Введение
Современное образование ориентировано не только на передачу знаний, но и на формирование личности, способной к осмыслению собственной культурной принадлежности, ценностному выбору и социальной активности. В этой связи особую значимость приобретает включение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс, особенно в подростковом возрасте, когда происходит активное становление идентичности [1]. Региональное краеведение, подкреплённое научным подходом, может стать основой для построения ценностно-ориентированной образовательной среды, в которой история родного края перестаёт быть набором дат, а превращается в живую ткань культурной памяти. Разработка учебно-методического комплекса «Новгородская мозаика» стала попыткой выстроить такую среду на основе историко-культурного наследия Новгородской земли.
Цели и задачи комплекса
Целью создания УМК «Новгородская мозаика» стало проектирование курса, способствующего воспитанию гражданской и культурной идентичности учащихся, формированию умений исследовать и интерпретировать локальное культурное наследие, вовлечению подростков в проектную, поисковую и творческую деятельность.
Задачи комплекса включают:
- разработку модульной структуры курса на 34 занятия;
- интеграцию междисциплинарных знаний (история, этнография, география, язык, культура);
- использование методов активного обучения: квестов, экскурсий, мастер-классов, творческих заданий;
- формирование УМК как системы: рабочая тетрадь, методическое пособие, презентационные и раздаточные материалы.
Структура учебно-методического комплекса «Новгородская мозаика»
Комплекс состоит из шести тематических модулей, отражающих ключевые элементы историко-культурного пространства Новгородской земли:
- Откуда начинается Родина: география и топонимика;
- Новгородский колокол: символы и культурная память;
- Мастера и ремёсла: традиции и промыслы;
- Народные праздники и обряды;
- Дом, семья, быт: этнографический очерк;
- Новгород – наш общий дом: исследовательские проекты.
Методологические основы
В основу курса положены принципы культурно-исторического и личностно-ориентированного подходов [2], позволяющих актуализировать значимость родного края через призму личного отношения школьников. Используются положения деятельностного подхода, согласно которому познание осуществляется через активное взаимодействие с материалом, включенность в исследовательскую, творческую и проектную деятельность. Также учитываются идеи В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина [3], подчёркивающие важность социальной ситуации развития и опоры на зону ближайшего развития.
Формы и методы реализации
УМК реализуется в формате внеурочной деятельности в 8 классе (34 занятия), возможно использование на занятиях по истории, обществознанию, литературе, краеведению. Применяются методы:
- Проектная и исследовательская деятельность;
- Экскурсионные маршруты и квесты;
- Работа с артефактами (предметами быта, архивами, устными историями);
- Творческие задания (иллюстрации, сочинения, стенгазеты, мини-выставки).
Практические результаты и апробация
УМК «Новгородская мозаика» был апробирован: в 2024-2025 учебном году в двух образовательных организациях:
- МАОУ «Лесновская ООШ»;
- МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10».
По результатам внедрения отмечено повышение интереса учащихся к истории края, рост вовлеченности в проектную деятельность, формирование положительной идентичности. Проведённые анкетирования показали, что более 80% участников курса отметили «повышение чувства гордости за родной край» и «понимание важности традиций». УМК получил положительные отзывы педагогов и методистов.
Научная новизна
Научная новизна разработки состоит в интеграции воспитательного компонента и регионального содержания в модульную систему занятий на основе культурно-исторического подхода, что позволяет формировать региональную идентичность школьников средствами проектной и исследовательской деятельности.
Заключение
В современных условиях возрастания внимания к воспитанию как важнейшему направлению национального проекта «Образование» [4], подобные комплексы могут стать эффективным инструментом реализации задач патриотического воспитания.