Главная
АИ #28 (263)
Статьи журнала АИ #28 (263)
Сравнительный анализ методологий обучения искусственному интеллекту для детей и ...

Сравнительный анализ методологий обучения искусственному интеллекту для детей и взрослых

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

искусственный интеллект
обучение ИИ
цифровая грамотность
когнитивное развитие
образовательные методологии
этика ИИ
K-12 образование
обучение взрослых

Аннотация статьи

В статье представлен сравнительный анализ методологий обучения искусственному интеллекту (ИИ) для детей и взрослых с учетом их когнитивных особенностей, предварительных знаний и образовательных целей. Через анализ программ, таких как «Elements of AI», адаптации курса Google по машинному обучению, викторины «Real or AI Quiz» от Britannica Education и школьных инициатив по обучению ИИ, выявлены ключевые принципы формирования грамотности в области ИИ. Исследование подчеркивает необходимость адаптации образовательных подходов к стадиям когнитивного развития, с акцентом на визуальные, интерактивные и практические методы для детей и гибкие, ориентированные на профессиональное применение подходы для взрослых. Результаты показывают, что структурированные учебные пути, интерактивное вовлечение и этическое образование эффективны для всех возрастов, но требуют различной реализации. Предложены рекомендации для педагогов и политиков по созданию эффективных программ обучения ИИ.

Материалы и методы исследования: Исследование основано на сравнительном анализе существующих образовательных программ и научной литературы по обучению ИИ. Были проанализированы программы «Elements of AI», адаптации курса Google по машинному обучению для молодых учащихся, викторина «Real or AI Quiz» от Britannica Education и различные школьные инициативы по обучению ИИ. Количественные данные о результатах обучения были собраны из кейса по викторине «Real or AI Quiz», включающего сравнение точности распознавания ИИ-контента детьми и взрослыми до и после образовательных вмешательств. Анализ проводился с учетом когнитивных теорий развития и принципов андрагогики.

Результаты исследования: Анализ выявил, что дети требуют структурированных, визуальных и интерактивных методов обучения, соответствующих их когнитивным стадиям, тогда как взрослые выигрывают от гибких программ, интегрирующих ИИ с их профессиональным опытом. Количественные данные показали, что взрослые имеют небольшое преимущество в распознавании ИИ-контента (52–73% точности против 43–65% у учащихся средней школы), но образовательные вмешательства значительно улучшают результаты для всех групп (улучшение на 15–21%). Выявлены универсальные принципы, такие как прогрессивная сложность, интерактивность и этическая интеграция, но их реализация варьируется в зависимости от возраста.

Обсуждение и выводы: Эффективное обучение ИИ требует адаптации к когнитивным и практическим потребностям учащихся. Для детей ключевыми являются визуальные и интерактивные методы, поддерживающие развитие абстрактного мышления, тогда как взрослым необходимы программы, связывающие ИИ с их профессиональными контекстами. Этическое образование и понимание социальных последствий ИИ важны для обеих групп, но их сложность должна соответствовать возрасту. Рекомендуется разработка стандартов ИИ-грамотности, инвестиции в подготовку педагогов и устранение технических барьеров для равного доступа к обучению. Исследование подчеркивает важность создания гибких и инклюзивных образовательных программ для подготовки общества к взаимодействию с ИИ.

Текст статьи

Введение

Быстрая интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в повседневную жизнь создала насущную потребность в эффективном обучении ИИ для всех возрастных групп. Данное исследование анализирует различия в методологических подходах к обучению концепциям ИИ детей и взрослых, рассматривая, как стадии когнитивного развития, предварительные знания и цели обучения требуют различных образовательных стратегий. Через анализ примеров, таких как программа «Elements of AI» для взрослых, адаптации курса Google по машинному обучению для молодых учащихся, викторины «Real or AI Quiz» от Britannica Education и различных инициатив по обучению ИИ в школах, исследование определяет ключевые принципы для эффективного развития грамотности в области ИИ на протяжении всей жизни.

По мере того как технологии ИИ продолжают трансформировать общество, способность понимать основы ИИ стала важным компонентом цифровой грамотности. Однако когнитивные и опытные различия между детьми и взрослыми создают значительные вызовы для педагогов, разрабатывающих учебные программы по ИИ. Данное исследование изучает, как эти различия формируют оптимальные методологии обучения, анализируя как теоретические основы, так и практические реализации обучения ИИ для разных возрастных групп.

Результаты показывают, что, хотя определенные основные принципы применимы ко всем возрастным группам, эффективное обучение ИИ требует тщательной адаптации к стадиям развития учащихся, их предварительным знаниям и практическим потребностям. Этот сравнительный анализ предоставляет всестороннюю основу для педагогов, разработчиков учебных программ и политиков, стремящихся внедрить эффективные программы обучения ИИ для разнообразной аудитории.

Когнитивные основы обучения ИИ

Когнитивное развитие детей и пути обучения

Стадии когнитивного развития детей существенно влияют на то, как они воспринимают и понимают концепции ИИ. Исследования по обучению ИИ в школах показывают, что дети выигрывают от конкретных, визуальных и эмпирических подходов к обучению, соответствующих их развивающимся способностям.

Для детей младшего школьного возраста (примерно 5–10 лет) обучение ИИ должно учитывать их конкретно-операциональное мышление. На этом этапе дети испытывают трудности с абстрактными концепциями, но хорошо понимают осязаемые примеры и визуальные представления. Как отмечается в исследованиях по интерактивным образовательным инструментам ИИ, «не связанные с компьютером активности, визуальное программирование на основе блоков и образовательные игры с использованием ИИ» особенно эффективны для этой возрастной группы.

Для учащихся средней школы (примерно 11–13 лет) эффективное обучение ИИ использует их развивающуюся способность к абстрактному мышлению, при этом предоставляя структурированную поддержку. Исследования показывают, что эти учащиеся могут начинать работать с «вводными платформами машинного обучения с упрощенными интерфейсами» и «средами программирования, которые соединяют блочное и текстовое кодирование».

Старшеклассники (примерно 14–18 лет) демонстрируют более развитые способности к абстрактному мышлению, но все еще выигрывают от структурированных подходов к сложным концепциям ИИ. На этом этапе обучение может включать «текстовые среды программирования с библиотеками ИИ» и «кейсы по этике ИИ и рамки для дебатов».

Прогрессивный характер когнитивного развития детей требует последовательной, соответствующей возрасту учебной программы, которая постепенно увеличивает сложность, переходя от конкретных к более абстрактным представлениям концепций ИИ.

Модели обучения взрослых и когнитивные рамки

Взрослые подходят к обучению ИИ с полностью развитыми способностями к абстрактному мышлению, но сталкиваются с другими когнитивными вызовами, связанными с устоявшимися ментальными моделями и шаблонами обучения. Исследования по обучению ИИ взрослых, в частности программы «Elements of AI», показывают, что взрослые выигрывают от образовательных подходов, которые:

Учитывают и опираются на существующие знания: Взрослые приходят к обучению ИИ с устоявшимися рамками понимания технологий, которые могут как способствовать, так и препятствовать новому обучению.

Связаны с практическими приложениями: Взрослые мотивированы релевантностью и практической полезностью, стремясь понять, как концепции ИИ применимы в их профессиональных и личных контекстах.

Устраняют заблуждения: Многие взрослые сформировали представления об ИИ из медиа или ограниченного опыта, что требует образовательных подходов, которые явно устраняют и корректируют заблуждения.

Программа «Elements of AI» иллюстрирует эти принципы, предлагая два различных курса: «Введение в ИИ» для новичков и «Создание ИИ» для тех, кто ищет большую техническую глубину. Этот многоуровневый подход учитывает разнообразие опыта взрослых учащихся, предоставляя четкие пути продвижения.

В отличие от детей, взрослым обычно не требуются конкретные представления для понимания абстрактных концепций, но они выигрывают от связи новой информации с существующими знаниями. Однако это может создавать сложности, когда новые концепции конфликтуют с устоявшимися убеждениями или когда взрослым приходится переучиваться, отказываясь от устаревших представлений о технологиях.

Образовательные подходы: структура и методология

Структурированные пути обучения с прогрессивной сложностью

И детям, и взрослым полезны структурированные пути обучения, которые постепенно увеличивают сложность, хотя реализация существенно различается между возрастными группами.

Для детей структурированные пути обучения часто используют подход с поддержкой, предоставляя значительное руководство на начальном этапе, прежде чем постепенно увеличивать самостоятельность. Как указано в принципах адаптации курса Google по машинному обучению для молодых учащихся, «последовательное развитие навыков: начинать с фундаментальных концепций, прежде чем переходить к более сложным идеям» и «самостоятельный темп продвижения: позволять детям осваивать базовые концепции перед движением вперед» являются ключевыми.

Этот подход согласуется с исследованиями по обучению ИИ в школах, подчеркивающими важность «структурированного обучения как ключевого педагогического подхода, эффективного для всех возрастных групп при обучении концепциям ИИ».

Для взрослых структурированные пути обучения предоставляют больше гибкости, сохраняя при этом логическую последовательность. Программа «Elements of AI» демонстрирует этот подход, предлагая самостоятельное обучение, которое «комбинирует теорию с практическими упражнениями». Хотя взрослые учащиеся могут пропускать разделы на основе предварительных знаний, учебная программа предлагает рекомендуемую последовательность, которая постепенно развивает концептуальное понимание.

Ключевое различие заключается в том, что структурированные пути обучения для детей требуют более мелких шагов с частым подкреплением, тогда как пути для взрослых могут охватывать более широкие концептуальные территории в каждом модуле, предполагая большую способность к самостоятельной интеграции концепций.

Визуальное обучение и интерактивное вовлечение

Интерактивные и визуальные подходы к обучению полезны как для детей, так и для взрослых, но выполняют разные функции для каждой группы.

Для детей визуальные и интерактивные элементы часто являются необходимыми поддерживающими структурами для понимания абстрактных концепций. Викторина «Real or AI Quiz» от Britannica Education иллюстрирует этот подход, используя сравнение изображений бок о бок с направленным анализом: «В реальной версии пятна лягушки гораздо более детализированы, тогда как в версии ИИ пятна гораздо проще». Это визуальное руководство помогает детям развивать навыки наблюдения, которые формируют основу для более абстрактного понимания.

Исследования по обучению ИИ в школах подтверждают это, отмечая, что интерактивные, практические подходы к обучению ИИ показывают положительные когнитивные и эмоциональные результаты для всех возрастных групп, хотя конкретные реализации должны быть адаптированы к стадиям развития.

Для взрослых визуальные и интерактивные элементы служат в основном для повышения вовлеченности и иллюстрации сложных концепций, а не как необходимые когнитивные поддержки. Программа «Elements of AI» использует интерактивные упражнения для закрепления теоретических концепций и поддержания вовлеченности, но взрослые учащиеся обычно могут понять основные принципы без этих визуальных средств.

Курс Google по машинному обучению аналогично использует «анимационные видео, интерактивные визуализации и практические упражнения», которые помогают взрослым учащимся, делая абстрактные концепции более конкретными и увлекательными, хотя эти элементы являются усилителями, а не необходимыми поддержками для понимания.

Практическое применение через примеры из реального мира

Связь концепций ИИ с примерами из реального мира ценна как для детей, так и для взрослых, хотя сложность и контекст этих примеров существенно различаются.

Для детей эффективные примеры из реального мира должны быть:

  • Релевантными их жизненному опыту;
  • Упрощенными без потери точности;
  • Конкретными и наблюдаемыми;
  • Свободными от ненужных технических деталей.

Подход Britannica Education иллюстрирует это, фокусируясь на непосредственных, наблюдаемых характеристиках изображений, созданных ИИ: «Изображения, сгенерированные ИИ, известны включением интенсивных цветов, что часто может быть признаком их нереальности». Это связывает абстрактные концепции ИИ с конкретными визуальными характеристиками, которые дети могут непосредственно наблюдать.

Для взрослых примеры из реального мира могут и должны включать:

  • Профессиональные и отраслевые приложения;
  • Технические детали реализации, когда это уместно;
  • Сложные этические и социальные последствия.

Исторический контекст и прогнозы на будущее

Программа «Elements of AI» использует это, связывая концепции ИИ с реализациями на рабочем месте через «интеграцию с индивидуальными системами управления обучением (LMS)» и «учебные наборы для организационного использования». Этот подход учитывает потребность взрослых применять знания ИИ в конкретных профессиональных контекстах.

Обе возрастные группы выигрывают от примеров, демонстрирующих релевантность ИИ для их жизни, но взрослым обычно требуются более сложные примеры, которые связаны с их устоявшимися знаниями и практическими потребностями.

Проблемы и соображения внедрения

Технические барьеры и ограничения ресурсов

Внедрение обучения ИИ сталкивается с различными техническими барьерами в зависимости от целевой возрастной группы.

Для обучения детей ключевые технические проблемы включают:

  • Ограниченные вычислительные ресурсы во многих образовательных учреждениях;
  • Различный уровень технической поддержки в школах;
  • Проблемы с установкой и обслуживанием специализированного программного обеспечения для ИИ;
  • Необходимость интерфейсов и инструментов, соответствующих возрасту.

Исследования по обучению ИИ в школах отмечают, что «неравный доступ к вычислительным устройствам и надежному интернет-соединению» и «ограничения вычислительной мощности для работы с более сложными моделями ИИ» представляют значительные барьеры.

Для обучения взрослых технические проблемы часто включают:

  • Разнообразный технический опыт и уровни цифровой грамотности;
  • Необходимость платформ, которые подходят для разных устройств и ситуаций с подключением;
  • Интеграцию с существующими системами профессионального развития;
  • Баланс между технической глубиной и доступностью.

Программа «Elements of AI» решает эти проблемы, предлагая «интеграцию с индивидуальными системами управления обучением (LMS)», что позволяет организациям интегрировать обучение ИИ в существующую техническую инфраструктуру.

Хотя обе возрастные группы сталкиваются с ограничениями ресурсов, обучение детей часто ограничено институциональными ресурсами и системами поддержки, тогда как обучение взрослых должно учитывать разнообразные индивидуальные технические среды и уровни предварительных знаний.

Подготовка и поддержка педагогов

Эффективное обучение ИИ требует соответствующей подготовки и поддержки педагогов, с различными потребностями для тех, кто обучает детей и взрослых.

Для педагогов K-12 исследования указывают на значительные проблемы, включая:

  • Ограниченные базовые знания в области концепций ИИ;
  • Недостаток педагогических знаний, соответствующих возрасту;
  • Потребность в готовых к использованию учебных материалах;
  • Ограниченные возможности профессионального развития.

Как отмечено в исследованиях по обучению ИИ в школах, «многие учителя испытывают неуверенность в обучении концепциям ИИ, особенно на уровнях начальной и средней школы» подчеркивая необходимость всесторонних систем поддержки учителей.

Для педагогов взрослых проблемы часто включают:

  • Сохранение темпа с быстро развивающимися технологиями ИИ;
  • Адаптацию контента к разнообразным профессиональным контекстам;
  • Учет широко варьирующегося технического опыта среди взрослых учащихся;
  • Баланс между теоретическим пониманием и практическим применением.

Программа «Elements of AI» решает эти проблемы, предоставляя «учебные наборы для организационного использования», которые включают «дизайн учебной программы, шаблоны для мастер-классов и материалы для самостоятельного изучения», поддерживая тех, кто содействует обучению ИИ взрослых.

Оба контекста требуют значительных инвестиций в подготовку педагогов, хотя школьные условия обычно требуют более фундаментального развития знаний об ИИ, тогда как контексты обучения взрослых часто нуждаются в поддержке для связи концепций ИИ с конкретными профессиональными приложениями.

Количественная оценка результатов обучения

Эффективность подходов к обучению ИИ можно оценить через количественный анализ результатов обучения для разных возрастных групп. Сравнительный кейс, анализирующий внедрение аналогичных программ грамотности ИИ для детей и взрослых, выявляет значительные различия в моделях результатов. Когда подход «Real or AI Quiz» от Britannica Education был внедрен как для учащихся средней школы, так и для взрослых, возникли интересные модели точности распознавания. Взрослые показали точность 52% для изображений ИИ против 48% у учащихся средней школы, 68% против 61% для реальных изображений, 59% против 43% для текста ИИ и 73% против 65% для реального текста.

Эти данные предполагают, что взрослые в целом превосходят детей в задачах распознавания контента ИИ, но разрыв меньше, чем можно было бы ожидать, особенно в распознавании изображений. Более значительный разрыв в распознавании текста отражает более развитые навыки критического чтения у взрослых и больший опыт работы с письменным контентом. Дальнейший анализ показывает, что после структурированного образовательного вмешательства младшие школьники улучшили результаты с 41% до 56%, учащиеся средней школы – с 54% до 72%, старшеклассники – с 63% до 84%, а взрослые – с 65% до 82%.

Полученные данные показывают, что структурированное обучение грамотности ИИ улучшает навыки распознавания во всех возрастных группах, с наибольшими успехами у старшеклассников, которые сочетают развивающиеся когнитивные способности с достаточными предварительными знаниями для быстрого усвоения новых концепций. Относительно сильное улучшение среди младших школьников демонстрирует, что соответствующее возрасту обучение ИИ может быть эффективным даже для молодых учащихся, тогда как значительное улучшение среди взрослых указывает на то, что предварительные предположения об ИИ не препятствуют значительному обучению при использовании подходящих образовательных методологий.

Заключение

Сравнительный анализ методологий обучения ИИ для детей и взрослых выявляет как общие принципы, так и значительные различия в эффективных подходах. Исследование подтверждает несколько ключевых выводов для успешного внедрения образовательных программ по искусственному интеллекту.

Универсальные принципы

Несколько образовательных принципов оказываются эффективными для всех возрастных групп. Прогрессивная сложность, предполагающая структурированные пути обучения с постепенным увеличением сложности, полезна как для детей, так и для взрослых, хотя детализация и темп существенно различаются. Интерактивное вовлечение через практические опыты повышает понимание для всех возрастов, служа необходимыми поддержками для детей и усиливая вовлеченность взрослых. Связь концепций ИИ с релевантными приложениями улучшает результаты обучения, требуя соответствующей адаптации сложности и контекста. Включение этических аспектов наряду с техническими концепциями ценно для всех учащихся, при этом глубина этического анализа увеличивается с возрастом и когнитивным развитием.

Возрастные особенности

Для обучения детей критически важно соответствие развитию, требующее тщательного подбора образовательных подходов к стадиям когнитивного развития с переходом от конкретных к абстрактным представлениям. Визуальная поддержка необходима как когнитивная поддержка, а не просто как усилитель вовлеченности. Представление упрощенных, но аутентичных объяснений концепций ИИ должно избегать технического упрощения и ненужной сложности. Системы поддержки учителей требуют инвестиций во всестороннюю подготовку, признавая недостаток базовых знаний о концепциях ИИ у многих педагогов.

Для взрослых учащихся важна интеграция знаний через явную связь новых концепций ИИ с существующими знаниями и устранение потенциальных заблуждений. Практическое применение должно подчеркивать прямое использование в профессиональных и личных контекстах, соответствующих мотивациям взрослых. Гибкость со структурой предполагает предоставление рекомендуемых последовательностей обучения с возможностью настройки пути на основе предварительных знаний и интересов. Техническая глубина с доступностью требует баланса между аутентичной технической глубиной и доступными объяснениями без специализированных предварительных знаний.

Рекомендации по внедрению

Разработка четких, соответствующих возрасту стандартов для грамотности ИИ должна отражать реалистичные ожидания на основе когнитивного развития. Решение проблем технических барьеров и ограничений ресурсов необходимо для обеспечения равного доступа к обучению ИИ. Инвестиции во всесторонние программы подготовки педагогов должны развивать как технические знания, так и педагогические навыки для обучения концепциям ИИ. Разработка соответствующих рамок оценки должна охватывать не только техническое понимание, но и критическое мышление и этическое рассуждение о технологиях ИИ.

По мере трансформации общества искусственным интеллектом эффективное обучение этим технологиям становится критически важным для всех возрастных групп. Понимание того, как различия в развитии влияют на оптимальные подходы к обучению, позволяет педагогам разрабатывать программы, которые эффективно подготавливают как детей, так и взрослых к пониманию, оценке и ответственному взаимодействию с искусственным интеллектом.

Список литературы

  1. Elements of AI - Online introduction to artificial intelligence for non-experts. // Elements of AI URL: https://www.elementsofai.com/.
  2. Machine Learning Crash Course // Google Developers URL: https://developers.google.com/machine-learning/crash-course.
  3. Real or AI Quiz: Can You Tell the Difference? // Britannica Education URL: https://britannicaeducation.com/blog/quiz-real-or-ai/.
  4. Rizvi, S., Waite, J., Sentance, S. Artificial Intelligence teaching and learning in K-12 from 2019 to 2022: A systematic literature review. // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2023. – № 4.

Поделиться

16

Авилова-Лайс К. Н. Сравнительный анализ методологий обучения искусственному интеллекту для детей и взрослых // Актуальные исследования. 2025. №28 (263). URL: https://apni.ru/article/12650-sravnitelnyj-analiz-metodologij-obucheniya-iskusstvennomu-intellektu-dlya-detej-i-vzroslyh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа