Введение
В связи с непростыми геополитическими событиями на мировой арене, а также введением большого числа антироссийских санкций, с российского рынка ушло множество иностранных брендов. У россиян, желающих приобрести автомобиль, есть несколько вариантов: купить в России автомобиль отечественного или китайского бренда в автосалоне и с гарантией; купить автомобиль иностранного производителя с пробегом на вторичном рынке; или же приобрести автомобиль, ввезённый в Россию из соседних стран (в том числе брендов, ушедших с российского рынка), но без гарантии официального дилера и заплатить таможенные пошлины с утилизационным сбором.
В данной статье будет проведён сравнительный анализ с использованием многокритериального метода и принципа доминирования, которые продемонстрируют возможность определить наиболее выгодный вариант приобретения автомобиля.
Сравнительный анализ наиболее выгодного варианта приобретения нового автомобиля с использованием многокритериального метода и принципа доминирования
Многокритериальный метод сравнения предполагает собой сравнение различных вариантов по нескольким определённым критериям. В качестве таких критериев в данной статье предлагается выбрать:
- класс приобретаемого автомобиля. Предлагается учитывать наиболее распространённую в России европейскую классификацию автомобилей [1], которая учитывает принадлежность автомобиля к классу в зависимости от габаритов и объёма двигателя, а также учитывает уровень комфортности и оснащения. Чем выше класс – тем более крупный, мощный и оснащённый автомобиль.
- Начальную стоимость автомобиля (при использовании сравнения в данной статье предполагается, что для автомобилей, официально продаваемых на территории РФ – это стоимость, за которую его приобретает владелец; для автомобилей, ввезённых из соседних дружественных государств – это начальная стоимость автомобиля на территории этих государств, переведённая на российскую валюту. В данном случае перевод осуществляется с тенге на рубли по курсу на 22.06.2025 [2]);
- Итоговая стоимость автомобиля (для автомобилей, официально продаваемых на территории РФ она совпадает с начальной стоимостью; для автомобилей, приобретаемых на территории Республики Казахстан – это стоимость после уплаты дополнительных затрат, связанных с ввозом автомобиля из другой страны);
- Наличие официальной гарантии дилера на автомобиль (как правило, при приобретении автомобиля на иностранной территории, дилер не обязуется обслуживать этот автомобиль на территории РФ и не всегда его можно будет обслужить, даже приехав в страну, где был куплен этот автомобиль);
- Опыт эксплуатации основных технических решений автомобиля. Учитывает, как долго производятся основные узлы и агрегаты автомобиля данной модели;
- Мощность, л.с;
- Габариты автомобиля (ДхШхВ), мм;
- Тип коробки передач: автоматическая (АКПП), механическая (МКПП), вариатор, роботизированная. Предполагается, что автомобиль с МКПП является менее комфортным для вождения и требует большего числа движений водителя, чем другие типы КПП;
- Привод автомобиля (передний, задний или полный);
- Дополнительные риски, которые могут быть связаны с рисками мошенничества и непрозрачностью процедур оформления.
В качестве сравниваемых автомобилей предлагается выбрать 3 наиболее популярных на Российском рынке, а также 2 автомобиля из наиболее популярных на рынке Казахстана.
По данным на май 2025 года, наиболее популярные автомобили на российском рынке в ценовой категории 2,5 млн рублей [3]:
- Lada Granta (12033 автомобиля);
- Lada Vesta (6559 автомобилей);
- Haval jolion (4586 автомобилей).
По данным на февраль 2025 года наиболее популярные автомобили в ценовой категории до 2,5 млн рублей на рынке Казахстана [4]:
- Chevrolet Cobalt (1776 автомобилей);
- Hyunday Tucson (1734 автомобиля);
- Hyunday Elantra (960 автомобилей).
Также в последние года на рынке Казахстана лидирует марка Hyunday [4].
Для рассмотрения автомобилей из России предлагается выбрать из рейтинга: Lada Granta в комплектации #CLUB EnjoY[5]; Lada Vesta в комплектации Techno’24 [6] и Haval jolion в комплектации Tech+ [7].
Для рассмотрения автомобилей, приобретаемых в Казахстане, предлагается также выбрать автомобили, присутствующие в рейтинге: Hyunday Tucson в комплектации Comfort [8] и Hyunday Elantra в комплектации Active [9].
Особенность ввоза машины из Казахстана состоит в том, что он и Россия состоят в едином таможенном пространстве, а это значит, что если автомобиль ввозится в Россию для личного пользования и не предназначен для перепродажи в течение одного года с момента приобретения, то владельцу нужно заплатить лишь льготный утилизационный сбор. Льготным утилизационным сбором можно воспользоваться при соблюдении следующих условий [10]:
- автомобиль приобретается физическим лицом;
- автомобиль приобретается для личного пользования и не предполагает перепродажи в течение 1 года с момента приобретения;
- в течение 1 года физическое лицо больше не будет ввозить другие автомобили;
- объём двигателя автомобиля составляет не более 3 литров.
Утилизационный сбор – это платеж, взимаемый государством при ввозе или производстве транспортного средства, который гарантирует финансирование будущей переработки этого автомобиля после окончания его срока службы. Представляет собой не просто налог, а механизм, направленный на предотвращение загрязнения окружающей среды [11].
Стоимость льготного утилизационного сбора для автомобилей, ввозимых из Казахстана (при условии, что автомобиль растаможен в Казахстане) для физических лиц в 2025 году приведена в таблице 1.
Таблица 1
Стоимость льготного утилизационного сбора для физических лиц на ввоз авто из Казахстана в РФ [10]
Возраст автомобиля | Стоимость, руб. |
До 3-х лет | 3400 |
Старше 3-х лет | 5200 |
Также стоит обратить внимание, что ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства) для автомобилей, ввозимых в Россию, также требует дополнительных затрат около 35000 рублей.
Вместе с этим есть ещё один важный момент: свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС или ОТТС) не всегда имеется у дилера, и его в таком случае нужно будет получать дополнительно в российской лаборатории. Стоимость составляет около 25000 рублей [10].
Немаловажным также является отметить, что на автомобильном рынке Казахстана в последние несколько лет выстраиваются большие очереди за автомобилями и имеется большой спрос на них, в связи с чем, по информации некоторых сайтов, имеются следующие риски [10]:
- отличается цена, указанная на сайте и по факту у дилера;
- отличаются комплектации на сайте дилера и по факту;
- автосалоны могут отказать в продаже автомобиля физическим лицам из России, если у них нет гражданства Республики Казахстан или вида на жительство там;
- может потребоваться помощь в приобретении автомобиля, который сначала нужно будет оформить на гражданина Казахстана, а потом перепродать уже российскому покупателю, что потребует дополнительных расходов и рисков;
- иногда бывает тяжело уследить за прозрачностью, законностью и учесть все формальные процедуры.
Следует учитывать и расходы на перелёт и жильё на время приобретения автомобиля в другой стране.
Характеристики различных автомобилей при различных вариантах приобретения в России и в Казахстане указаны в сводной таблице 2 [2, 5, 6, 7, 8, 9, 10].
Таблица 2
Итоговое сравнение автомобилей из РФ или Казахстана в бюджете 2,5 млн рублей
Модель | Lada Granta | Lada Vesta | Haval Jolion | Hyunday Tucson | Hyunday Elantra |
Страна приобретения | Россия | Россия | Россия | Казахстан | Казахстан |
Страна-производитель | Россия | Россия | Китай | Корея | Корея |
Класс авто | B | B | B-SUV | C-SUV | C |
Мощность двигателя, л.с. | 106 | 122 | 150 | 150 | 115 |
Объём двигателя, л. | 1.6 | 1.8 | 1.5 | 2.0 | 1.5 |
Начальная стоимость, руб. | 1269000 | 1966000 | 2449000 | 2128000 | 1693000 |
Утилизационный сбор | - | - | - | 3400 | 3400 |
Доп. расходы на ЭПТС и ОТТС, руб. | - | - | - | 60000 | 60000 |
Итоговая стоимость, руб. | 1269000 | 1966000 | 2449000 | 2191400 | 1756400 |
Наличие официальной гарантии дилера | Да | Да | Да | Нет | Нет |
Габариты (ДхШхВ), м | 4,27х1,7х1,5 | 4,44х1,76х1,5 | 4,47х1,87х1,58 | 4,63х1,87х1,67 | 4,65х1,83х1,43 |
Тип коробки передач | МКПП | АКПП | Робот | АКПП | Вариатор |
Привод | Передний | Передний | Полный | Полный | Передний |
Наличие доп. рисков | - | - | - | Да | Да |
Таким образом, по таблице выбранных характеристик видно, что в располагаемом бюджете на автомобиль в 2,5 млн рублей наиболее технологически оснащённую комплектацию выгоднее приобрести в Республике Казахстан и ввести в Россию, уплатив таможенные сборы.
Но подобное заключение может являться весьма противоречивым – ведь одно дело рассматривать «в лоб» технические характеристики автомобиля, другое дело – учитывать риски и дополнительные расходы на перелёт и проживание в другой стране на время приобретения автомобиля, а также отсутствие официальной гарантии.
В подобных неоднозначных и противоречивых ситуациях правильным решением будет перейти к методу сравнения по доминирующему показателю. Этот метод основывается на том, что при наличии множества критериев сравнения, в частности, противоречивых, выбираются наиболее важные критерии для принимающего решение.
В качестве доминирующего показателя предлагается выбрать показатель надёжности, который объединяет в себе:
- наличие или отсутствие дополнительных рисков, связанных с приобретением автомобиля;
- изученность и накопленный опыт использования технологических решений, применяемых в автомобилях;
- наличие или отсутствие гарантии официального дилера.
При выборе данных показателей в качестве доминирующих, очевидно, что наиболее надёжным вариантом покупки автомобиля будет приобретение у официального дилера на территории России, так как здесь имеется официальная гарантия на автомобиль и отсутствует более тяжёлая процедура оформления документов, присутствующая при ввозе автомобиля из другой страны.
Заключение
В данной статье была продемонстрирована возможность применения многокритериального метода анализа и принципа доминирования на примере определения наиболее выгодного сценария приобретения автомобиля в условиях ограниченного предложения на российском рынке.
Стоит отметить, что сравниваемые автомобили были выбраны лишь исходя из данных по рейтингам наиболее популярных моделей в течение 2025 года, которые приводятся на различных сайтах. Таким образом, основанием для включения автомобилей в список сравнения было их нахождение в рейтингах наиболее популярных и никак не связано с их преимуществами или недостатками по сравнению с другими моделями и марками автомобилей. Данная статья подразумевает лишь демонстрацию применения методов анализа и не связана с углублением в автомобильную тематику.
Результаты и выводы, сделанные на основе проводимого анализа, могут различаться в зависимости от тех критериев, которые мы выбираем для сравнения и от доминирующих показателей, которые могут быть индивидуальны для каждого лица, которому предстоит принять решение сделать тот или иной выбор.
К примеру, если взять за доминирующие показатели техническое оснащение, класс автомобиля, его габариты и комфорт при ограниченном бюджете, то по конкретным приведённым примерам в данной статье будет видно, что в рамках аналогичного бюджета выгоднее ввезти автомобиль по параллельному импорту, уплатив все пошлины и сборы.
Но, если речь идёт об оценке рисков и о безопасном приобретении, которое не повлечёт за собой проблемы с постановкой автомобиля на учёт и проблем с ремонтом и обслуживанием, то, безусловным победителем является вариант приобретения автомобиля у официального дилера в РФ.
В этом и заключается преимущество многокритериального метода и принципа доминирования – их гибкость позволяют принимать оптимальные и наиболее выгодные решения в зависимости от различных обстоятельств и факторов.