Главная
АИ #28 (263)
Статьи журнала АИ #28 (263)
Реализация муниципальных проектов в администрации муниципального образования «Во...

Реализация муниципальных проектов в администрации муниципального образования «Володарский муниципальный район Астраханской области»

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

муниципальные проекты
Володарский район
цифровизация
ТОС
гражданское участие
местное самоуправление
социально-экономическое развитие
электронное управление

Аннотация статьи

В статье анализируются приоритетные направления и особенности реализации муниципальных проектов в Володарском районе Астраханской области. Рассматриваются примеры успешных инициатив в сферах цифровизации, благоустройства, экологии и социальной политики. Особое внимание уделено механизмам участия граждан, межведомственному взаимодействию и кадровым ресурсам. Проведено сравнительное сопоставление с другими муниципальными образованиями региона. В завершении предложены практические меры по повышению результативности и прозрачности муниципального управления.

Текст статьи

Введение

В современных условиях устойчивое развитие муниципальных образований во многом зависит от способности органов местного самоуправления (ОМСУ) реализовывать проекты, направленные на улучшение социальной инфраструктуры, качества услуг и уровня жизни населения. Володарский район Астраханской области активно включён в реализацию таких инициатив, в том числе в рамках национальных и региональных программ.

Постановка проблемы

Несмотря на определённые достижения, большинство муниципальных образований России, включая Володарский район, сталкиваются с рядом ограничений: высокая дотационность бюджетов, кадровый дефицит, низкий уровень цифровизации в сельской местности, слабая вовлечённость населения в принятие решений. Необходима адаптация проектных механизмов к реальным условиям района.

Реализация проектов: практика Володарского района

В последние годы администрацией Володарского района реализован ряд значимых проектов:

  • Цифровизация управления – внедрён электронный документооборот и чат-бот для связи с населением [4];
  • Благоустройство сёл в рамках программы «Комфортная городская среда»;
  • Проект «Светлый посёлок» – модернизация уличного освещения в с. Цветное;
  • Расчистка протоки Ахтуба – экологическая инициатива при поддержке регионального Минэкологии [5];
  • Капремонт объектов образования – улучшена инфраструктура школ и детсадов в Тулугановке, Козлово, Маково [4];
  • Грантовая поддержка молодёжи – через местные конкурсы инициатив.

Сравнение с другими муниципальными образованиями Астраханской области.

Для всестороннего понимания уровня муниципального управления и развития Володарского района проведен сравнительный анализ с другими муниципальными образованиями Астраханской области – в частности, с Приволжским, Красноярским и Икрянинским районами.

1. Социально-экономические показатели:

Таблица

Показатель (2023 г.)

Володарский район

Приволжский район

Красноярский район

Икрянинский район

Численность населения

35200

47800

42100

38500

Уровень безработицы

6,4%

5,1%

4,8%

6,9%

Среднемесячная з/п

32000 руб.

34 500 руб.

33 800 руб.

31 600 руб.

Бюджет доходов (млн руб.)

890

1050

980

870

Реализуемые практики

ТОС, экология, цифровизация

АПК-кластеры, СПК, агротехнопарк

Электронная деревня, ТОС

Экотуризм, школьные самоуправления

Володарский район демонстрирует стабильную динамику, но отстаёт от Приволжского по привлечению инвестиций и от Красноярского по цифровому охвату сельских территорий.

2. Муниципальные программы и инициативы:

  • Володарский район выделяется активной реализацией программ ТОС (территориальное общественное самоуправление);
  • В Красноярском районе внедрена практика «электронной деревни» с онлайн-доступом к госуслугам;
  • Приволжский район активно развивает агропромышленный кластер и привлекает инвестиции через СПК (сельхозпотребкооперативы);
  • Икрянинский район сосредоточен на рыбной промышленности и экологическом туризме.

3. Качество управления. По результатам мониторинга Минэкономразвития региона (2023):

  • Володарский район входит в «среднюю» группу по уровню муниципального управления;
  • Приволжский район – в «высокую»;
  • Красноярский и Икрянинский – также в «среднюю».

4. Общественная активность:

  • В Володарском районе активно развиваются волонтёрские центры при школах и библиотеках;
  • Красноярский район лидирует по числу зарегистрированных ТОСов (более 40);
  • В Икрянинском – действуют экологические патрули и проекты школьного самоуправления.

Анализ показывает, что Володарский район демонстрирует устойчивую, но умеренную динамику в сравнении с рядом соседних МО. Основные направления для усиления – развитие предпринимательства, повышение прозрачности управления, цифровизация и формирование бренда территории с учётом местных особенностей (водные ресурсы, этнокультурные традиции, туризм).

Муниципальное управление в Володарском районе – важнейший инструмент устойчивого развития территории. Эффективная работа органов МСУ, при тесной координации с государственными структурами, опорой на местные ресурсы и вовлечённость граждан, способна обеспечить рост качества жизни населения и социально-экономическую стабильность. Перспектива района – в грамотном балансе между сохранением традиционного уклада и внедрением современных управленческих практик.

Выводы и предложения:

Проведённый анализ показывает, что в Володарском районе сформирован прочный фундамент проектного управления. Однако, для выхода на новый уровень устойчивого развития требуется:

  1. Расширить цифровую инфраструктуру. Рекомендуется внедрить системы «Умное село» с телемедициной, онлайн-образованием, цифровыми сервисами ЖКХ в отдалённых поселениях.
  2. Усилить мотивацию молодёжи к участию в проектах. Создать «Молодёжный акселератор» при администрации с грантами, наставниками и платформой проектной деятельности.
  3. Ввести систему оценки эффективности проектов (KPI). Для повышения прозрачности и подотчётности целесообразно внедрить методику оценки результатов по SMART-критериям с онлайн-доступом граждан.
  4. Развивать механизмы муниципально-частного партнёрства (МЧП). Предлагается вовлекать частных инвесторов в проекты по модернизации ЖКХ, переработке сельхозпродукции и экотуризму через подписку на целевые облигации или концессии.
  5. Создать муниципальный ИТ-отдел с дистанционными сотрудниками. Для преодоления дефицита ИТ-кадров можно внедрить модель удалённых специалистов и сотрудничества с региональными вузами (Астрахань, Казань, Самара).

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
  2. Конституция Российской Федерации. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
  3. Кузнецов Р.А. Цифровизация государственного управления: современные подходы и практика. Москва: Изд-во, 2020.
  4. Официальный сайт администрации Володарского района. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://volodarsky.ru.
  5. Официальный сайт «Заря Каспия». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zarya-kaspiya.ru.
  6. Петрова А.А. Гражданское участие в развитии муниципальных проектов. Журнал «Муниципальное управление», 2021, № 3, С. 45-53.
  7. Устав МО «Город Астрахань». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://astrahan.ru/ustav.
  8. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.

Поделиться

93

Ирталиева И. Н. Реализация муниципальных проектов в администрации муниципального образования «Володарский муниципальный район Астраханской области» // Актуальные исследования. 2025. №28 (263). Ч.II. С. 23-25. URL: https://apni.ru/article/12662-realizaciya-municipalnyh-proektov-v-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-volodarskij-municipalnyj-rajon-astrahanskoj-oblasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (265)

Прием материалов

26 июля - 1 августа

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

6 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа