Проблема укрепления и сохранения здоровья человека является одной из актуальных на сегодня в России. В современном обществе наблюдаются тенденции ухудшения фона здоровья детей, в связи, с чем актуальной темой становится необходимость укрепления здоровья и физического развития детей, начиная с младенческого и раннего возраста.
ФГОС дошкольного образования определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ и в качестве основного принципа дошкольного образования выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Одной из эффективных форм реализации данного принципа мы считаем организацию занятий по грудничковому плаванию, которые набирают популярность и являются предметом пристального внимания и исследования в нашей стране.
В статье «Инновационные методы в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста» (журнал «Педагогическое образование в России») рассматривается внедрение инновационных технологий в методику начального обучения плаванию детей дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей. Авторы Пушкарева И. Н., Смецкая К. А. и Коротких В. Ф. рассматривают бассейн как одну из главных оздоровительных процедур в единой системе оздоровления детей в ДОУ, где для более эффективного обучения плаванию необходимо применять инновационные методы (элементы йоги на занятиях по физической культуре в детском саду, использование музыкально-ритмических упражнений при обучении плаванию, фанк-аэробика) и модульное оборудование, способствующее созданию эмоционального фона занятия, интереса, желания у детей дошкольного возраста преодолевать возникающие трудности и получения удовольствия от этого.
Мы разделяем точку зрения авторов статьи и, наряду с этим, хотим подчеркнуть значимость и важность обучения плаванию, начиная с младенческого возраста. Плавание как вид физических упражнений способствует поддержанию достаточного уровня двигательной активности ребенка и увеличению функциональных резервов детского организма. Плавание требует координации всех двигающихся мышц. При этом вода создает большее сопротивление, чем воздух, значит, чтобы плыть, нам приходится напрягаться сильнее, поэтому в результате плавания формируются более сильные и эластичные мышцы. Плавая, тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, он правильно формируется, вырабатывается прямая осанка. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. На протяжении первых месяцев жизни угнетающее действие на головной мозг младенца оказывает гравитация, она сковывает многие функции ребенка, тормозит его развитие. Когда он находится в воде, то освобождается от такого воздействия гравитации, в частности, устраняется характерная для новорожденных суставная и мышечная скованность, создаются дополнительные возможности для двигательных действий. Плавание – один из видов физической культуры, влияющий на развитие ребенка с особой силой, поскольку, плавая, ребенок развивает не только двигательные способности, но и закаляет себя.
Целью физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОО является создание здоровьесберегающей развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Грудничковое плавание - это не просто обучение малышей азам плавания. Это даже не обучение, поскольку применять это слово к малышам до года, было бы неправильным. Скорее раннее плавание можно отнести к специфическим условиям развития ребенка, направленным на расширение детской зоны комфорта, на предоставление возможности чувствовать себя одинаково свободным, сильным и уверенным в любой стихии. Для достижения видимого результата детям требуется регулярность занятий. Грудничковое плавание - курс еженедельных занятий с постепенно увеличивающейся продолжительностью нахождения в воде и количества ныряний, а затем и их длительности.
В процессе занятий по грудничковому плаванию мы решаем следующие задачи: укрепляем здоровье детей, содействуем их гармоничному психофизическому развитию и расширению адаптивных возможностей детского организма; совершенствуем опорно-двигательный аппарат, повышаем работоспособность и резистентность организма; формируем основы освоения водного пространства; расширяем спектр двигательных умений и навыков; обеспечиваем эмоциональное благополучие при взаимодействии со взрослым в водной среде.
На совместных занятиях детям и родителям предлагается комплексная методика обучения плаванию. Дети осваивают движения из различных стилей (работаем руками как в кроле, отталкиваемся ножками как лягушки в брассе, плывем с помощью мамы, волной как в баттерфляе) и учитывая индивидуальные особенности, мы предлагаем задания с упором на тот или иной стиль плавания. Перед началом занятий требуется обязательная консультация врача педиатра о возможности занятий плаванием, а в процессе организации грудничкового плавания проводятся консультации с мамами по технике безопасности и общими рекомендациями.
Занятия - это игры с мамами, которые проводятся при их активном и непосредственном участии. Мамы выполняют с ребенком все указания инструктора по плаванию, а дома в ванной могут закреплять все ранее изученные упражнения. Занятия начинаются с сухой разминки - 3-5 минут (пассивная /активная часть); длительность занятия, начиная с 10 минут, увеличивается постепенно, по мере адаптации детей.
Перед началом занятий необходимо освоить несколько массажных движений, а также простейшие упражнения «бэби-йоги», которые следует проводить с ребёнком перед купанием. При проведении предварительных процедур необходимо соблюдать строгую последовательность: сначала массаж, затем гимнастика и лишь потом – подготовительные плавательные упражнения. В основном массаж для детей раннего возраста состоит в поглаживании и разминании. После подготовительного массажа и гимнастики переходим непосредственно к плаванию.
При обучении маленьких детей плаванию очень важно, чтобы все их двигательные действия были простыми, доступными и посильными, иначе интерес к занятиям пропадает, снижается активность ребенка и эффект от занятия. В процессе организации занятий отмечается эффективность использования стандартных упражнений: поддержки, проводки, хождения.
Каждое занятие проходит в определенном порядке. Такая стабильность дает ребенку точно знать, что от него требуется. Любое занятие включает в себя несколько повторяющихся циклов, каждый цикл длится 3-5 минут, количество циклов с возрастом увеличивается. После успешной адаптации в конце занятия детям предоставляется 3-5 минут на самостоятельную деятельность либо выполнение «любимого» упражнения вместе с мамой. Продолжительность занятия в бассейне четко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка и регулярности посещения занятий.
С детьми, которые уверенно себя чувствуют, активно применяются игры: «Водичка, водичка…», «Дождик», «Спрячем шарик». В конце второго года обучения плаванию нами ежегодно организуется итоговое мероприятие «Плавать раньше, чем ходить» с вручением «Свидетельств юного пловца» и медалей за достижения.
За последние три года проведения занятий по грудничковому плаванию отмечается значительная динамика проявления интереса семьей к данным занятиям и систематического посещения: в 2016 году активная группа насчитывала 10 семей, то в 2020 году уже 30 семей. Эффективность данной формы подтверждается отсутствием у «маленьких пловцов-выпускников» заболеваний на этапе адаптации к детскому саду, либо они переносят их в легкой форме, о чем свидетельствуют результаты проведенного мониторинга заболеваемости. Воспитанники 30 семей, занимавшихся грудничковым плаванием, показали 100% легкую степень адаптации к условиям детского сада и на 85% меньше испытывали проблем со здоровьем в периоды пандемий и повышения заболеваний ОРВИ, чем дети, не посещающие данные занятия.
Почему же так важно научить детей дружить с водой? Вода, как показывает практика, влияет и на здоровье, и на личность ребенка в целом. Особенно значимо, что в этот период рядом с малышом самый близкий и надежный человек – его мама!