям следует отнести к растущему, т.к. в этом возрасте происходит его дальнейший рост и развитие. По схеме возрастной периодизации студенческий возраст относится к юношескому, который является благоприятным для укрепления здоровья и физического совершенствования. В эти годы завершается процесс становление основных физиологических систем организма, создаются предпосылки для более совершенного формирования двигательных навыков и развития физических качеств. Однако это может произойти только при условиях обоснованного применения средств и методов физической тренировки, интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем организма. При этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности, а также резервные возможности организма студентов, что позволит оградить их от применения недостаточных, или чрезмерных физических нагрузок, представляющих опасность для здоровья занимающихся спортом. Прежде чем планировать и применять на практике такие нагрузки, способствующие более совершенному развитию человека, необходимо выявить уровень морфофункциональных особенностях и на основе этого строить учебно-тренировочный процесс для укрепления здоровья подрастающего поколения.
Целью исследования явилось определение функционального состояния организма студентов по комплексу взаимосвязанных физиологических реакций кардиореспираторной системы при нагрузке повышающейся мощности.
Испытуемые и методы исследования. На кафедре «Физического воспитания» Казанского ГАУ разработан комплексный подход к учебно-воспитательному процессу студентов на основе медико-биологического обследования и анализа их функционального состояния. Данный подход предполагает одномоментную регистрацию показателей важнейших физиологических систем организма, от деятельности которых зависит функциональное состояние студентов.
В работе использовался разработанный нами комплексный подход, состоящий в том, чтобы оценивать функциональное состояние и резервные возможности организма по комплексу показателей кардиореспираторной системы, а их изменения рассматривать как смену одного комплекса реакций другим. В этом случае осуществлялась одновременная регистрация синхронно фиксируемых и сопоставимых элементов кардиореспираторной системы, принимающих активное участие в вегетативном обеспечении двигательной деятельности [5]. Обследуемыми были студенты 1-3 курсов Казанского ГАУ, составившие группы занимающихся циклическими и ациклическим видами спорта. Кроме того, обследовались спортсмены в возрасте 22-35 лет, занимающиеся видами спорта на выносливость.
При сдаче норм ГТО и нормативов по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» необходимо, чтобы организм студента в достаточной степени был обеспечен кислородом. Согласно современным представлениям эту функцию в организме осуществляет кислородтранспортная система, включающая внешнее дыхание, кровообращение и газообмен. Поэтому одним из путей успешной сдачи нормативов является расширение функциональных возможностей кардиореспираторной системы [2, 4].
Наиболее эффективным механизмом в обеспечении организма кислородом принято считать увеличение сердечного выброса. Однако результаты, полученные нами [1, 2], свидетельствуют о снижении прироста МОК при переходе от одной нагрузки к другой, который вследствие недостаточно полной диастолы и недостаточно увеличенной интенсивности сокращений сердечной мышцы достигался неэкономным путем – за счет роста ЧСС при ограниченном увеличении ударного выброса. В связи с этим, можно предположить о существовании других механизмов, направленных на удовлетворение кислородного запроса организма при мышечной деятельности. Одним из них является внешнее дыхание [2, 4]. Наибольшие величины легочной вентиляции были зафиксированы в группах студентов, занимающихся ациклическими видами спорта. По-видимому, механизм, связанный с увеличением внешнего дыхания во время выполнения нагрузки повышающейся мощности на велоэргометре в группах этих студентов, является доминирующим, и физическая работоспособность обеспечивается значительным напряжением кардиореспираторной системы. При этом наблюдается увеличение достижения максимальных величин легочной вентиляции за счет роста частоты дыхания. Данный факт объясним с точки зрения направленности учебно-тренировочного процесса. Поэтому при занятиях ациклическими видами спорта необходимо ориентироваться на развитие потенциала системы дыхания. Полученные результаты легочной вентиляции не являются критерием достаточно высокого уровня тренированности, так как при этом возрастает кислородная и энергетическая стоимость дыхания. В этих условиях адаптация к физическим нагрузкам лучше всего реализуется путем активации и повышения эффективности системы транспорта и утилизации кислорода. Об этом свидетельствуют достоверно большие величины индекса кровообращения и сердечного индекса в группе студентов, занимающихся видами спорта на выносливость. Кроме того, в группе взрослых спортсменов в возрасте 22-35 лет при одинаковом потреблении кислорода во время выполнения ими нагрузки повышающейся мощности возрастают величины КИО2. Следовательно, к наиболее совершенным механизмам по обеспечению организма кислородом следует отнести увеличение показателей МОК и КИО2.
Заключение. В процессе адаптации организма к мышечной деятельности наблюдаются сложные взаимоотношения органов даже в одной и той же функциональной системе. Это можно видеть на примере взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем по обеспечению организма кислородом при нагрузке повышающейся мощности. Для того, чтобы судить об эффективности кислородного обеспечения во время двигательной деятельности, основанной на принципе комплексного подхода, необходимо введение показателя, учитывающего реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. С этой целью нами был предложен коэффициент комплексной оценки, представляющий собой отношение показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем [2, 4, 5]. Данный коэффициент показал наличие больших функциональных резервов в группах студентов, занимающихся видами спорта на выносливость, и взрослых спортсменов в возрасте 22-35 лет, а также замещение функций в организме студентов, занимающихся ациклическими видами спорта при выполнении ими нагрузок мощностью от 100 до 200 Вт. Значительное снижение коэффициента комплексной оценки по обеспечению организма кислородом в этой группе студентов при выполнении ими велоэргометрической нагрузки мощностью в 200 Вт отражает большую “физиологическую цену” по обеспечению доставки кислорода к работающим скелетным мышцам и свидетельствует о ведущей роли дыхания в кислородном обеспечении организма студентов. Это проявилось с первой ступени нагрузки, т.е. с нагрузки мощностью 50 Вт. Следовательно, даже небольшие по мощности нагрузки могут выявить по предлагаемому показателю различия между студентами, занимающихся различными видами спорта, и спортсменами. Предлагаемый коэффициент может быть использован для суждения о компенсаторных и адаптивных реакциях организма студентов и спортсменов при выполнении физических нагрузок и при отборе в различные виды спорта.