Взаимосвязь административного регламента государственного органа и должностного регламента служащего

Взаимосвязь административного регламента государственного органа и должностного регламента служащего

В статье рассматривается взаимосвязь административного регламента государственного органа и должностного регламента служащего, выражающаяся в общем целевом назначении этих документов, объединении их в общую систему, обеспечивающую сбалансированную работу всего государственного аппарата.

Аннотация статьи
государственный служащий
государственное управление
административный регламент
должностной регламент
государственный орган
Ключевые слова

Ключевым условием эффективного выполнения целей и задач, стоящих перед государственными органами, является правильное представление служащих о круге своих полномочий и деятельности государственного органа в целом. Этому способствует регламентация работы государственных органов и служебной деятельности непосредственных исполнителей функций таких органов.

В юридической литературе принято выделять две формы регламентации деятельности государственной власти: административный регламент государственного органа и должностного регламента служащего такого органа.

Разработка и развитие административных регламентов в России связано с проведением административной реформы (второго ее этапа) и нацелено на оптимизацию принимаемых государственно-управленческих решений, организацию «прозрачного порядка» их подготовки, а также ускоренное оформление необходимых документов и их продвижение по инстанциям органа власти [8 с. 46]. Подготавливаемые федеральными органами исполнительной власти административные регламенты имеют «государственно-правовую природу» и представляют собой нормативные документы, упорядочивающие общественные отношения в сфере осуществления исполнительной и распорядительной деятельности обязательного к исполнению характера [5, с. 112]. В юридической литературе административному регламенту придается статус «комплексного» нормативного правового акта, предусматривающего наряду с очередностью административных процедур (действий) и периодами их реализации, еще и условия взаимодействия органов государственной власти, их структурных подразделений, должностных лиц с физическими и юридическими лицами, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции [1, с. 251]. Иными словами речь идет об основном документе, определяющем функции и методы работы государственного органа, а также устанавливающем процесс взаимодействия структурных подразделений государственного органа между собой и внешними субъектами.

Положения административного регламента находят свое отражение в должностных регламентах государственных служащих, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются его составной частью. Должностной регламент, пришедший на смену должностной инструкции, выступает главным нормативным документом, который организует и упорядочивает деятельности государственного служащего, замещающего соответствующую государственную должность. Принятое более десяти лет назад и актуальное в наше дни Письмо Минздравсоцразвития РФ от 10.08.2005 г. №3855-ВС, устанавливающее правила разработки должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, указывает, что исследуемый документ нацелен на содействие грамотного отбора и распределения кадров, повышения уровня их профессиональной квалификации, повышения качества функционального и технологического разделения труда между специалистами различных уровней. По справедливому замечанию некоторых авторов подзаконный акт дает «несколько описательное» определение должностного регламента [6, с. 181]. Закон предлагает еще более обобщенную характеристику рассматриваемого документа, указывая, что на нем строится профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего (ст. 47). Таким образом, речь идет о ведомственном нормативном акте, устанавливающем круг прав, обязанностей и ответственности определенных государственных служащих в конкретном государственном органе.

Исходя из характеристик исследуемых документов «налицо» тесная взаимосвязь административных регламентов государственных органов и должностных регламентов служащих. Две формы регламентации управленческой деятельности вместе образовывают единую систему, которая обеспечивает согласованную работу всего государственного аппарата. Административный регламент, суть которого заключается в установлении «процедурных» норм, определяющих методы, сроки и очередность совершения действий органом исполнительной власти по исполнению его полномочий и реализации предписаний законов и административных актов [7, с. 171], служит основой положений должностного регламента конкретного государственного служащего. Реализуя в процессе своей профессиональной деятельности определенные административные процедуры (руководствуясь должностным регламентом), государственный служащий получает итоговую картину результата работы всего государственного органа, что соответствует административному регламенту.

Взаимосвязь основополагающих нормативных актов, регламентирующих деятельность государственного органа и служащего, оказывает влияние на эффективность труда последнего, продуктивность его профессиональной служебной деятельности и процесса взаимодействия внутри государственного органа, а также с внешними субъектами, что в конечном итоге направлено на реализацию законных прав граждан [3, с. 21].

Основанный на положениях административного регламента должностной регламент наделяет государственного служащего целым комплексом правомочий, предоставляя возможность для принятия самостоятельных управленческих решений в рамках своей компетенции. Рассматривая взаимосвязь и элементы содержания административных регламентов государственных органов и должностных регламентов государственных служащих нельзя не обратить внимание на проблему отсутствия в указанных документах положений, регламентирующих юридическую ответственность государственных служащих. На остроту данной проблемы ни однократно обращалось внимание в научной литературе [2, с. 38]. Такое положение спровоцировано «нежеланием государственного аппарата сковывать себя правовыми рамками». Юридическая сторона проблемы, пишут О.В. Панина, Л.А. Плотицына, состоит в «пробельности «первоначальных» (первично принятых) нормативных правовых актов управления», то есть в административных регламентах. А должностные регламенты, которые на основании положений Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются составной частью административных, просто дублируют «пробел» в части ответственности должностных лиц за их действия на государственной гражданской службе [6, с. 184]. Закрепление персональной ответственности государственных служащих посредством пересмотра и изменения административных регламентов послужит решением исследуемой проблемы.

Текст статьи
  1. Бомбицкий А.М. Административный регламент и его реализация в сфере внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2016. № 3. С. 248-252.
  2. Буряга В.О. Административные регламенты: некоторые проблемы применения // Юридический мир. 2013. №10. С. 35-39.
  3. Катаева О.В., Муленко Н.В. Современные требования к подготовке административных регламентов в государственном управлении // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. №1. С. 20-24.
  4. Красноглазов А.Ю. Регламентация деятельности органов исполнительной власти как средство повышения эффективности и результативности // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. №1-2. С. 91-97.
  5. Муленко Н.В. Правовой феномен «Административный регламент» в государственном управлении // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. №2. С. 111-117.
  6. Панина О.В., Плотицына Л.А. Процедуры разработки и использования должностных регламентов федеральных государственных служащих // Вестник Тамбовского университета. 2013. №3 (119). С. 181-190.
  7. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. 336 с.
  8. Фионова Л.Р., Крокошева Н.В. Проблемы разработки административных регламентов и пути их решения // Делопроизводство. 2017. № 3. С. 46-54.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 января по 29 января
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
02 февраля
Загрузка в elibrary
02 февраля
Рассылка печатных экземпляров
08 февраля