Главная
АИ #28 (263)
Статьи журнала АИ #28 (263)
Особенности международных стратегий китайских производителей электромобилей

Особенности международных стратегий китайских производителей электромобилей

14 июля 2025

Научный руководитель

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

электромобили
китайские производители

Аннотация статьи

В статье рассматриваются стратегии китайских производителей электромобилей и преимущества, обеспечиваемые реализацией данных стратегий.

Текст статьи

Китайские производители электромобилей в последние годы активно расширяют свое присутствие на мировом рынке. Такие компании, как BYD, NIO, XPeng, Geely и SAIC, демонстрируют стремительный рост не только внутри Китая, но и за его пределами. Их международные стратегии отличаются гибкостью, агрессивным ценообразованием и адаптацией к локальным рынкам. В этой статье рассмотрим ключевые особенности глобальной экспансии китайских брендов.

Китайские автопроизводители активно наращивают экспорт электромобилей в Европу, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Ближний Восток. Однако вместо простых поставок готовых автомобилей они все чаще выбирают локализацию производства. BYD строит заводы в Таиланде, Бразилии и Венгрии. SAIC (MG) уже производит автомобили в Индии и Индонезии. NIO развивает сеть зарядных станций в Европе перед запуском местного производства. Это позволяет снижать логистические издержки и избегать высоких пошлин [1, с. 21-38].

Китайские электромобили часто предлагают больше технологий за меньшие деньги по сравнению с западными аналогами. Например, BYD Atto 3 в Европе стоит дешевле, чем Volkswagen ID.4, при сопоставимых характеристиках, MG4 Electric стал одним из самых доступных электромобилей в Великобритании.

Государственные субсидии и масштабы производства в Китае позволяют удерживать низкие цены. Китайское правительство активно стимулирует производство и покупку электромобилей через различные финансовые и регуляторные меры.

До 2022 года китайские автопроизводители получали прямые выплаты за каждый выпущенный электромобиль (до 30000 юаней, около $4200 за машину). Сейчас субсидии сокращаются, но заменяются налоговыми льготами и поддержкой НИОКР [3, с. 78-81].

Правительство Китайской Народной Республики также активно внедряет льготы для покупателей электромобилей: отменяется налог на покупку электромобилей (10% экономии для потребителей), предоставляются бесплатные или льготные автомобильные номера, используются субсидии на установку домашних зарядных станций.

Государство финансирует сеть зарядных станций (Китай имеет >2 млн пунктов зарядки, что составляет около 60% от общемирового количества пунктов зарядки). Для производителей батарей и компонентов к ним доступны льготные кредиты. За счет господдержки китайские компании могут снижать себестоимость электромобилей и предлагать их дешевле, чем конкуренты из США и Европы.

Китай – крупнейший в мире рынок электромобилей (продажи в 2023 году составили около 8 млн электромобилей). Местные производители достигают экономии за счет объема, что позволяет снижать затраты. Эффект масштаба проявляется фактически на всех этапах производства электромобилей, охватывая не только стадию сборки, но и стадии добычи сырья и изготовления компонентов [1, с. 21-38].

Китай контролирует >70% мирового производства аккумуляторов (CATL, BYD, CALB – крупнейшие китайские производители батарей и компонентов к ним). Крупные заказы обеспечивают скидки на батареи (например, BYD производит свои «Blade Battery» дешевле, чем конкуренты закупают у сторонних поставщиков).

Локальные цепочки поставок (90% компонентов делается в Китае) сокращают логистические издержки. Высокая степень локализации производства обеспечивает независимость от зарубежных поставщиков и стабильность производственных цепочек.

Крупные фабрики (например, предприятие Tesla в Шанхае или заводы BYD) выпускают сотни тысяч машин в год, распределяя постоянные затраты на большее число единиц продукции. В свою очередь, автоматизация и роботизация снижают потребность в дорогостоящей рабочей силе, а в рамках масштабного производства автоматизация и роботизация проводятся с высокой эффективностью.

Китайские бренды, стремясь к технологической унификации, используют модульные платформы (например, Geely SEA или BYD e-Platform 3.0), что позволяет выпускать разные модели на одной базе с минимальными доработками [2, с. 73-84].

Чем больше электромобилей выпускает компания, тем ниже себестоимость одной машины – это дает возможность снижать розничные цены без потери прибыли. Сравнительные преимущества китайского производителя приведены в таблице (табл.).

Таблица

Сравнительный анализ положения китайского и немецкого производителей электромобилей

Параметр

BYD (Китай)

Volkswagen (Германия)

Господдержка

Субсидии, льготные кредиты, налоговые каникулы

Ограниченные субсидии, высокие налоги

Производственные масштабы

Более 3 млн электромобилей в год (крупнейший в мире производитель)

Около 500000 электромобилей в год

Стоимость батарей

Собственное производство (Blade Battery)

Закупка у CATL/LG по рыночным ценам

Логистика

Локальные поставщики, дешевая рабочая сила

Глобальные цепочки, высокие зарплаты в Европейском Союзе

Итоговая цена

Электромобиль BYD Atto 3 в Европе – от €38000

Электромобиль VW ID.4 в Европе – от €43000

Благодаря государственным субсидиям, льготам и огромным производственным масштабам китайские производители электромобилей могут снижать себестоимость электромобилей на 20–30% по сравнению с западными брендами, быстро наращивать объемы и выходить на новые рынки, а также активно инвестировать в технологии (новые виды батарей, внедрение автономного вождения), оставаясь ценовыми лидерами.

Совокупные преимущества китайских электромобилей делают китайские электромобили одними из самых доступных в мире и усиливает их конкуренцию с Tesla, Volkswagen и другими глобальными игроками [2, с. 73-84].

Китайские компании делают ставку на высокотехнологичные решения. BYD разрабатывает собственные аккумуляторы (Blade Battery) и чипы. NIO предлагает сменные батареи (Battery Swap) и премиальный сервис. XPeng внедряет автономное вождение уровня 4. Это помогает привлекать покупателей, ценящих инновации.

Для ускорения выхода на новые рынки китайские бренды активно сотрудничают с местными компаниями. Geely владеет Volvo и Polestar, используя их дистрибуционные сети. BYD работает с европейскими дилерами и арендными сервисами. NIO создает совместные предприятия в Европе. Это снижает барьеры для входа и повышает доверие потребителей.

Несмотря на стереотипы о «дешевых китайских товарах», производители электромобилей активно работают над репутацией. Участие в международных автосалонах (IAA Mobility, Paris Motor Show), высокие оценки безопасности (Euro NCAP) и активная маркетинговая политика с участием знаменитостей выступают инструментами формирования репутации.

Китайские производители электромобилей используют комплексную стратегию: экспорт и локализация, демпинг цен, технологические инновации и партнерства. Благодаря этому они быстро завоевывают долю рынка и становятся серьезными конкурентами для Tesla, Volkswagen и Toyota. В ближайшие годы их влияние на глобальном авторынке будет только расти.

Список литературы

  1. Бабаев К.В., Сазонов С.Л., Ильинская И.Д. (2023). Развитие автомобильной промышленности КНР и ее перспективы на международном рынке. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, (3), С. 21-38.
  2. Гомулина А.А., Горшков И.А. (2024). Особенности деятельности китайских производителей электромобилей в ЕС: механизмы, барьеры, перспективы. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, (5), С. 73-84.
  3. Синицын М.В. (2024). Мировой опыт эволюции господдержки электрификации дорожного транспорта: от стимулирования продаж электромобилей до интеграции нефтяных моторных топлив в рынок углерода. Инновации и инвестиции, (2), С. 78-81.

Поделиться

31

Тутова Э. А. Особенности международных стратегий китайских производителей электромобилей // Актуальные исследования. 2025. №28 (263). URL: https://apni.ru/article/12638-osobennosti-mezhdunarodnyh-strategij-kitajskih-proizvoditelej-elektromobilej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа