Актуальность научно-методического сопровождения в системе дошкольного образования обусловлена «общей рамкой системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально экономического развития страны» [1].
Федеральные нормативно-правовые документы, в том числе регионального значения, определяют дошкольные образовательные организации соисполнителем в порядке выполнения «профессиональной деятельности педагогов в достижении национальных приоритетных задач и обеспечения повышения качества образования» [2].
Официальные показатели в сфере дошкольного образования «Федеральной службы государственной статистики» [9] на конец 2022 и 2023 гг. и «составная часть Национального Доклада о реализации государственной политики в сфере образования за 2024 год» [7], отражают динамику отрицательных показателей по кадровому показателю: количество педагогов, имеющих высшее педагогическое образование и ситуацию дефицита кадров.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что данные статистики и масштабная парадигма всей системы общего образования за последнее десятилетие, в своей совокупности является предпосылкой для изменения в организации методического сопровождения в системе дошкольного образования.
Т. И. Хвоина отмечает, в действительности не каждая дошкольная образовательная организация, в силу независящих обстоятельств (территориальная отдаленность, отсутствие финансовых средств внебюджетного фонда, количество штатных единиц работников), может реализовать научно-методическое сопровождение посредством заключения договора с физическим или юридическим лицами из системы высшего образования. Тем самым преобладает риск формальных действий коллектива в период сдачи отчетных документов исполнительным органам сферы образования.
Распространенные практико-ориентированные причины формальных действий в системе дошкольного образования: идеология непринятия действующей системы образования; повышение квалификации путем прохождения обучения, с использованием дистанционного формата итогового тестирования; сомнительный медиа-онлайн формат (коммерческие научные руководители, блогеры, коучи, псевдопсихологи и пр.);вовлечением всех штатных сотрудников учреждения в период собрания и ориентирована на решение общих организационных процессов (Т. И. Хвоина).
Таким образом, в условиях непрерывной модернизации общего образования, «необходима систематическая работа, организованная и направленная на повышение профессиональной компетентности, должностного роста, которая позволит вывести педагогических работников на более высокий уровень» [3].
В современной педагогической теории научно-методическое сопровождение подвергается интенсивному изучению со следующих базовых содержания образования:
- с позиции методического сопровождения: авторские коллективы: ГАОУДПО «ЛОИРО» [5] (2017), «СПб АППО» [6] (2020), В. П. Ларина, (2008), В. А. Новицкая, (2007), Л. И. Фалюшина (1992, 2005), А. А. Эрмиш, (2021) и мн. др.;
- с позиции научно-методического сопровождения: Е. А. Александрова (2020), О. В. Давлятшина, (2017), Н. В. Долгоаршинных (2022), С. В. Кирдянкина (2014), Л. В. Кочегарова (2010), Е. А. Медник (2015), Л. С. Обласова, (2010), М. Н. Певзнер (2001, 2002,2010) и мн. др.;
- теоретического изучение отражающий факт противоречия (затруднения) организации научно-методического сопровождения: авторский коллектив «ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена» [10] (2023), Е. В. Коротаева (2015), О. С. Мамонова (2015) и мн. др.
Стоит отметить, что с 2020 года, с фиксацией внесений в изменения, научно-методическое направление, закреплено в «Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» [2], «Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» [8] и в др. официальных документах.
Однако во всех источниках, не исследуется возможность реализации научно-методического сопровождения с позиции теории и практики, адресованной дифференцированно для дошкольной системы образования, так же действующий факт отсутствия на 2025 календарный год научных статей и диссертационных исследований по заявленному направлению.
Т. И. Хвоина высказывает научное предположение о том, что научно-методическое сопровождение, будет полностью реализовано с позиции практико-ориентированной деятельности, если начиная с внутреннего уровня дошкольного образовательного учреждения, ответственным за реализацию данного направления, будут выполнены следующие последовательные действия:
- Научно-методическое сопровождение рассмотрено как педагогическая проблема.
- Определены: особенности научно-методического сопровождения в системе дошкольного образования; исходное состояние и проблемы научно-методического сопровождения в системе дошкольного образования.
- Реализована система научно-методического сопровождения дошкольного образования.
- Определена результативность реализации системы научно-методического сопровождения в системе дошкольного образования, путем разработанных оценочных инструментариев.
Исходя из представленных последовательных действий, автор солидарен с позицией Н. В. Берсеневой: «Эффективность полученных знаний зависит не столько от объема сохранившейся в памяти информации, сколько от ее осознанности, осмысленности, насыщенности конкретным содержанием, умением объяснить изучаемые факты, делать выводы, применять на практике» [4] и таким образом, при грамотном методическом последовательном действий планирования и реализации - будет являться предпосылкой для эффективной реализации всех составных элементов современных требований в сфере общего (дошкольного) образования Российской Федерации.