Главная
АИ #27 (262)
Статьи журнала АИ #27 (262)
«Новгородская мозаика»: научно-методический подход к региональному компоненту в ...

«Новгородская мозаика»: научно-методический подход к региональному компоненту в воспитательной работе

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

региональный компонент
краеведение
воспитательная работа
Новгородская область
учебно-методический комплекс
культурное наследие
идентичность

Аннотация статьи

В статье представлен авторский опыт разработки учебно-методического комплекса «Новгородская мозаика» – образовательного курса для учащихся 8 классов, направленного на интеграцию регионального компонента в воспитательную и учебную деятельность. Описываются цели, структура, методологические основания комплекса, а также его практическая значимость в формировании у подростков гражданской идентичности, интереса к культурному наследию и способности к проектной и исследовательской деятельности.

Текст статьи

Введение

Современное образование ориентировано не только на передачу знаний, но и на формирование личности, способной к осмыслению собственной культурной принадлежности, ценностному выбору и социальной активности. В этой связи особую значимость приобретает включение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс, особенно в подростковом возрасте, когда происходит активное становление идентичности [1]. Региональное краеведение, подкреплённое научным подходом, может стать основой для построения ценностно-ориентированной образовательной среды, в которой история родного края перестаёт быть набором дат, а превращается в живую ткань культурной памяти. Разработка учебно-методического комплекса «Новгородская мозаика» стала попыткой выстроить такую среду на основе историко-культурного наследия Новгородской земли.

Цели и задачи комплекса

Целью создания УМК «Новгородская мозаика» стало проектирование курса, способствующего воспитанию гражданской и культурной идентичности учащихся, формированию умений исследовать и интерпретировать локальное культурное наследие, вовлечению подростков в проектную, поисковую и творческую деятельность.

Задачи комплекса включают:

  • разработку модульной структуры курса на 34 занятия;
  • интеграцию междисциплинарных знаний (история, этнография, география, язык, культура);
  • использование методов активного обучения: квестов, экскурсий, мастер-классов, творческих заданий;
  • формирование УМК как системы: рабочая тетрадь, методическое пособие, презентационные и раздаточные материалы.

Структура учебно-методического комплекса «Новгородская мозаика»

Комплекс состоит из шести тематических модулей, отражающих ключевые элементы историко-культурного пространства Новгородской земли:

  1. Откуда начинается Родина: география и топонимика;
  2. Новгородский колокол: символы и культурная память;
  3. Мастера и ремёсла: традиции и промыслы;
  4. Народные праздники и обряды;
  5. Дом, семья, быт: этнографический очерк;
  6. Новгород – наш общий дом: исследовательские проекты.

Методологические основы

В основу курса положены принципы культурно-исторического и личностно-ориентированного подходов [2], позволяющих актуализировать значимость родного края через призму личного отношения школьников. Используются положения деятельностного подхода, согласно которому познание осуществляется через активное взаимодействие с материалом, включенность в исследовательскую, творческую и проектную деятельность. Также учитываются идеи В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина [3], подчёркивающие важность социальной ситуации развития и опоры на зону ближайшего развития.

Формы и методы реализации

УМК реализуется в формате внеурочной деятельности в 8 классе (34 занятия), возможно использование на занятиях по истории, обществознанию, литературе, краеведению. Применяются методы:

  1. Проектная и исследовательская деятельность;
  2. Экскурсионные маршруты и квесты;
  3. Работа с артефактами (предметами быта, архивами, устными историями);
  4. Творческие задания (иллюстрации, сочинения, стенгазеты, мини-выставки).

Практические результаты и апробация

УМК «Новгородская мозаика» был апробирован: в 2024-2025 учебном году в двух образовательных организациях:

  1. МАОУ «Лесновская ООШ»;
  2. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10».

По результатам внедрения отмечено повышение интереса учащихся к истории края, рост вовлеченности в проектную деятельность, формирование положительной идентичности. Проведённые анкетирования показали, что более 80% участников курса отметили «повышение чувства гордости за родной край» и «понимание важности традиций». УМК получил положительные отзывы педагогов и методистов.

Научная новизна

Научная новизна разработки состоит в интеграции воспитательного компонента и регионального содержания в модульную систему занятий на основе культурно-исторического подхода, что позволяет формировать региональную идентичность школьников средствами проектной и исследовательской деятельности.

Заключение

В современных условиях возрастания внимания к воспитанию как важнейшему направлению национального проекта «Образование» [4], подобные комплексы могут стать эффективным инструментом реализации задач патриотического воспитания.

Список литературы

  1. Локтев С.И. Регион в сознании подростков: педагогический аспект. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Институт развития, 2007.
  4. Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении примерной программы воспитания».
  5. Мелихова Т.А. Краеведческое образование в школе: теория и практика. – СПб.: Питер, 2020.
  6. Бессонов Б.А. Историческая память и региональная идентичность. – Новгород: НГПИ, 2018.
  7. Кулагина И.В. Внеурочная деятельность как средство социализации школьников. // Народное образование. – 2021. – № 6.

Поделиться

19

Ибрагимова Н. И. «Новгородская мозаика»: научно-методический подход к региональному компоненту в воспитательной работе // Актуальные исследования. 2025. №27 (262). URL: https://apni.ru/article/12622-novgorodskaya-mozaika-nauchno-metodicheskij-podhod-k-regionalnomu-komponentu-v-vospitatelnoj-rabote

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «История, археология, религиоведение»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа