Главная
АИ #27 (262)
Статьи журнала АИ #27 (262)
Анализ перспектив развития промышленного туризма на межрегиональных национальных...

Анализ перспектив развития промышленного туризма на межрегиональных национальных туристических маршрутах России

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

промышленный туризм
национальный туристический маршрут
межрегиональное сотрудничество
туристическая привлекательность
кластерный подход

Аннотация статьи

В статье представлены результаты оценки потенциала межрегиональных национальных туристических маршрутов Российской Федерации в контексте развития промышленного туризма. На основе анализа данных Минэкономразвития России, индексов туристской привлекательности регионов и экспертных оценок спроса выявлено, что маршрут «Государева дорога» обладает наибольшим потенциалом для реализации инновационных туристских программ с промышленными объектами показа. Однако для всех маршрутов характерны диспропорция туристской привлекательности регионов и сезонность спроса, требующие кластерного подхода, мастер-планирования и специализации туроператоров.

Текст статьи

Введение

Национальные туристические маршруты – это готовые брендовые программы для туристов с экспертной оценкой. Отправиться в путешествие по ним можно самостоятельно или обратившись к региональным туроператорам. Межрегиональные туристические продукты дают возможность представить хорошо известные направления, но в новом контексте и с обновленными возможностями за счет адаптации маршрутов и (или) объектов показов, которые могут быть объединены одной общей темой. Помимо взаимодействия на государственном уровне представителей субъектов РФ ключевым участником процесса формирования национальных туристских маршрутов является сообщество туроператоров, задача которого – поиск новых форматов туристского продукта для клиентов, которые уже посещали традиционные российские направления, представленные на туристическом рынке. Неравномерное развитие промышленного туризма (промтуризма) в рамках межрегиональных национальных туристических маршрутов России, обусловленное диспропорцией туристской привлекательности регионов внутри маршрутов (различия в инфраструктуре, управлении, объектах показа) сезонностью спроса (спадом активности в 1-м и 4-м кварталах), недостаточным использованием потенциала промышленных объектов в существующих программах и отсутствием комплексных подходов к межрегиональной координации и адаптации маршрутов для всесезонного промтуризма является комплексной проблемой исследования.

Объекты и методы исследования

Объектами исследования являются межрегиональные туристические маршруты, включенные в туристический реестр Национальных туристических маршрутов Минэкономразвития России. Предмет исследования – туристская привлекательность регионов в рамках маршрутов для развития промышленного туризма с целью выравнивания социально-экономического положения регионов.

Использованы анализ нормативно-статистических данных – официальные данные Минэкономразвития РФ (перечень маршрутов, характеристики), индексы туристской привлекательности регионов (2024 г.); экспертные оценки спроса (Росстат); сравнительный анализ для оценки потенциала промтуризма на разных маршрутах, диспропорций в туристской привлекательности регионов внутри маршрутов и сезонной динамики спроса; контент-анализ для описаний маршрутов, концепций и объектов показа; кластерный подход для оценки территориального планирования маршрутов.

Результаты и обсуждение

Национальные туристические маршруты утверждаются на федеральном уровне, в 2024 г. в реестр Минэкономразвития России включены 56 национальных туристических маршрута, из которых только 4 являются межрегиональными проектами, реализуемыми в общей сложности в 14 регионах, Ленинградская область входит сразу в два маршрута «Государева дорога» и «Энергия Ладоги» (табл.).

Таблица

Межрегиональные национальные туристские маршруты [1]

Название

Регионы

Описание маршрута

№ 7 «Государева дорога»

Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Новгородская и Тверская области

Туристам предлагается повторить путь царских особ и посетить города Москва, Клин, Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Великий Новгород, Любань, Тосно, Гатчина, С.-Петербург, деревни Шахматово, Василево, село Марьинское, поселки Круженкино и Крестцы. Осмотр старинных усадеб, музеев, дворцов, мастерских. 1 место в ТОП-10 национальных маршрутов по продажам. Продолжительность 6 дней / 5 ночей, стоимость на 1 чел. 49 900 руб.

№ 22 «Сибирские каникулы»

Республика Хакасия, Красноярский край, Республика Тыва

Туристам предлагается познакомиться с бытом кочевников и посетить природные парки и города Абакан, Саяногорск и Кызыл. Осмотр курганов, буддийских святынь, юрт, сплав по рекам, поход в горы. Продолжительность 8 дней / 7 ночей, стоимость на 1 чел. 65 000 руб.

№ 43 «Великий Волжский путь»

Республика Татарстан, Республика Марий Эл, Чувашская Республика

Туристам предлагается познакомиться с наследием Великого Волжского пути и посетить города Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола. Осмотр культурных и природных достопримечательностей, дегустация блюд национальной кухни. Продолжительность 4 дня / 3 ночи, стоимость на 1 чел. 55 960 руб.

№ 56 «Энергия Ладоги»

Ленинградская область, Республика Карелия

Туристам предлагается путешествие вокруг Ладожского озера с посещением городов Приозерск, Сортавала, Лодейное поле, поселка Рускеала, двух сел Старая Слобода и Старая Ладога. Посещение заповедных мест, горного парка, крепости, монастыря, знакомство с карельским бытом и фольклором. Продолжительность 4 дня / 3 ночи, стоимость на 1 чел. 61 900 руб.

По данным таблицы следует, что два (№ 22 и № 56) из четырех межрегиональных маршрутов ориентированы на экологический туризм и проходят по местам, не характерным для промышленного туризма. Концепция маршрута «Великого Волжского пути» (№ 43) ориентирована на рекреационные ресурсы и знакомство гостей с разнообразием культур, национальной кухней и традициями народов Поволжья. Маршрут является зонтичным брендом для 14 направлений туристских маршрутов. Несмотря на то, что в регионах есть интересные для туристов объекты показа – автомобильный завод «КАМАЗ» и Вертолетный завод в Казани, Музей истории трактора и экскурсии на мусороперегрузочной станции АО «Ситиматик» в Чебоксарах, фабрика развивающих игрушек Alatoys в Йошкар-Оле – в планах развитие на маршрутах экологического, сельского и детского туризма. Проект промтуризма в 2020 г. разрабатывался только в Чувашской республике, но развития не получил. Согласно индексу туристской привлекательности регионов России, в 2024 г. места распределены следующим образом (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Индекс туристской привлекательности регионов России-2024, по которым проходят межрегиональные национальные туристские маршруты. Составлено автором по [2]

Наиболее перспективным для развития промышленного туризма является национальный маршрут № 7 «Государева дорога», проходящий по развитым промышленным регионам и имеющий наибольшее, по сравнению с другими маршрутами, количество объектов показа промтуризма. На каждом из маршрутов отмечается неравномерность распределения индекса. Так, на маршрутах «Сибирские каникулы» и «Великий Волжский путь» особо привлекательными для туристов являются Красноярский край и Республика Татарстан соответственно. На маршруте «Энергия Ладоги» привлекательными для туристов в равной степени являются оба региона – Ленинградская область и республика Карелия. Но если рассматривать их как часть маршрута «Государева дорога», то данные регионы проигрывают Московской области, Санкт-Петербургу и Москве как традиционно более привлекательным регионам для туристов. Среднее значение индекса в 2024 г. составляет 0,40. Выше среднего значения только 4 региона из 14. Следовательно, на трех из четырех межрегиональных маршрутах присутствует диспропорция туристкой привлекательности по масштабам развития туриндустрии, состоянию инфраструктуры, уровню управления туристской привлекательностью и др.

Следует учитывать также экспертное мнение Росстата, представленное балансом оценки спроса на услуги в сфере внутреннего туризма (рис. 2).

image.png

Рис. 2. Поквартальная оценка спроса на услуги в сфере внутреннего туризма в период с 2022 по 2025 гг. [4; 5, с. 56-65]

Данные рисунка 2 подтверждают наличие цикличного спроса в сфере внутреннего туризма с подъемом во 2-3 кварталах и спадах в 1 и 4 кварталах. На рассматриваемых межрегиональных маршрутах, проходящих по Северо-западному федеральному округу сложно изменить сложившуюся цикличность из-за климатических условий (холодная зима и дождливая осень традиционно характеризуются спадом туристической активности). Чтобы привлечь туристов в 1 и 4 квартале, нужно развивать всесезонные курорты и предлагать полноценные индустриальные туры.

 Оценивая межрегиональные туристские маршруты, следует обратить внимание и на тот факт, что они находятся в границах 12 туристских макротерриторий, утвержденных Правительством РФ с учетом потенциала развития туризма в России, представленных в [3, 4].

По административному делению туристские макротерритории не соответствуют границам макрорегионов, и либо занимают часть макрорегиона (до 50% субъектов), либо охватывают части нескольких макрорегионов. Причина в том, что при формировании перечня туристских макротерриторий разработчики объединяли субъекты РФ по муниципальным образованиям, которые являлись привлекательными с точки зрения развития туризма как для отечественных, так и для туристов, приезжающих из-за рубежа (принцип единого туристского маршрута, в котором совмещена совокупность точек притяжения туристов). При формировании туристских макротерриторий также были рассмотрены такие критерии, как объем въездного туристского потока, количество объектов ЮНЕСКО, объем туристских услуг, темп прироста числа размещенных туристов в коллективных средствах размещения [5, с. 56-65].

Маршрут «Государева дорога» проходит по 6 из 8 регионов макротерритории «Из г. Москвы в г. Санкт-Петербург», в то время как в Центральный и северо-западный регионы входят 21 субъект РФ. Развитие промтуризма на маршруте «Государева дорога» имеет потенциал роста, если концепции новых маршрутов рассматривать в контексте развития всех 8 регионов макротерритории и, в дальнейшем, самого масштабного из современных межрегиональных проектов – маршрута «Серебряное ожерелье России». Основные города маршрутов отмечены на рисунке 3.

image.png

Рис. 3. Федеральный туристический проект «Серебряное кольцо России» и маршрут «Государева дорога» на карте 

Маршрут раскрывает уникальность и аутентичность Русского Севера. В него входят 11 субъектов РФ, протяженность маршрута составляет свыше 3000 км. Самая западная точка «Серебряного кольца» – Калининградская область, восточная – Ненецкий автономный округ.

В рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в целях предсказуемости развития туристической инфраструктуры и повышения привлекательности для инвесторов компания «ПроГород» в 2022–2024 гг. разрабатывала туристические мастер-планы макротерриторий и схему развития туризма России. Например, разработана схема туристского мастер-плана по направлению макрорегиона «Из г. Москва в г. Санкт-Петербург», куда вошли не только две столицы, но и 6 субъектов между ними [6, с. 68-77], чтобы предложить варианты переформатирования турпотока из транзитного в туристический.

Ряд исследователей отмечает важность мастер-планов для предварительной оценки туристического потенциала регионов перед формированием межрегионального туристического маршрута, чтобы выявить наиболее сильные факторы, которые и сделают его конкурентоспособным [7, с. 134-140; 8; 9, с. 377-391]. Подобная оценка позволит выделить, исходя из наличия объектов показа, инфраструктуры, в том числе транспортной, те виды туризма, развитие которых не потребует дополнительных государственных вложений. Такой подход позволит не только сконцентрироваться на определенных видах туризма, но и обеспечит достижение высоких результатов.

Отметим, что особенность межрегиональных национальных туристских маршрутов в том, что в их рамках активно развиваются региональные туристические маршруты, направленные на позиционирование и продвижение туристического потенциала конкретного региона, демонстрация его уникальности и соответствия ряду основополагающих критериев, среди которых всесезонность туризма, единая концепция с национальным маршрутом, наличие фирменного логотипа и символики, соответствие стандартам туристских услуг и т. д. Например, концепция бренда «Великий Новгород – Родина России» опирается на исторический факт призвания новгородцами в 862 г. на княжение легендарного варяжского князя Рюрика, основателя первой княжеской династии, правившей на Руси более 700 лет. Именно эта дата и считается отправной точкой в формировании российской государственности, о чем свидетельствует Указ Президента РФ о проведении празднования 1150-летия России в 2012 г. Информационный повод федерального уровня закрепил позиционирование Великого Новгорода в статусе Родины России в сознании широких слоев населения. Разработан комплекс мер по интеграции территориальных ресурсов в туристическую межрегиональную деятельность, которая позволяет использовать ресурсы территории с высокой доходностью [10].

Выводы

Межрегиональные проекты сложные, поэтому при их создании (в первую очередь технологически и концептуально) следует учитывать:

  1. Организационные изменения: туроператорам необходима отвечающая за проект структурная единица, например отдел по связям и сотрудничеству с органами исполнительной власти, экспертами и партнерами;
  2. Проектный подход: создание межрегиональных программ на внутреннем туристском рынке целесообразно осуществлять на принципах проекта по единому концептуальному алгоритму;
  3. Кластерный подход к территориальному планированию межрегионального маршрута: туристская дестинация состоит из отдельных кластеров, в которых сосредоточена туристская привлекательность для определенной целевой аудитории путешественников. Использование сложившейся кластерной инфраструктуры и схемы организационного взаимодействия позволит экономить на издержках.

Список литературы

  1. Национальные туристические маршруты // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/reestry_turizm/nacionalnye_turisticheskie_marshruty/?ysclid=mb6xahwp6o698130347 (дата обращения: 11.07.2025).
  2. Индекс туристской привлекательности регионов России-2024. URL: https://russiacb.com/upload/iblock/e98/46p8eqt8qvn1b3083o3bgreav9im0exl.pdf (дата обращения: 11.07.2025).
  3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2439 (ред. от 16.12.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» // База документов информационно-правовой системы ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/403336467/? ysclid=m5preyw030550583611 (дата обращения: 11.07.2025).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://base.garant.ru/72174066/ (дата обращения: 11.07.2025).
  5. Варивода В.С. Туризм как приоритетное направление пространственного развития регионов Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16. № 5(102). С. 56-65.
  6. Беклямишев М.О. Проблемы и перспективы развития межрегиональных туристских программ // Вестник индустрии гостеприимства: междунар. науч. сб. СПб.: СПбГЭУ, 2024. С. 68-77.
  7. Бакеев Д.А. Разработка мастер-планов как фактор успешного развития туризма в регионах (на примере Московской области) // ХХХIII международные Плехановские чтения: сб. ст. аспирантов и молодых ученых. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. С. 134-140.
  8. Путеводитель по городам российской энергетики. URL: https://eplus.media/spec projects/energid (дата обращения: 11.07.2025).
  9. Пенкина Н.В. Мастер-план как основа формирования туристской территории // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 7. С. 377-391.
  10. Региональные, муниципальные, территориальные бренды Новгородской области // Министерство промышленности и торговли Новгородской области. URL: https://minpromtorg.novreg.ru/userfiles/ (дата обращения: 11.07.2025).

Поделиться

8

Беклямишев М. О. Анализ перспектив развития промышленного туризма на межрегиональных национальных туристических маршрутах России // Актуальные исследования. 2025. №27 (262). URL: https://apni.ru/article/12632-analiz-perspektiv-razvitiya-promyshlennogo-turizma-na-mezhregionalnyh-nacionalnyh-turisticheskih-marshrutah-rossii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа