Главная
АИ #28 (263)
Статьи журнала АИ #28 (263)
Экологическое воздействие автотранспорта и его правовое регулирование

Экологическое воздействие автотранспорта и его правовое регулирование

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

экология
автотранспорт
правовое регулирование
выбросы
охрана окружающей среды
экологические нормы
закон
шумовое загрязнение
электромобили
устойчивое развитие

Аннотация статьи

В статье рассматривается экологическое воздействие автотранспорта и его правовое регулирование в России. Анализируются ключевые положения законодательства, включая статью 45 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающую требования к производству и эксплуатации транспортных средств с точки зрения охраны окружающей среды. Особое внимание уделяется нормативам выбросов, контролю за техническим состоянием транспорта и развитию экологически чистых видов транспорта как мерам снижения негативного влияния автотранспорта на природу.

Текст статьи

Основной статьей, регламентирующей рассматриваю проблему, является ст. 45 ФЗ «Об охране окружающей среды» [1]. В соответствии с данной нормой, производство автомобильных и иных транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Отношения в области производства и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств регулируются законодательством.

Отметим, что статья 45 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является ключевым нормативным актом, регулирующим экологические аспекты производства и эксплуатации транспортных средств. Данная норма устанавливает комплексный подход к защите окружающей среды в транспортной сфере.

Прежде всего, закон требует, чтобы производство автомобилей и других транспортных средств полностью соответствовало экологическим стандартам. Это означает, что производители обязаны использовать экологически безопасные технологии и материалы, а также внедрять системы снижения вредных выбросов на этапе проектирования и сборки транспортных средств.

Особое внимание уделяется эксплуатации транспортных средств. Как юридические, так и физические лица, использующие автомобили и другие транспортные средства, которые могут негативно влиять на окружающую среду, обязаны строго соблюдать установленные нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. Это включает в себя не только контроль за выбросами загрязняющих веществ, но и борьбу с шумовым загрязнением.

Закон также предписывает предпринимать активные меры по обезвреживанию и нейтрализации вредных веществ. Это может включать использование современных систем фильтрации, катализаторов, шумопоглощающих материалов и других технологических решений, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

Важно отметить, что все отношения, связанные с производством и эксплуатацией транспортных средств, находятся под строгим контролем законодательства, что создает комплексную систему регулирования и обеспечивает эффективную защиту окружающей среды от негативного воздействия транспортной отрасли.

Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды в современных городах. Его негативное воздействие проявляется как в выбросах вредных веществ в атмосферу, так и в шумовом загрязнении, а также в образовании твердых отходов при эксплуатации и утилизации транспортных средств.

Понятие транспортного средства содержится в ст. 1. Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [2].

Так, транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Данное определение транспортного средства хотя и не представляется объемным, охватывает широкий спектр механических устройств, предназначенных для передвижения по дорогам и выполняющих три основные функции: перевозку людей, грузов или установленного оборудования. Важным ограничением является указание на дорожное назначение, что исключает из определения водный, воздушный и железнодорожный транспорт, при этом определение остается достаточно универсальным, охватывая как обычные автомобили, так и специализированную технику различного назначения.

При этом немного другое толкование дается в КоАП РФ [3].

В соответствии со ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, под транспортным средством следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Законодательное определение транспортного средства существенно конкретизирует и ограничивает более общее понятие, добавляя четкие технические параметры (объем двигателя, мощность, скорость) и специальные требования (необходимость регистрации и наличия специального права управления). В отличие от первого определения, которое носит общий характер и включает все дорожные транспортные средства, юридический термин фокусируется на технически значимых характеристиках и правовых аспектах, что необходимо для административного регулирования и контроля в сфере дорожного движения.

Основные загрязняющие вещества, которые выбрасываются автомобилями, включают оксиды азота, углекислый газ, углеводороды и твердые частицы [4]. Эти выбросы способствуют образованию смога, кислотных дождей и парникового эффекта, что негативно влияет на здоровье людей и состояние экосистем.

Правовое регулирование воздействия автотранспорта на окружающую среду осуществляется на нескольких уровнях. На международном уровне действуют конвенции и соглашения, устанавливающие стандарты выбросов и требования к экологичности транспортных средств. На государственном уровне принимаются законы об охране атмосферного воздуха, устанавливаются экологические классы транспортных средств и требования к их эксплуатации.

В России действует система экологического контроля автотранспорта, включающая обязательную проверку технического состояния автомобилей, запрет на эксплуатацию транспорта с превышением норм выбросов, а также введение зон с ограниченным движением для определенных категорий транспортных средств. Особое внимание уделяется развитию электротранспорта и внедрению альтернативных видов топлива.

Важным элементом правового регулирования является установление ответственности за нарушение экологических норм при эксплуатации автотранспорта. Это включает как административные штрафы за превышение норм выбросов, так и более серьезные санкции за серьезные нарушения, которые могут привести к значительным экологическим последствиям.

Для снижения негативного воздействия автотранспорта разрабатываются комплексные меры, включающие развитие общественного транспорта, создание инфраструктуры для электромобилей, внедрение систем умного управления транспортными потоками и развитие велосипедной инфраструктуры. Все эти меры направлены на уменьшение количества личного транспорта на дорогах и снижение общего экологического воздействия автомобильной отрасли.

Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды в современных городах. Выбросы выхлопных газов, шум и тепловое загрязнение создают серьезную экологическую проблему, которая требует комплексного решения. Существующее правовое регулирование в области охраны окружающей среды направлено на минимизацию негативного воздействия автотранспорта через установление технических норм, контроль качества топлива и экологический мониторинг.

Однако, несмотря на принятые меры, проблема остается актуальной. Необходимы дальнейшие ужесточения экологических стандартов, развитие системы общественного транспорта и стимулирование использования электромобилей. Важным аспектом является также повышение экологической ответственности автовладельцев и совершенствование механизмов контроля за соблюдением природоохранного законодательства. Только комплексный подход, включающий как законодательные меры, так и практические действия по снижению экологического воздействия автотранспорта, может обеспечить существенное улучшение экологической ситуации в городах.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 24.06.2025) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС КонсультантПлюс.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.04.2025) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Аятхан М.А. Бахытхан Ж. Анализ влияния отходов автотранспорта на экологию // НИР/S&R. 2021. № 1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-othodov-avtotransporta-na-ekologiyu (дата обращения: 07.07.2025).

Поделиться

10

Иванова Е. А. Экологическое воздействие автотранспорта и его правовое регулирование // Актуальные исследования. 2025. №28 (263). URL: https://apni.ru/article/12652-ekologicheskoe-vozdejstvie-avtotransporta-i-ego-pravovoe-regulirovanie

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа