Главная
АИ #28 (263)
Статьи журнала АИ #28 (263)
Актуальные вопросы правового регулирования оборота бездокументарных ценных бумаг

Актуальные вопросы правового регулирования оборота бездокументарных ценных бумаг

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

ценные бумаги
документарные ценные бумаги
бездокументарные ценные бумаги
гражданское право

Аннотация статьи

Бездокументарные ценные бумаги обладают особой, не овеществленной природой, что накладывает определенную специфику на правовое регулирование, кардинально отличающееся от регулирования документарных ценных бумаг. В статье сопоставляются правовые режимы бездокументарных и документарных ценных бумаг, анализируются причины их отличия.

Текст статьи

Осложнение имущественного оборота цифровыми технологиями требует законодательного закрепления новых объектов гражданских прав в системе гражданского законодательства. Вместе с тем нельзя допустить такого регулирования объектов, которое приведет к целому ряду споров о способах защиты, фиксации, правах владения и наследования.

На данный момент правовой режим цифровых бездокументарных ценных бумаг, охваченный частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1], Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [2], Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» [3], Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [4], не позволяет сделать выводы о едином и согласованном массиве законодательства. Детально урегулированный правовой режим объектов значительно облегчает деятельность правоприменителя, а также позволит разгрузить суды от споров, вызванных несогласованностью регулирования.

Ценные бумагами, в соответствии с определением, установленным ст. 142 ГК РФ признаются документы, которые отвечают закрепленным требованиям и удостоверяют заложенное в них обязательственные и иные права, фиксирующие в них правомочия их владельца (имущественные и неимущественные права). На основании Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) под документом подразумевается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, которые позволяют идентифицировать ее в качестве документа [5]. Признаками документа обладают оба вида ценных бумаг, классифицируемые законодателем по форме выпуска согласно ст. 142 ГК РФ на документарную и бездокументарную форму.

Документарные ценные бумаги соответствуют всем признакам документа в соответствии с Законом № 149-ФЗ, что нельзя сказать про бездокументарные ценные бумаги, которые зафиксированы в качестве цифрового кода в реестре держателей ценных бумаг. Однако наличие ряда требований к ним позволяет признать их в качестве документа: формализм, публичная достоверность и легитимация [6, с. 27]. Именно наличие достоверных реквизитов ценной бумаги подтверждают ее подлинность. Нарушение реквизитов и несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме, являются признаками ее ничтожности.

Опираясь на предложенную законодателем классификацию ценных бумаг, выделяющую категорию ценных бумаг, выпущенных эмитентом в виде имущественного права, облаченного в материальный носитель с вещной правовой природой; и имущественные и иные права, представленные в виде математических записей, составляющих единый реестр держателей бездокументарных ценных бумаг. Рассмотрим подробнее спор о вещном и обязательственном праве. Можно ли, как предлагает нам законодатель, восполнить пробелы в регулировании бездокументарных ценных бумаг, с помощью вещно-правовой конструкции объектов материального мира, признанных законодателем вещью. Или же мы сталкиваем друг с другом два кардинально отличающихся правовых режима, которые не способны внести взаимно допустимые дополнения.

Начнем с рассмотрения документарных ценных бумаг, имеющих осязаемый материальный носитель, на которые распространяется весь спектр норм вещного права. Документарная ценная бумага признается вещью, на которую распространяются все правомочия собственника, а именно: владение, пользование, распоряжение, а также право на защиту. Способы защиты и реализации прав по документарным ценным бумагам будут иметь существенные отличия от бездокументарных. Например, в связи с вещно-правовой природой документа есть возможность истребования по специальному иску об истребовании документарных ценных бумаг из чужого незаконного владения (ст. 147.1 ГК РФ). Имущественное право, не имеющего определенного материалистического выражения не допускает применения подобного способа защиты.

Переход документарных ценных бумаг, будь то предъявительские, ордерные или именные, осуществляется с помощью их фактического предъявления новому правообладателю. Переход всех прав, заключенных в ценной бумаге, происходит в совокупности и одномоментно. Законодательно невозможна частичная переход прав, удостоверенных ценной бумагой. Разумеется, можно сказать о передаче права на участие в общем собрании акционеров на основании выдачи доверенности, заверенной нотариусом, либо генеральным директором акционерного общества. Однако это не будет переходом права из ценной бумаги, а лишь способом замещения держателя ценной бумаги на другое лицо.

Требовать исполнения по документарной ценной бумаге у эмитента можно только лишь при ее фактическом предъявлении. Экономическая ценность ценной бумаги заключается в том праве, которое она подтверждает, а не в самом овеществленном формате. Однако без фактического представления документарной ценной бумаги, право останется нереализованным. Что подтверждает позицию Н. О. Нерсесова о сущности ценной бумаги, которая проявляется в связи между обязательственными, иными правами и документом, который эту связь удостоверяет и подтверждает [7, с. 140].

Цифровой оборот значительно усилил меры сохранности бездокументарной ценной бумаги, разумеется, существуют случаи утраты учетных записей реестродержателя или депозитария, однако они могут быть восстановлены по заявлению в судебную инстанцию о восстановлении данных учета прав, (ст. 149.5 ГК РФ), с предварительным опубликованием лицом, осуществляющим учет прав, в СМИ информации об утрате учетных записей для информирования владельцев ценных бумаг. На основе вступившего в законную силу решения компетентного суда будут проведены процедуры по восстановлению реестра, о чем так же последует сообщение в СМИ.

В свою очередь, в случае утраты документарной ценной бумаги ее держатель теряет возможность реализации своих прав по ней, так как зачастую, они выпущены в виде предъявительских и ордерных, что имеет существенные отличия от бездокументарных ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ), по общему правилу, признающихся именными. Разумеется, ст. 148 ГК РФ предусматривает возможность восстановления документарной ценной бумаги. Но все же, риск потери материального носителя намного выше, чем сбой данных и бесследная утраты реестра с бездокументарными ценными бумагами.

Появление бездокументарных ценных бумаг значительно упростило не только безопасность владения, но взаимодействие эмитента и приобретателя. Цифровой способ фиксации ценных бумаг, при помощи блокчейн технологии, фиксирует права держателя ценной бумаги в реестре держателей ценных бумаг.

Бездокументарные ценные бумаги оцифровываются в соответствии с правовым режимом цифровых финансовых активов и цифровых свидетельств, закрепленного Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [8]. Цифровые финансовые активы удостоверяют права держателя бездокументарной ценной бумаги на принадлежащую ему на законных основаниях ценную бумагу с помощью цифрового кода. Математический код соответствует записи о владельце в электронной базе данных, которую ведет реестродержатель или депозитарий, занимающиеся сбором и хранением информации.

Держатель ценной бумаги идентифицируется с помощью с помощью цифровой записи, которая включает в себя информацию: о личных данных эмитента, выпустившего ценные бумаги, виде ценных бумаг, количестве и номинальной стоимости. Реестродержатель выполняет функционал по сбору и хранению данных, вносит в реестр записи об операциях на счете, ведет учет прав по ценным бумагам, вносит запись о переходе прав и удостоверяет права на бездокументарные ценные бумаги. Депозитарий осуществляет хранение сертификатов ценных бумаг и ведет учет перехода прав от одного владельца к другому.

Необходимо учитывать, что так как сделки с ценными бумаги не подлежат государственной регистрации, фиксация прав и внесение данных держателей бездокументарных ценных бумаг в электронный реестр является ничем иным, как фиксацией прав с помощью технических средств. Держатель бездокументарной бумаги производит операции с ними, с помощью внесением реестродержателем или депозитарием записи по счету. Переход прав от одного держателя ценных бумаг к другому не требует наличие гражданско-правового договора о передаче прав. В тот момент, когда насчет получателя ценных бумаг будет внесена запись о приходе, будет совершен переход прав. Собственник бездокументарной ценной бумаги не имеет возможности потребовать депозитный сертификат или документальное подтверждения своего правообладания ценной бумагой, однако он может обратиться к реестродержателю за выпиской для подтверждения своих прав. В таком случае реестродержатель обязан предоставить выписку из реестра в течение пяти дней с момента направления запроса.

Вопросы наследования бездокументарных ценных бумаг также имеют существенные различия по сравнению с документарными ценными бумагами. В случае наследования документарных ценных бумаг происходит переход вещного права, который не требует от держателя ценных бумаг дополнительных действий. В соответствии с п. 5 ст. 149.2 ГК РФ при наследовании ценных бумаг в бездокументарной форме переход прав от наследодателя к наследнику происходит на основании свидетельства о праве на наследство. Однако наследник, должен позаботиться об открытии счета у реестродержателя или в депозитарии, который ведет реестр эмитента, ценные бумаги которого подлежат переводу. Только после открытия счета реестродержатель может внести насчет наследника запись о приходе, и с этого момента он становится собственником ценной бумаги, способным реализовывать все предоставленные ему правомочия.

Природа бездокументарной конструкции ценной бумаги не представляет возможным применение исков, которыми мог бы защититься владелец документарной ценной бумаги, например исками об истребовании документарных ценных бумаг из чужого незаконного владения, об обездвижении документарных ценных бумаг, об исполнении прав требования по подложной документарной ценной бумаге. Несмотря на доктринальные споры цивилистов, мы придерживаемся концепции, невозможности виндикации бездокументарной ценной бумаги, в связи с отсутствием материального носителя, на который можно было бы передать физически. В связи с этим законодатель предусмотрел собственные способы защиты бездокументарных ценных бумаг.

Помимо специального способа защиты в виде заявления о восстановлении данных учета прав, который был рассмотрен выше, при совершении неправомерного списания ценных бумаг по счету законного держателя бездокументарной ценной бумаги, данное лицо может защитить свое нарушенное право, требованием о возврате такого же количества ценных бумаг такого же рода (ст. 149.3 и ст. 149.4 ГК РФ).

Если лицо, насчет которого были неправомерно переведены бездокументарные ценные бумаги, произвело сделки по конвертации ценных бумаг в денежные средства или другие ценные бумаги, у законного правообладателя ценных бумаг возникает право требовать возврата конвертированных ценных бумаг, в тех объемах той же стоимости, либо предъявить требование о возмещении убытков. Однако законодатель защищает добросовестного приобретателя, от которого нельзя истребовать списанные ценные бумаги, в этом случае их законный правообладатель может обратиться с иском о возмещении убытков к недобросовестному отчуждателю.

Неосязаемая цифровая структура бездокументарных ценных бумаг, требующая математического подхода к исследованию, абсолютно точно не позволяет применения норм вещного права, регулирующего гражданско-правовой режим документарных ценных бумаг. В связи с этим, требуется усовершенствование правового режима бездокументарных ценных бумаг, а также внесение изменений в законодательно закрепленное в ст. 142 ГК РФ об определении ценных бумаг. Необходимо четко разграничить ценные бумаги в зависимости от прав, которые они закрепляют и не допускать наложения норм кардинально противоположных правовых режимов. Важно помнить, что «бездокументарная ценная бумага не является вещью, поэтому по ее поводу могут складываться только обязательственно-правовые, а не вещно-правовые отношения» [9, с. 14].

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 08.08.2024) // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 05.06.2025).
  2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О рынке ценных бумаг» // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=495276&dst=100001#61CbIrU6y6MjfkkF1 (дата обращения: 05.06.2025).
  3. Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О центральном депозитарии» // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=496562&dst=100001#l6YbIrUTJPdLz9s (дата обращения: 05.06.2025).
  4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «Об акционерных обществах» // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=483245&dst=100001#8h7cIrUe4mnPVl0w1 (дата обращения: 05.06.2025).
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 01.06.2025) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=508357&dst=100001#YwjcIrUG0iyTe7g61 (дата обращения: 07.06.2025).
  6. Подузова Е.Б. Проблемы правового регулирования оборота ценных бумаг: Учебник / Е.Б. Подузова – Москва: Проспект, 2021. C. 27.
  7. Нерсесов Н.О. Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве. М.: Статут, 1998. C. 140.
  8. Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=495180&dst=100001#Y3FeIrU1lTDxKpVH (дата обращения: 10.06.2025).
  9. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. Под ред. проф. Е.А. Суханова. Вступительная статья проф. Е.А. Суханова. – М.: Учебно-консультационный̆ центр «ЮрИнфоР», 1996. С. 14.

Поделиться

52

Козлова Т. В. Актуальные вопросы правового регулирования оборота бездокументарных ценных бумаг // Актуальные исследования. 2025. №28 (263). Ч.I. С. 49-52. URL: https://apni.ru/article/12658-aktualnye-voprosy-pravovogo-regulirovaniya-oborota-bezdokumentarnyh-cennyh-bumag

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (265)

Прием материалов

26 июля - 1 августа

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа