Китайские производители электромобилей в последние годы активно расширяют свое присутствие на мировом рынке. Такие компании, как BYD, NIO, XPeng, Geely и SAIC, демонстрируют стремительный рост не только внутри Китая, но и за его пределами. Их международные стратегии отличаются гибкостью, агрессивным ценообразованием и адаптацией к локальным рынкам. В этой статье рассмотрим ключевые особенности глобальной экспансии китайских брендов.
Китайские автопроизводители активно наращивают экспорт электромобилей в Европу, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Ближний Восток. Однако вместо простых поставок готовых автомобилей они все чаще выбирают локализацию производства. BYD строит заводы в Таиланде, Бразилии и Венгрии. SAIC (MG) уже производит автомобили в Индии и Индонезии. NIO развивает сеть зарядных станций в Европе перед запуском местного производства. Это позволяет снижать логистические издержки и избегать высоких пошлин [1, с. 21-38].
Китайские электромобили часто предлагают больше технологий за меньшие деньги по сравнению с западными аналогами. Например, BYD Atto 3 в Европе стоит дешевле, чем Volkswagen ID.4, при сопоставимых характеристиках, MG4 Electric стал одним из самых доступных электромобилей в Великобритании.
Государственные субсидии и масштабы производства в Китае позволяют удерживать низкие цены. Китайское правительство активно стимулирует производство и покупку электромобилей через различные финансовые и регуляторные меры.
До 2022 года китайские автопроизводители получали прямые выплаты за каждый выпущенный электромобиль (до 30000 юаней, около $4200 за машину). Сейчас субсидии сокращаются, но заменяются налоговыми льготами и поддержкой НИОКР [3, с. 78-81].
Правительство Китайской Народной Республики также активно внедряет льготы для покупателей электромобилей: отменяется налог на покупку электромобилей (10% экономии для потребителей), предоставляются бесплатные или льготные автомобильные номера, используются субсидии на установку домашних зарядных станций.
Государство финансирует сеть зарядных станций (Китай имеет >2 млн пунктов зарядки, что составляет около 60% от общемирового количества пунктов зарядки). Для производителей батарей и компонентов к ним доступны льготные кредиты. За счет господдержки китайские компании могут снижать себестоимость электромобилей и предлагать их дешевле, чем конкуренты из США и Европы.
Китай – крупнейший в мире рынок электромобилей (продажи в 2023 году составили около 8 млн электромобилей). Местные производители достигают экономии за счет объема, что позволяет снижать затраты. Эффект масштаба проявляется фактически на всех этапах производства электромобилей, охватывая не только стадию сборки, но и стадии добычи сырья и изготовления компонентов [1, с. 21-38].
Китай контролирует >70% мирового производства аккумуляторов (CATL, BYD, CALB – крупнейшие китайские производители батарей и компонентов к ним). Крупные заказы обеспечивают скидки на батареи (например, BYD производит свои «Blade Battery» дешевле, чем конкуренты закупают у сторонних поставщиков).
Локальные цепочки поставок (90% компонентов делается в Китае) сокращают логистические издержки. Высокая степень локализации производства обеспечивает независимость от зарубежных поставщиков и стабильность производственных цепочек.
Крупные фабрики (например, предприятие Tesla в Шанхае или заводы BYD) выпускают сотни тысяч машин в год, распределяя постоянные затраты на большее число единиц продукции. В свою очередь, автоматизация и роботизация снижают потребность в дорогостоящей рабочей силе, а в рамках масштабного производства автоматизация и роботизация проводятся с высокой эффективностью.
Китайские бренды, стремясь к технологической унификации, используют модульные платформы (например, Geely SEA или BYD e-Platform 3.0), что позволяет выпускать разные модели на одной базе с минимальными доработками [2, с. 73-84].
Чем больше электромобилей выпускает компания, тем ниже себестоимость одной машины – это дает возможность снижать розничные цены без потери прибыли. Сравнительные преимущества китайского производителя приведены в таблице (табл.).
Таблица
Сравнительный анализ положения китайского и немецкого производителей электромобилей
Параметр | BYD (Китай) | Volkswagen (Германия) |
Господдержка | Субсидии, льготные кредиты, налоговые каникулы | Ограниченные субсидии, высокие налоги |
Производственные масштабы | Более 3 млн электромобилей в год (крупнейший в мире производитель) | Около 500000 электромобилей в год |
Стоимость батарей | Собственное производство (Blade Battery) | Закупка у CATL/LG по рыночным ценам |
Логистика | Локальные поставщики, дешевая рабочая сила | Глобальные цепочки, высокие зарплаты в Европейском Союзе |
Итоговая цена | Электромобиль BYD Atto 3 в Европе – от €38000 | Электромобиль VW ID.4 в Европе – от €43000 |
Благодаря государственным субсидиям, льготам и огромным производственным масштабам китайские производители электромобилей могут снижать себестоимость электромобилей на 20–30% по сравнению с западными брендами, быстро наращивать объемы и выходить на новые рынки, а также активно инвестировать в технологии (новые виды батарей, внедрение автономного вождения), оставаясь ценовыми лидерами.
Совокупные преимущества китайских электромобилей делают китайские электромобили одними из самых доступных в мире и усиливает их конкуренцию с Tesla, Volkswagen и другими глобальными игроками [2, с. 73-84].
Китайские компании делают ставку на высокотехнологичные решения. BYD разрабатывает собственные аккумуляторы (Blade Battery) и чипы. NIO предлагает сменные батареи (Battery Swap) и премиальный сервис. XPeng внедряет автономное вождение уровня 4. Это помогает привлекать покупателей, ценящих инновации.
Для ускорения выхода на новые рынки китайские бренды активно сотрудничают с местными компаниями. Geely владеет Volvo и Polestar, используя их дистрибуционные сети. BYD работает с европейскими дилерами и арендными сервисами. NIO создает совместные предприятия в Европе. Это снижает барьеры для входа и повышает доверие потребителей.
Несмотря на стереотипы о «дешевых китайских товарах», производители электромобилей активно работают над репутацией. Участие в международных автосалонах (IAA Mobility, Paris Motor Show), высокие оценки безопасности (Euro NCAP) и активная маркетинговая политика с участием знаменитостей выступают инструментами формирования репутации.
Китайские производители электромобилей используют комплексную стратегию: экспорт и локализация, демпинг цен, технологические инновации и партнерства. Благодаря этому они быстро завоевывают долю рынка и становятся серьезными конкурентами для Tesla, Volkswagen и Toyota. В ближайшие годы их влияние на глобальном авторынке будет только расти.