Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие.
Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане,
чем в плане медицинском и биологическом.
Л. С. Выготский
При начале работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательные учреждения сталкивается с рядом трудностей, поэтому необходимо выявить их и определить пути решения, и тут слова Льва Семёновича Выготского как нельзя лучше ассоциируют степень работы педагога.
Основные трудности профессиональной деятельности:
- не достаточная подготовка педагогов для работы с детьми ОВЗ:
- имеющиеся различия во времени обучения и усвоения информации;
- психологическая адаптация детей с ОВЗ;
- специальные условия, для работы с детьми ОВЗ;
- препятствия со стороны родителей.
Начнём с путей решения сложившихся проблем:
1. Подготовка кадров:
- необходимо регулярное повышение квалификации педагогов (организуются обучающие мероприятия по программам дополнительного профессионального образования, в том числе профессиональная переподготовка и повышение квалификации в области инклюзивного образования);
- Создание специальных рабочих групп, которые способствуют разработке адаптированных основных образовательных программ и индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ;
- Производить реализацию систем мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ. (участие всех детей с ОВЗ вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т. п.);
- Использование специально разработанных образовательных программы и методов обучения и воспитания (специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования).
2. Различия в темпе обучения детей с ОВЗ требуют индивидуального подхода
Стандартные методы и программы могут быть непосильными для некоторых учеников, и для решения этой проблемы необходимо адаптировать обучение под возможности каждого ребёнка.
Причины различий
Темп обучения детей с ОВЗ может быть замедлен из-за особенностей восприятия, работоспособности, внимания и памяти.
Например:
- Трудности с восприятием. Ученики могут не полностью замечать информацию, замедленно формировать целостный образ из отдельных элементов;
- Слабая речевая регуляция действий. Дети испытывают затруднения в планировании действий и их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям инструкции;
- Повышенная утомляемость. Ученики быстро устают, с трудом сосредотачиваются на задании.
Методы коррекции
Для коррекции темпа обучения детей с ОВЗ используются, например:
- Дифференцированный подход. Задания подбираются по степени сложности, объёму и форме выполнения с учётом индивидуальных возможностей ученика;
- Использование наглядных и практических методов. Иллюстрации должны быть крупными, реалистичными и доступными, а обучение строится с опорой на все органы чувств;
- Регулярная смена деятельности. Частая смена форм проведения урока (игра, экскурсия, викторина) повышает мотивацию и познавательную активность, предотвращает переутомление;
- Стимулирующая, направляющая и обучающая поддержка. Учитель оказывает дозированную помощь в решении задач, мотивирует на самостоятельные действия, разъясняет материал с учётом особых потребностей ученика.
3. Психологическая адаптация детей с ОВЗ
Это сложный и многоаспектный процесс, который включает в себя физиологические и социально-психологические компоненты.
Психологическая адаптация – это динамический процесс. В нём переплетаются личностные особенности ребёнка, его прошлый опыт, особенности нарушения, специфика образовательной среды, а также профессиональные компетенции педагогов и специалистов сопровождения.
Для психологической адаптации детей с ОВЗ часто используют ролевые игры. С их помощью дети учатся общаться, правильно излагать мысли, договариваться.
Так же успешность социализации ребёнка с ОВЗ зависит от поддержки и воспитания не только со стороны педагогов, но и родителей. Члены семьи должны быть вовлечены в образовательный процесс.
4. Специальные условия для получения образования
Под специальными условиями для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования (в нашем учреждении имеются для этого все необходимые средства обучения и воспитания, учебная литература, инвалидная коляска для детей с НОДА, комната релаксации для отдыха детей после занятий), обеспечение предоставления услуг тьютора.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах (в нашем учреждении организация обучения детей с ОВЗ ведется инклюзивно, за исключением некоторых детей, у которых имеется заключение врача и родители которых написали заявления для обучения детей на дому).
5. Препятствия со стороны общества и родителей
Некоторые родители против того, чтобы их здоровый ребёнок обучался вместе с ребёнком с ОВЗ. Они хотят, чтобы мир в представлении их ребёнка всегда был «идеальным». Такая позиция ошибочна и может быть губительна для ребёнка: под влиянием родителей у него происходит неправильное формирование психики.
Также случаются ситуации, когда родители перестают реально соотносить возможности ребёнка с ОВЗ и перспективы его развития, перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребёнка на педагогов и специалистов образовательного учреждения, чтобы решить эти проблемы, необходима тесная взаимосвязь родителей, педагогов и специалистов образовательных организаций. Важно проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь школы.(в образовательном учреждении чаще проводить совместные мероприятия, с родителями и детьми ОВЗ для налаживания контакта между детьми и развития коммуникативных навыков)
И так подведем итоги:
Для решения проблем, связанных с обучением детей ОВЗ, необходимо придерживаться 5-основных направления работы:
- Знания и навыки педагога, через повышение квалификации, тренинги;
- Работая с детьми ОВЗ педагог должен учитывать физиологические и психологические особенности детей;
- Обладать навыками проведения психолого-педагогической диагностики, разработки индивидуальных и групповых адаптированных программ обучения, уметь составлять учебные планы, оценивать эффективность своей деятельности;
- При работе с детьми ОВЗ образовательная организация должна быть полностью оснащена средствами обучения и воспитания;
- Включение родителей в жизнь школы, что будет способствовать успешному обучению и гармоничному развитию детей.
Итогом всей этой работы будет являться: успешная адаптация детей, развитие навыков и умений, положительная динамика в развитии, самообслуживании, взаимодействие с родителями, ведь в работе педагога важно не только передать знания, а воспитать умение приобретать их и пользоваться ими.