Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

игра
личность
социализация
познание

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается игра как фактор социализации личности, как способ познания мира.

Текст статьи

В самом общем виде социализацию определяют как: «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве равноправного члена общества» [1, с.36].

Основываясь на субъект-субъектном подходе А.В. Мудрик пишет, что социализацию можно трактовать как «вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения им и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [2, с 21].

В этой связи можем сделать вывод, что социализация – это очень важный фактор самореализации личности. Что же поможет ребенку социализироваться с ранних лет? Каждый ребёнок независимо от основного способа восприятия информации – через слух, в возрасте до 6-7 лет познаёт мир через игры. Этот способ познания новой информации становится основной деятельностью ребёнка. Содействие взрослых этому процессу и обучение различным новым видам игрового проведения является важным этапом в жизни ребёнка. С взрослением ребенок продумывает какие-то сценарии игр. С помощью игры ребёнок учится общаться со сверстниками, устанавливать с ними различные игровые связи, взяв на себя какую-либо социальную роль, тем самым он учится находить себе место в обществе и проявлять себя как личность.

В социальном значении игры раскрывается важный символический комментарий на происходящие события, постигается смысл того или иного действия, где доступен поиск верных решений, который придает силу и уверенность поступкам при выборе пути к достижению цели [3, с.112]. В эти моменты и происходит социализация.

В понимании взрослого человека игра не всегда что-то серьезное, а ведь игра является одним из основных факторов социализации. Очень важно не только давать ребёнку играть в различные игры, но и уделять достаточное количество времени, чтобы играть вместе с ним. Для успешной социализации и развития ребёнка, родителям необходимо играть вместе со своими детьми, показывать им, как правильно играть в те, или иные игры. Через игры дети усваивают всю новую информацию, полученную от родителей за день, они познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с ним. Именно в игре ребёнок обучается полноценно общаться со сверстниками, подчиняться игровым правилам, развивать свою речь, память, воображение и внимание. Игра для ребёнка является способом вхождения во взрослую жизнь. Всевозможные игры направлены на развитие различных функций, которые проявляются лишь в том или ином виде игры. Однако с взрослением люди перестают играть, но нельзя недооценивать значение игр в социализации личности. Так как не все игры одинаковые и каждая из них обладает собственными уникальными особенностями.

Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игры также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями [4].

Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом – для обучения детей, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом – для развлечения и так далее.

По нашему мнению, игры разделяются на:

  • Настольные («Дженга», «Уно», «Активити»).
  • Спортивные (теннис, волейбол, футбол и т.д.);
  • Подвижные ("Мыши водят хоровод", "Ручеёк" и т.д.);
  • Сюжетно-ролевые ("Семья", "Куклы" и т.д.);
  • Театрализованные ("Колобок", "Три медведя" и т.д.);
  • Творческие ("Королевство сказок", "Превращения");
  • Дидактические ("Найди половинку", "Составь слово" и т.д.);
  • Компьютерные ("Весёлая ферма", "Dota 2" и т.д.)

В каждом из этих видов, есть игры, которые обладают собственными индивидуальными функциями:

  • Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интересу ребёнка);
  • Коммуникативная (развитие речи, умение находить общий язык с людьми);
  • Диагностическая (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);
  • Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческой совместной жизни);
  • Воспитательная (организующая деятельность человека);
  • Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
  • Моделирующая (связывающая действительность с нереальным).

По нашему мнению, настольные игры самые лучшие, потому что сегодня настольная игра у многих ассоциируется с интересным времяпрепровождением в кругу семьи или друзей. Настольные игры также направлены на то, чтобы развивать такие необходимые в нашей жизни качества: логическое мышление, умение предвидеть ситуацию, находить выход из сложного положения.

Для детей значение настольных игр и того больше. Они развивают у них память, внимательность, учат делиться, находить взаимопонимание с другими игроками, решать возникающие конфликты и не уходить от проблем. В дальнейшей жизни такое социальное воспитание возымеет свое действие, ведь дети будут обладать необходимыми навыками. Кроме того, именно настольные игры научат как детей, так и взрослых проигрывать, а также достойно принимать поражение.

В жизни бывают различные ситуации, и не всегда победа оказывается на нашей стороне. Но важно научится относиться к этому моменту правильно, и тогда можно будет двигаться дальше, усвоив полученные уроки [5]. Поэтому мы решили создать настольную игру «Космическая одиссея», в которой будут развиваться такие качества, как логическое мышление, спортивные навыки, знания о космосе и добродетель. По нашему мнению, данная игра поможет социализировать успешную личность.

Список литературы

  1. Кон, И. С. Ребёнок и общество. М.: Аспект Пресс, 1988. 270 с.
  2. Мудрик А. В. Социализация человека. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. 733с.
  3. Фан Мэнлинь. Социализация посредством игры // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2018. № 3, С. 111-116.
  4. Классификация игр. [Электронный ресурс]. URL https://studwood.ru/752618/kulturologiya/klassifikatsiya (дата обращения: 03.04.2020).
  5. Котикова Е.А. Настольные игры – это время, проведенное с пользой. [Электронный ресурс]. URL http://4sp.detkin-club.ru/editor/2155/files/8d7721c3650d028fe73b1339f3638f69.docx (дата обращения: 02.04.2020).

Поделиться

9331

Гурьянов А. С., Лях А. В., Кузнецова П. В. Игра как фактор социализации личности // Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/1263-igra-kak-faktor-sotsializatsii-lichnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря