Формирование системы художественно-эстетического развития дошкольника в процессе развития декоративно-прикладного творчества

Формирование системы художественно-эстетического развития дошкольника в процессе развития декоративно-прикладного творчества

В статье идет речь о личностном развитие человека, которое несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

Аннотация статьи
воспитание
творчество
дошкольник
художественно-эстетического развитие
Ключевые слова

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Умственное развитие формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном развитии у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства ребенка.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе, людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будет создано, составляет особую форму психологической деятельности – воображение, а также фантазию, как разновидность воображения. Воображение свойственно только человеку. Возникает оно в процессе труда. Прежде чем сделать какую-либо вещь, ребенок представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате этих действий.

На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, прослушивание музыки, восприятие природы и т.д. Благодаря знакомству с искусством декоративно-прикладного творчества, образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

Декоративно-прикладное творчество – является важнейшим средством эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Способствует развитию следующих психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь, а также развитие мелкой моторики.

Декоративно-прикладное творчество – необходимое звено воспитания многогранной личности, ее образования, ее ранней ориентации. Оно создает ребенку условия для полноценной жизни в пору детства. Ведь если ребенок живет полной жизнью, у него будет больше успехов и достижений по мере его взросления.

Особая ценность декоративно-прикладной деятельности заключена в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. Современность предъявляет новые требования к процессу обучения и воспитания: не подавляя волю ребенка, следует воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка. Учитывая все эти факторы, а также интерес и желание ребенка рисовать, работать с бумагой, с пластилином, природным и бросовым материалом в объединении «АБВГДейка» организованы занятия по курсу «Умелые ручки».

В основу программы занятий были положены принципы актуальности, реалистичности, систематичности, активности, воспитывающего характера обучения, доступности программного материала и возможность осуществления контроля.

Цель программы – формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, эстетической культуры и духовности, воспитание уважения к искусству, в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.

Занятия в кружке рассчитаны на решение следующих задач.

Образовательные:

  • Знакомство обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • Обучение детей умению владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • Обучение технологиям разных видов творчества: рисование, аппликация, лепка, моделирование.
  • Формирование умения самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

Развивающие:

  • Создание условий для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
  • Развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания;
  • Развитие мелкой моторики рук, глазомера.

Воспитательные:

  • Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству;
  • Приобщение детей к эстетической культуре;
  • Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
  • Воспитание уважения к народным культурным ценностям.

В процессе обучения дети не только знакомятся с изделиями декоративно-прикладного творчества, но и создают их самостоятельно.

В процессе создания дети учатся видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту форм, сочетание цветов и оттенков: ведь, вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей в процессе занятий развиваются в разных направлениях: дети создают эскизы, продумывают и создают предметы декоративного творчества, учатся находить способы изображения и оформления предмета, переносить задуманное на предмет или на изделие.

На занятиях кружка у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова и музыки - все это помогает детям попасть в необычный мир творчества, приобщиться к художественной культуре, делает занятия живыми и интересными.

Особенность декоративно-прикладного творчества состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы обучающиеся не потеряли интереса к работе над одним и тем же изделием, когда до конечного результата работы еще далеко, необходимо подводить итоги работы на каждом уроке, повышать результативность работы путем подведения итогов одного занятия, проведения выставок изделий одного дня. В этом случае дети видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Зримо ощущая результаты своего труда и убеждаясь в своих возможностях, дети работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий дети дают объяснения, в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы, развиваются их творческое мышление и речь.

Сегодня непозволительно пускать на самотек эмоционально-нравственное развитие, ибо это чревато воспитанием черствости по отношению к другому человеку и к природе.

Занятия декоративно-прикладным творчеством дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации, в котором порождаются и воплощаются замыслы маленького мастера. Средствами искусства воспитывается способность к художественному творчеству. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личности ребенка, формирует его отношение к действительности, а саморазвитие личности опирается на постижение художественной гармонии.

Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему опыту человечества, накопленному в области прикладного творчества, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.

Особенности декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста

К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного в большой выразительности, прием форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.

Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания, отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными.

Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются 2 вида изображений – сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображения молодой девушки олицетворяли весну и т.д. Помимо символических образов, большое распространение получили и сказочные образы: птица сирин, кентавр – получеловек-полузверь, единорог – конь с рогом во лбу, крылатый зверь – гриф, и т.д. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения, в то же время, сохраняли черты народной условности.

Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент – это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм – это определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах ДПИ. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Например, солнце они изображали в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом, они видимо олицетворяли богиню земли и охраняющих ее всадников. Потеряв свое культурное значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные элементы.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно и красочно. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных нот.

Текст статьи
  1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 183 с.
  2. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981. – 371 с.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. / Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / СПб.: КАРО, 2008. – 278 с.
  4. Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; Спб; Сова, 2006. – 186 с.
  5. Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека – М., 1991. – С. 17.
  6. Полозова, Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – М.: Просвещение, 2007. – 362 с.
  7. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. – «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2012. – 173 с.
  8. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. –М.: Творческая педагогика, 1993 г.
  9. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – изд. Академия, 2008 г.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 января по 29 января
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
02 февраля
Загрузка в elibrary
02 февраля
Рассылка печатных экземпляров
08 февраля