Главная
АИ #28 (263)
Статьи журнала АИ #28 (263)
Динамика корпоративного конфликта: стадии развития и юридические аспекты

Динамика корпоративного конфликта: стадии развития и юридические аспекты

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

корпорация
конфликт
корпоративный конфликт
разногласия
хозяйственное общество

Аннотация статьи

В настоящей статье осуществлен анализ стадий развития корпоративных конфликтов в российской правовой системе. Используя системный подход, автором исследованы доктринальные позиции специалистов в области корпоративного права и конфликтологии по изучаемому вопросу.

Текст статьи

Корпоративный конфликт, будучи частным случаем организационного конфликта, представляет собой столкновение противоположных интересов, мнений или позиций субъектов корпоративных отношений. Как и любое социальное явление, он обладает собственной динамикой развития, проходя через последовательные стадии становления, эскалации и разрешения. Понимание этой динамики имеет критическое значение для эффективного управления конфликтом, минимизации его деструктивных последствий и выбора адекватных юридических механизмов воздействия.

Современная конфликтология предлагает различные модели стадийного развития конфликтов, применимые и к корпоративной сфере. А. Ю. Живага выделяет следующие ключевые фазы: предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация (нарастание), кульминация, разрешение конфликта, переговоры и послеконфликтная стадия.

Более детализированную структуру предлагают А. Я. Анцупов, разделяя конфликт на три основных периода:

  1. Латентный (предконфликтный): включает этапы возникновения объективной проблемной ситуации, ее осознания субъектами, попыток неконфликтного разрешения и формирования, собственно, предконфликтной ситуации;
  2. Открытый (конфликт): охватывает инцидент, эскалацию, сбалансированное противодействие и завершение конфликта;
  3. Латентный (послеконфликтный): состоит из частичной и полной нормализации отношений.

А. А. Данельян предлагает схожую, но более компактную модель: предконфликтная ситуация, открытый конфликт (начало, развитие, завершение) и послеконфликтный период. Общим для всех подходов является признание наличия этапов зарождения (латентного развития), открытого противостояния и постконфликтного урегулирования.

На основании анализа существующих концепций и специфики корпоративных отношений, в рамках настоящего исследования предлагается модель развития корпоративного конфликта, состоящая из трех основных этапов, с возможным добавлением факультативной фазы:

1. Доконфликтный (предконфликтный) этап. Данный этап характеризуется нарастанием напряженности между потенциальными субъектами конфликта вследствие объективных противоречий в их позициях по корпоративным или личным вопросам (стратегия развития, распределение прибыли, контроль над управлением, исполнение обязанностей и т. д.). На этом этапе стороны «присматриваются» друг к другу, оценивают собственные ресурсы и возможности оппонента. Структурно этап подразделяется на:

  • возникновение объективной проблемной (противоречивой) ситуации: формируются условия для конфликта (например, неисполнение директором обязанностей, ущемление прав миноритарных акционеров);
  • осознание проблемной ситуации: участники осознают существующие противоречия и их потенциальную несовместимость;
  • попытки неконфликтного (мирного) разрешения.

Важным аспектом является возможность инициирования конфликта одной из сторон посредством намеренных действий, изначально блокирующих мирное разрешение. К таким действиям в корпоративном контексте, имеющим существенное юридическое значение, относится, например: ненадлежащее исполнение или неисполнение субъектами корпоративного управления норм корпоративного законодательства, устава общества, внутренних документов (положений, регламентов).

2. Конфликтный этап. Этап непосредственного открытого столкновения интересов включает последовательные стадии:

  1. Инцидент: конкретное событие или действие, служащее толчком к началу открытого конфликтного взаимодействия. Юридически важно отличать повод (конкретное событие, запускающее конфликт – например, отказ в предоставлении информации акционеру) от самого инцидента как начала конфликта (например, оспаривание решения собрания, на котором акционер не смог проголосовать из-за непредоставления информации). Инцидент знаменует переход от потенциального конфликта к актуальному;
  2. Эскалация: Стадия интенсивного развития и обострения конфликта. Стороны активно используют различные методы борьбы для достижения целей. Конфликт становится открытым, напряженным и трудноуправляемым, возрастают риски причинения ущерба обществу;
  3. Сбалансированное противодействие (кульминация): пик конфликта, после которого стороны, осознав высокие издержки дальнейшей борьбы или достигнув временного равновесия сил, начинают искать пути выхода. На этой стадии активизируются попытки найти компромисс, возобновляются или инициируются переговоры, возможно обращение к медиатору;
  4. Завершение конфликта: Стадия окончания активного противостояния. Важно различать завершение (прекращение конфликтного взаимодействия) и разрешение (устранение причин конфликта конструктивным путем).

3. Постконфликтный этап. Заключительная фаза, на которой происходит ликвидация последствий конфликта и восстановление нормального функционирования корпоративных отношений. Ключевые процессы:

  • Устранение (или минимизация) основных источников напряженности.
  • Оценка эффективности и последствий завершения конфликта (конструктивные или деструктивные результаты для общества, участников, репутации).
  • Восстановление деловых и функциональных отношений между сторонами (или их представителями).
  • Закрепление достигнутых договоренностей (юридическое оформление мирового соглашения, внесение изменений в устав, утверждение новых регламентов).
  • Переход к сотрудничеству и профилактика рецидивов конфликта.

4. Факультативная фаза (корпоративный спор). В развитие предложенной трехэтапной модели автор считает методологически оправданным выделение факультативной фазы – корпоративного спора. Эта фаза возникает в случае, когда конфликт на этапе его завершения (или даже эскалации) не находит разрешения собственными силами сторон или с помощью примирительных процедур и переходит в юридическую плоскость, требуя вмешательства суда. Корпоративный спор – это конфликт, вынесенный на рассмотрение суда в соответствии с процессуальным законодательством и специальными нормами корпоративного права. Он характеризуется формализацией требований, соблюдением процессуальных сроков и правил доказывания, и вынесением обязательного для исполнения судебного акта. Выделение этой фазы подчеркивает важность судебного разрешения как специфического, часто неизбежного исхода корпоративного конфликта и его особый юридический режим.

Крайне важным аспектом является то, что на любой стадии корпоративного конфликта, начиная с доконфликтного этапа и даже до возникновения объективной проблемной ситуации (в рамках превентивного управления), сохраняется возможность применения мирных (внесудебных) методов разрешения. К таким методам относятся переговоры, медиация, посредничество, обращение в корпоративный центр примирения (если создан), экспертные заключения, независимый арбитраж (третейское разбирательство).

Таким образом, корпоративный конфликт представляет собой динамический процесс с четко выраженной стадиальностью. Предложенная модель, интегрирующая подходы ведущих конфликтологов и дополненная факультативной фазой корпоративного спора, отражает ключевые этапы его развития: от латентного накопления противоречий через открытое столкновение к постконфликтному урегулированию и возможному судебному разрешению. Понимание специфики каждой стадии, особенностей поведения сторон и доступных инструментов воздействия является необходимым условием для эффективного управления корпоративными конфликтами. Особое значение приобретает активное и раннее использование внесудебных механизмов разрешения споров на всех этапах конфликтного процесса.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Рос. газ. 1995. 29 дек.
  3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Рос. газ. 1998. 17 фев.
  4. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология: учебное пособие. М.: «Проспект», 2015. 336 с.
  5. Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты. М., 2007. 192 с.
  6. Живага А.Ю. Управление конфликтами и стрессами в организации: учебное пособие. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2019. 100 с.

Поделиться

61

Копликов Т. А. Динамика корпоративного конфликта: стадии развития и юридические аспекты // Актуальные исследования. 2025. №28 (263). Ч.I. С. 56-58. URL: https://apni.ru/article/12657-dinamika-korporativnogo-konflikta-stadii-razvitiya-i-yuridicheskie-aspekty

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (265)

Прием материалов

26 июля - 1 августа

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

6 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа