Основной статьей, регламентирующей рассматриваю проблему, является ст. 45 ФЗ «Об охране окружающей среды» [1]. В соответствии с данной нормой, производство автомобильных и иных транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Отношения в области производства и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств регулируются законодательством.
Отметим, что статья 45 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является ключевым нормативным актом, регулирующим экологические аспекты производства и эксплуатации транспортных средств. Данная норма устанавливает комплексный подход к защите окружающей среды в транспортной сфере.
Прежде всего, закон требует, чтобы производство автомобилей и других транспортных средств полностью соответствовало экологическим стандартам. Это означает, что производители обязаны использовать экологически безопасные технологии и материалы, а также внедрять системы снижения вредных выбросов на этапе проектирования и сборки транспортных средств.
Особое внимание уделяется эксплуатации транспортных средств. Как юридические, так и физические лица, использующие автомобили и другие транспортные средства, которые могут негативно влиять на окружающую среду, обязаны строго соблюдать установленные нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. Это включает в себя не только контроль за выбросами загрязняющих веществ, но и борьбу с шумовым загрязнением.
Закон также предписывает предпринимать активные меры по обезвреживанию и нейтрализации вредных веществ. Это может включать использование современных систем фильтрации, катализаторов, шумопоглощающих материалов и других технологических решений, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.
Важно отметить, что все отношения, связанные с производством и эксплуатацией транспортных средств, находятся под строгим контролем законодательства, что создает комплексную систему регулирования и обеспечивает эффективную защиту окружающей среды от негативного воздействия транспортной отрасли.
Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды в современных городах. Его негативное воздействие проявляется как в выбросах вредных веществ в атмосферу, так и в шумовом загрязнении, а также в образовании твердых отходов при эксплуатации и утилизации транспортных средств.
Понятие транспортного средства содержится в ст. 1. Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [2].
Так, транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Данное определение транспортного средства хотя и не представляется объемным, охватывает широкий спектр механических устройств, предназначенных для передвижения по дорогам и выполняющих три основные функции: перевозку людей, грузов или установленного оборудования. Важным ограничением является указание на дорожное назначение, что исключает из определения водный, воздушный и железнодорожный транспорт, при этом определение остается достаточно универсальным, охватывая как обычные автомобили, так и специализированную технику различного назначения.
При этом немного другое толкование дается в КоАП РФ [3].
В соответствии со ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, под транспортным средством следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Законодательное определение транспортного средства существенно конкретизирует и ограничивает более общее понятие, добавляя четкие технические параметры (объем двигателя, мощность, скорость) и специальные требования (необходимость регистрации и наличия специального права управления). В отличие от первого определения, которое носит общий характер и включает все дорожные транспортные средства, юридический термин фокусируется на технически значимых характеристиках и правовых аспектах, что необходимо для административного регулирования и контроля в сфере дорожного движения.
Основные загрязняющие вещества, которые выбрасываются автомобилями, включают оксиды азота, углекислый газ, углеводороды и твердые частицы [4]. Эти выбросы способствуют образованию смога, кислотных дождей и парникового эффекта, что негативно влияет на здоровье людей и состояние экосистем.
Правовое регулирование воздействия автотранспорта на окружающую среду осуществляется на нескольких уровнях. На международном уровне действуют конвенции и соглашения, устанавливающие стандарты выбросов и требования к экологичности транспортных средств. На государственном уровне принимаются законы об охране атмосферного воздуха, устанавливаются экологические классы транспортных средств и требования к их эксплуатации.
В России действует система экологического контроля автотранспорта, включающая обязательную проверку технического состояния автомобилей, запрет на эксплуатацию транспорта с превышением норм выбросов, а также введение зон с ограниченным движением для определенных категорий транспортных средств. Особое внимание уделяется развитию электротранспорта и внедрению альтернативных видов топлива.
Важным элементом правового регулирования является установление ответственности за нарушение экологических норм при эксплуатации автотранспорта. Это включает как административные штрафы за превышение норм выбросов, так и более серьезные санкции за серьезные нарушения, которые могут привести к значительным экологическим последствиям.
Для снижения негативного воздействия автотранспорта разрабатываются комплексные меры, включающие развитие общественного транспорта, создание инфраструктуры для электромобилей, внедрение систем умного управления транспортными потоками и развитие велосипедной инфраструктуры. Все эти меры направлены на уменьшение количества личного транспорта на дорогах и снижение общего экологического воздействия автомобильной отрасли.
Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды в современных городах. Выбросы выхлопных газов, шум и тепловое загрязнение создают серьезную экологическую проблему, которая требует комплексного решения. Существующее правовое регулирование в области охраны окружающей среды направлено на минимизацию негативного воздействия автотранспорта через установление технических норм, контроль качества топлива и экологический мониторинг.
Однако, несмотря на принятые меры, проблема остается актуальной. Необходимы дальнейшие ужесточения экологических стандартов, развитие системы общественного транспорта и стимулирование использования электромобилей. Важным аспектом является также повышение экологической ответственности автовладельцев и совершенствование механизмов контроля за соблюдением природоохранного законодательства. Только комплексный подход, включающий как законодательные меры, так и практические действия по снижению экологического воздействия автотранспорта, может обеспечить существенное улучшение экологической ситуации в городах.