Введение
Современное образование трансформируется, это обусловлено цифровыми технологиями. Одним из основополагающих факторов является искусственный, который способствует изменению учебного процесса. ИИ дает возможность персонализировать образовательные траектории, автоматизировать штатные операции и повышать эффективность преподавания и обучения [3, 4]. В работе рассмотрены одни из основных направлений применения ИИ в образовании, практические примеры и потенциальные проблемы.
1. Направления применения искусственного интеллекта в образовании
1.1. Персонализация обучения
ИИ-технологии создают возможность адаптации учебных программ к индивидуальным характеристикам каждого учащегося. Адаптивные платформы анализа изучают скорость приобщения к материалам, выявляют коррекционные вопросы и составляют индивидуальные задания, что способствует более полному пониманию и росту успеваемости [3, 7].
1.2. Автоматизация банальных задач
ИИ облегчает работу преподавателей, занимаясь проверкой домашних заданий, оцениванием тестов и администрированием учебного процесса. Это освобождает время для более творческой и методической работы, включая сопровождение и наставничество студентов [2, 4].
1.3. Повышение вовлеченности и мотивации
ИИ-основанные системы разрабатывают иммерсивные и интерактивные учебные материалы с помощью виртуальной и дополненной реальности технологий. Это позволяет учащимся глубже погружаться в тему и обострять интерес к образованию [6].
2. Экономические примеры использования ИИ в образовательном процессе
В России уже созданы проекты, в которых ИИ используется для сопровождения учебного процесса. Например, в Московской электронной школе разрабатывается адаптивная система «01Математика», которая исследует цифровой след обучения и в подходящее время предлагает поддержку учащимся [8]. Университеты интегрируют ИИ в подготовку студентов, используя конспектировальные инструменты, программные средства для написания кода и создания учебных материалов[5].
В гонконгских школах и школах Нью-Йорка создаются курсы нейросетей, цель которых – научить школьников базовым навыкам сотрудничества с ИИ и чувству Barker, что это влияет на общество [5].
3. Задачи и ограничения по введению ИИ в образование
Искусственный интеллект обладает рядом преимуществ, однако его интеграция в образовательный процесс сопровождается проблемами. Среди данных проблем выделяют - этические вопросы, связанные с конфиденциальностью данных учащихся, возможностью замены живого общения и необходимостью подготовки педагогов к работе с новыми технологиями [8]. Кроме того, не все образовательные учреждения обладают ресурсами и инфраструктурой для полноценного внедрения ИИ.
Заключение
Интеграция искусственного интеллекта в образование приоткроет огромные горизонты роста качества и доступности услуг оказания образования. Персонализация, автоматизация и взаимодействие – основные направления, которые уже перестраивают классическое обучение. Но для воплощения в физическую реальность нужно учитывать технологический, этический и организационный контекст, а также соответствующую подготовку преподавателей и обучающихся в работе с ИИ.