В самом общем виде социализацию определяют как: «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве равноправного члена общества» [1, с.36].
Основываясь на субъект-субъектном подходе А.В. Мудрик пишет, что социализацию можно трактовать как «вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения им и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [2, с 21].
В этой связи можем сделать вывод, что социализация – это очень важный фактор самореализации личности. Что же поможет ребенку социализироваться с ранних лет? Каждый ребёнок независимо от основного способа восприятия информации – через слух, в возрасте до 6-7 лет познаёт мир через игры. Этот способ познания новой информации становится основной деятельностью ребёнка. Содействие взрослых этому процессу и обучение различным новым видам игрового проведения является важным этапом в жизни ребёнка. С взрослением ребенок продумывает какие-то сценарии игр. С помощью игры ребёнок учится общаться со сверстниками, устанавливать с ними различные игровые связи, взяв на себя какую-либо социальную роль, тем самым он учится находить себе место в обществе и проявлять себя как личность.
В социальном значении игры раскрывается важный символический комментарий на происходящие события, постигается смысл того или иного действия, где доступен поиск верных решений, который придает силу и уверенность поступкам при выборе пути к достижению цели [3, с.112]. В эти моменты и происходит социализация.
В понимании взрослого человека игра не всегда что-то серьезное, а ведь игра является одним из основных факторов социализации. Очень важно не только давать ребёнку играть в различные игры, но и уделять достаточное количество времени, чтобы играть вместе с ним. Для успешной социализации и развития ребёнка, родителям необходимо играть вместе со своими детьми, показывать им, как правильно играть в те, или иные игры. Через игры дети усваивают всю новую информацию, полученную от родителей за день, они познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с ним. Именно в игре ребёнок обучается полноценно общаться со сверстниками, подчиняться игровым правилам, развивать свою речь, память, воображение и внимание. Игра для ребёнка является способом вхождения во взрослую жизнь. Всевозможные игры направлены на развитие различных функций, которые проявляются лишь в том или ином виде игры. Однако с взрослением люди перестают играть, но нельзя недооценивать значение игр в социализации личности. Так как не все игры одинаковые и каждая из них обладает собственными уникальными особенностями.
Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игры также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями [4].
Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом – для обучения детей, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом – для развлечения и так далее.
По нашему мнению, игры разделяются на:
- Настольные («Дженга», «Уно», «Активити»).
- Спортивные (теннис, волейбол, футбол и т.д.);
- Подвижные ("Мыши водят хоровод", "Ручеёк" и т.д.);
- Сюжетно-ролевые ("Семья", "Куклы" и т.д.);
- Театрализованные ("Колобок", "Три медведя" и т.д.);
- Творческие ("Королевство сказок", "Превращения");
- Дидактические ("Найди половинку", "Составь слово" и т.д.);
- Компьютерные ("Весёлая ферма", "Dota 2" и т.д.)
В каждом из этих видов, есть игры, которые обладают собственными индивидуальными функциями:
- Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интересу ребёнка);
- Коммуникативная (развитие речи, умение находить общий язык с людьми);
- Диагностическая (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);
- Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческой совместной жизни);
- Воспитательная (организующая деятельность человека);
- Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
- Моделирующая (связывающая действительность с нереальным).
По нашему мнению, настольные игры самые лучшие, потому что сегодня настольная игра у многих ассоциируется с интересным времяпрепровождением в кругу семьи или друзей. Настольные игры также направлены на то, чтобы развивать такие необходимые в нашей жизни качества: логическое мышление, умение предвидеть ситуацию, находить выход из сложного положения.
Для детей значение настольных игр и того больше. Они развивают у них память, внимательность, учат делиться, находить взаимопонимание с другими игроками, решать возникающие конфликты и не уходить от проблем. В дальнейшей жизни такое социальное воспитание возымеет свое действие, ведь дети будут обладать необходимыми навыками. Кроме того, именно настольные игры научат как детей, так и взрослых проигрывать, а также достойно принимать поражение.
В жизни бывают различные ситуации, и не всегда победа оказывается на нашей стороне. Но важно научится относиться к этому моменту правильно, и тогда можно будет двигаться дальше, усвоив полученные уроки [5]. Поэтому мы решили создать настольную игру «Космическая одиссея», в которой будут развиваться такие качества, как логическое мышление, спортивные навыки, знания о космосе и добродетель. По нашему мнению, данная игра поможет социализировать успешную личность.